ЗАЯВКА
на участие в конкурсном отборе инновационных социальных проектов
муниципальных образований, государственных и муниципальных учреждений,
российских некоммерческих организаций и общественных объединений
по внедрению и распространению новых методик и технологий, способствующих сокращению
детского и семейного неблагополучия, оказанию помощи детям и семьям с детьми,
находящимся в трудной жизненной ситуации
Номер заявки _______________
|
Дата приема заявки «______» _____________ 2012 г.
|
(Номер присваивается по журналу регистрации заявок)
Раздел 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
1.1. Наименование проекта |
Апробация и внедрение технологий вариативного образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья Красногорского муниципального района |
1.2. Приоритетное направление деятельности Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, которому соответствует проект |
Социальная поддержка семей с детьми-инвалидами для обеспечения максимально возможного развития таких детей в условиях семейного воспитания, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество.
|
1.3. Заявитель
|
Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Созвездие» (Красногорский муниципальный район Московской области) ИНН 5024076223 КПП 502401001 ОГРН 1055004252160 ОКПО 78137361 ОКАТО 46223501000 ОКВЭД - OKVED061 (OKVED062, OKVED063, OKVED064, OKVED065) Расчетный счет 40701810200001000144 в отделении 1 Московского ГТУ Банка России УФК по Московской области (ФУА Красногорского МР (МОУ ППМС центр)) л/с 20243001759 в Красногорске ОСБ 7808 г. Красногорск БИК 044583001 КБК 91030399050050000180 Юридический адрес: 143403, Московская область, г. Красногорск, ул. Народного Ополчения д.7 Фактический (почтовый) адрес: тот же телефон, факс: 8(498)568-56-11; 8(498)568-56-00; 8(495)564-51-63 электронный адрес: 5685600@mail.ru Должность, Ф.И.О. руководителя: директор центра - Сюрин Сергей Николаевич Должность, Ф.И.О. лица, ответственного за реализацию проекта: директор центра – Сюрин Сергей Николаевич |
1.4. Продолжительность, сроки реализации проекта |
18 месяцев, с 01 апреля 2013г. по 30 сентября 2014г.
|
1.5. Объем финансирования проекта
|
Объем средств, необходимых для реализации мероприятий проекта – 3 040 000 рублей, в том числе: объем собственных средств заявителя, направляемых на реализацию мероприятий проекта – 1 440 000 рублей; объем привлеченных (благотворительных) средств, поступивших от сторонних организаций или граждан, на реализацию мероприятий проекта – 100 000 рублей; объем средств Фонда, запрашиваемых на реализацию мероприятий проекта – 1 500 000 рублей. |
Раздел 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
2.1. Цель проекта |
Апробация и внедрение технологий психолого – медико – социального сопровождения, обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья Красногорского муниципального района |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.2. Задачи проекта
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.3. Адресная направленность проекта |
Число детей, входящих в состав целевой группы проекта – 150человек.
Списки детей, участвующих реализации программных мероприятий проекта будут согласовываться с Управлением образования администрации Красногорского муниципального района. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.4. Наименование органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, учреждений, организаций, с которыми согласован проект |
Министерство образования Московской области Отдел опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Красногорскому муниципальному району Администрация Красногорского муниципального района Управление образования администрации Красногорского муниципального района Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Красногорского муниципального района |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.5. Содержание проекта
|
Актуальность проблемы более пристального научного и практико-ориентированного исследования проблемы апробации и внедрения технологий вариативного образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена тем, что с каждым годом возрастает численность несовершеннолетних с особыми образовательными потребностями, в социуме происходит неуклонный рост подростковой девиации, возникают все более разнообразные и усложняющиеся формы её проявлений, усиливаются негативные последствия асоциального поведения как для самих подростков, так и всего общества. Модернизация системы общего образования, переход на обучение в соответствии с Федеральными Государственными образовательными стандартами второго поколения, являющихся отражением социального заказа, с учетом требований к образованию, предъявляемых семьей, обществом и государством, основанных на компетентностной основе, повышение роли социально-психологической службы образовательного учреждения в работе с несовершеннолетними, нуждающимися в психолого-медико-социальном сопровождении, указывает на необходимость более пристального изучения адаптивных и ресурсных возможностей современной образовательной системы в реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья и сложными типами дизонтогенеза на доступное образование, воспитание, комплексную психолого-медико-социальную помощь и реабилитацию. В системе образования Красногорского муниципального района сложилась следующая общая структура специального (коррекционного) образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время система коррекционно-развивающего обучения представлена специализированными (логопедическими) группами (39 логогрупп – 663 чел.) и логопунктами (50, 25 логопункта – 1206 чел.) в МДОУ, МСКОУ «Начальная школа-детский сад» для детей с нарушениями зрения (дошкольные группы – 112 чел., начальная школа – 64 чел.), школьное отделение МОУ ППМС центра «Созвездие» (начальная школа для детей с задержками психического развития различного генеза – 93 чел., дети со сложными видами дизонтогенеза – 26 чел.), МБОУ «Центр образования» (2 класса для детей с задержкой психического развития в среднем звене – 21чел.), МБОУ гимназии № 5 – (5 классов для детей с нарушениями зрения – 45 чел.). Коррекционное отделение МОУ ППМС центра «Созвездие» ежегодно оказывает амбулаторную помощь детям, нуждающимся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (2006-2007 уч. год – 348 чел., 2007-2008 уч. год – 924 чел., 2008-2009 уч. год – 1458 чел., 2009-2010 уч. год– 1970 чел., 2010-2011 уч. год – 2095 чел., 2011-2012 уч. год – 2495 чел.). Соматически ослабленные дети ежегодно реализуют свое право на образование посредством обучения по программам индивидуального (надомного) обучения (2011-2012 уч. год – 147чел., 2012-2013 уч. год – 162 чел.) дистанционного образования (2012-2013 уч. год – 12 чел.). Количество детей-инвалидов – 138 чел. Таким образом, численность детей, нуждающихся в оказании специализированной помощи ежегодно составляет 2230 чел. и отмечается устойчивая тенденция к росту численности детей с ограниченными возможностями здоровья и сложными типами дизонтогенеза. Существующие виды обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья не учитывают современного состояния проблемы вариативного воспитания и обучения детей с различными типами дизонтогенеза, при этом реализация мероприятий «Апробация и внедрение технологий вариативного образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья Красногорского муниципального района» позволит не только качественным образом расширить границы коррекционно-развивающего обучения, но также апробировать и внедрить в учебно-воспитательный процесс в ОУ Красногорского муниципального района вариативные формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. дистанционные, инклюзивные формы образования, технологии личностно-ориентированного обучения детей со сложными нарушениями онтогенеза, в частности: несовершеннолетних, страдающих детским церебральным параличом, синдром Дауна, аутизма Каннера и Аспергера, умственной отсталостью, сочетающейся с эпилепсией, ДЦП, ТНР, аутизацией и др. Современная технологизация системы образования, внедрение ФГОС II поколения, информатизация учебно-воспитательного процесса, активизация применения компьютерных и мультимедийных технологий в системе среднего (общего) образования позволяет с уверенностью утверждать о концептуальном совершенствовании существующей системы образования, повсеместной диссеминации компетентностного подхода к обучению и воспитанию, вместе с тем, диапазон методик и технологий, которые могут быть применены при организации учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процесса среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, к настоящему моменту не способен удовлетворить возрастающую потребность в вариативности, дифференциации и индивидуализации их образовательной траектории. Реализация мероприятий данного проекта позволит не только качественным образом перераспределить существующие акценты из области деструктивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях исключительно надомного обучения, апробировать и внедрить современные технологии вариативного образования и воспитания ребенка-инвалида, разработать концептуальную модель построения индивидуальной образовательной траектории с учетом типа дизонтогенеза, апробировать и внедрить технологии социализации таких несовершеннолетних в классных коллективах в прямой взаимосвязи с их социогенным и коммуникативным потенциалом. Разработка, апробация и внедрение программ комплексного психолого-медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждений общего образования с учетом типа дизонтогенеза, социогенного и коммуникативного потенциала позволит перевести систему обучения детей-инвалидов из деструктивной модели, учитывающей невозможность посещения такими детьми учреждений образования в модель, построенную на принципах поддерживающей и гуманистической педагогики, педагогики сотрудничества, учитывающей тип дизонтогенеза, уровень актуального развития и зону ближайшего развития. Целевая группа детей с ограниченными возможностями здоровья будет сформирована из детей, проходящих комплексное психолого-медико-педагогическое обследование в условиях муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии Красногорского муниципального района. Для детей целевой группы, выявляемым в ходе комплексного обследования и диагностики будут разрабатываться индивидуальные программы психолого-медико-социальной коррекции и реабилитации, обучения и воспитания, постепенной социализации и интеграции в систему среднего (общего) образования с учетом типа дизонтогенеза, уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Вместе с этим среди детей, составляющих ближайшее социальное окружение детей, входящих в состав целевой группы проекта будут апробироваться технологии сано-генетического мониторинга, разрабатываться методология и технологии предупреждения соматических и психосоматических заболевания посредством реализации системы мер превентивной и отдаленной профилактики заболеваемости, применения технологий дифференцированного обучения с учетом уровня здоровья, дозирования учебных нагрузок. Дополнительно в рамках реализации инклюзивной модели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в системе среднего (общего) образования среди детей, составляющих ближайшее окружение целевой группы будут апробироваться и внедряться технологии формирования навыков эффективной коммуникации с детьми условно нормативного варианта развития и детьми-инвалидами, с целью более полной социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в полноценный общеобразовательный процесс. Этапы реализации проекта:
На экпериментально-апробационном этапе будет осуществляться разработка, апробация и внедрение программ комплексного психолого-медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждений общего образования, разработана модель индивидуальной образовательной траектории для детей с ограниченными возможностями здоровья построенная на принципах поддерживающей и гуманистической педагогики, педагогики сотрудничества, учитывающей тип дизонтогенеза, уровень актуального развития и зону ближайшего развития. На данном этапе будет организована работа по повышению квалификации специалистов, реализующих программы комплексного психолого-медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и различными типами дизонтогенеза, организована работа школы компетентных родителей, издан сборник из опыта апробации технологий экспериментально-апробационного этапа.
На этапе внедрения и диссеминации будет продолжена работа по совершенствованию технологий комплексного психолого-медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждений общего образования (целевая группа и социальное окружение), а также будет проведен цикл обучающих семинаров, мастер-классов и конференций по диссеминации опыта реализации мероприятий проекта, созданы методические сборники из опыта апробации и внедрения программ оказания комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, курсы повышения квалификации для специалистов, реализующих программ коррекционно-развивающего обучения в системе образования Московской области. Инновационный характер реализуемого проекта обусловлен тем, что к процессу комплексного психолого-медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья будут привлечены все целевые группы (педагоги, специалисты в сфере коррекции, администрация ОУ, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с условно нормативным вариантом развития, родительская общественность). В рамках реализации проекта будут апробированы и внедрены в учебно-воспитательный процесс вариативные формы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, что позволит качественным образом перераспределить существующие акценты из области деструктивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях исключительно надомного обучения, апробировать и внедрить современные технологии вариативного образования и воспитания ребенка-инвалида, разработать концептуальную модель построения индивидуальной образовательной траектории с учетом типа дизонтогенеза, апробировать и внедрить технологии социализации таких несовершеннолетних в классных коллективах в прямой взаимосвязи с их социогенным и коммуникативным потенциалом. Будут апробированы и внедрены технологии сано-генетического мониторинга, разработана методология и технологии предупреждения соматических и психосоматических заболевания посредством реализации системы мер превентивной и отдаленной профилактики заболеваемости, применения технологий дифференцированного обучения с учетом уровня здоровья, дозирования учебных нагрузок. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.6. Описание основных мероприятий проекта |
Актуальность реализации мероприятий проекта обусловлена тем, что в социуме происходит неуклонный рост численности детей с ограниченными возможностями здоровья, возникают все более разнообразные и усложняющиеся формы раннего дизонтогенеза, усиливаются негативные последствия десоциализации детей с ограниченными возможностями здоровья как для самих подростков (формирование деструктивных форм поведения – аддиктивное, девиантное, деликвентное, аутоагрессивное и др.), так и всего общества. В работе с такими детьми имеет место противоречие между её целями, содержанием, формами, методами и недостаточным учетом педагогами характера микросоциального окружения подростка, сложившихся типов семейных отношений и семейного воспитания, типа ограниченных возможностей здоровья, вариантов дизонтогенеза и др. Предлагаемый механизм реализации мероприятий проекта включает в себя 4 основных раздела: Раздел 1. Внедрение в учебно – воспитательный процесс образовательных учреждений Красногорского муниципального района альтернативных форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дистанционных форм образования, инклюзивных форм образования. Раздел 2. Применение в учебно – воспитательном процессе образовательными учреждениями Красногорского муниципального района технологий личностно – ориентированного обучения детей со сложными формами дизонтогенеза. Раздел 3. Расширение сети специальных (дошкольных) коррекционных групп в дошкольных учреждениях и специальных (коррекционных) классах в образовательных учреждениях с учетом типа дизонтогенеза, в частности: несовершеннолетние, страдающие детским церебральным параличом, синдромами Дауна, аутизма Каннера и Аспергера, умственной отсталостью, сочетающейся с эпилепсией, ДЦП, ТНР, аутизацией и др. Раздел 4. Организация работы по раннему выявлению детей с различными типами дизонтогенеза, внедрение технологии превентивной и отдаленной коррекции и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья В связи с заложенным сетевым механизмом реализации мероприятий проекта все подразделы реализуются с позиций не только апробации и внедрения инновационных методик и технологий, но и рассчитаны на диссеминацию опыта реализации индивидуальных программ комплексного психолого-медико-социального сопровождения, построения модели индивидуальной образовательной траектории для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, коррекционно-развивающего воздействия на все звенья учебно-воспитательного процесса (учительская общественность, родители, дети референтно-значимого микросоциального окружения, совершенствование административно-управленческих технологий ОУ). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.7. Описание инновационных методик и технологий, внедряемых и распространяемых в рамках проекта
|
Используемые инновационные методики и технологии комплексного психолого-медико-социального сопровождения, построения модели индивидуальной образовательной траектории для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, коррекционно-развивающего воздействия на все звенья учебно-воспитательного процесса (учительская общественность, родители, дети референтно-значимого микросоциального окружения, совершенствование административно-управленческих технологий ОУ) в настоящее время активно используются в системе специального (коррекционного) образования, однако апробация и внедрение технологий личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию детей в условиях учреждений общего образования не находят должного отражения в современных общеобразовательных системах. Разработка концептуальной модели раннего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения позволит не только расширить грани образования для детей-инвалидов и несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, но и использовать имеющийся социогенный и коммуникативный потенциал для наиболее полноценной социализации в условиях учреждений общего образования. Опыт реализации технологий комплексного психолого-медико-социального сопровождения и эффективность вышеуказанных методик основана на классической научно-методологической базе, реализующейся в системе специального (коррекционного) образования, но не имеющей своего отражения в системе среднего (общего) образования. Технологии комплексного психолого-медико-социального сопровождения используются в коррекционно-развивающей и учебно-воспитательной работе МОУ ППМС центра «Созвездие» среди детей с задержкой психического развития различного генеза, сложными формами дизонтогенеза и доказывают свою эффективность при организации учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процесса в центре (ежегодно центр осуществляет выпуск детей, прошедших курс коррекционно-развивающего обучения для дальнейшего обучения по программам массовой школы не менее 45-55%). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.8. Ожидаемые результаты проекта |
Таким образом, реализация мероприятий проекта позволит не только качественным образом расширить границы коррекционно-развивающего обучения, но также апробировать и внедрить в учебно-воспитательный процесс в учреждений общего образования вариативные формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. дистанционные формы образования, инклюзивные формы образования, технологии личностно-ориентированного обучения детей со сложными нарушениями онтогенеза, в частности: несовершеннолетние, страдающие детским церебральным параличом, синдромами Дауна, аутизма Каннера и Аспергера, умственной отсталостью сочетающейся с эпилепсией, ДЦП, ТНР, аутизацией и др. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.9. Показатели ожидаемой эффективности реализации проекта |
Указать следующие обязательные показатели ожидаемой эффективности реализации проекта. Общие (для всех проектов) показатели Раздел 1. Оказание помощи целевой группе проекта: 1) число детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, включенных в состав целевой группы проекта (2013 г. – 75 человек, 2014 г.– 75 человек); 2) число семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, включенных в состав целевой группы проекта (2013 г. – 75 семей, 2014 г. – 75 семей); 3) общее число детей и взрослых, принимающих участие в мероприятиях проекта (2013 г. – 800 человек, 2014 г. – 400 человек); Раздел 2. Внедрение новых методик и технологий: 1) количество новых методик и технологий, ранее не используемых заявителем в деятельности по оказанию помощи целевой группе и внедренных за период реализации проекта (2013 г. – 5 единиц, 2014 г. – 5 единиц); 2) расширение охвата целевой группы новыми видами помощи (не менее чем на 20%): число на начало реализации проекта 15 чел., на конец 2013 года 75 чел., на дату завершения проекта в 2014 г. 150 чел. 3) число обученных специалистов учреждения, в рамках мероприятий по внедрению новых методик и технологий, непосредственно работающих с целевой группой: 2013 г. – 50 человек; 2014 г.–75 человек); 4) число добровольцев, обученных навыкам оказания помощи целевой группе и участвующих в практической работе с целевой группой: 2013 г. – 15 человек, 2014 г. – 25 человек. Раздел 3. Распространение новых методик и технологий: 1) число специалистов других профильных организаций, прошедших обучение в рамках мероприятий по распространению новых методик и технологий –30 человек; 2) количество изданных методических материалов по использованию новых методик и технологий, внедренных в ходе проектной деятельности (2013 г. – 5 единиц наименования, 2014 г. – 5 единиц наименования); 3) общий тираж методических изданий, изданных в рамках проекта (2013 г. – 1000 экземпляров, 2014 г. – 1000 экземпляров); 4) число публикаций в печатных средствах массовой информации о ходе и результатах реализации проекта (2013 год – 5 единиц, 2014 год – 5 единиц). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.10. Территория реализации проекта
|
Субъект Российской Федерации – Московская область Муниципальное образование, на территории которого будет реализовываться проект – Красногорский муниципальный район Муниципальные образования, на территории которых будут реализовываться мероприятия по распространению и внедрению опыта использования новых методик и технологий – Истринский муниципальный район, Солнечногорский муниципальный район, г.о. Химки, Волоколамский муниципальный район, Дмитровский муниципальный район, Люберецкий муниципальный район. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.11. Ресурсное обеспечение проекта
|
Ресурсное обеспечение проекта включает в себя следующие компоненты: финансовый, материально-технический, информационный и кадровый: Финансовый компонент: финансирование программных мероприятий проекта осуществляется из средств местного бюджета Красногорского муниципального района, запланированных в рамках реализации долгосрочной целевой программы Красногорского муниципального района и составляет в 2013г. – 710 000рублей, в 2014г. – 730 000рублей (перечень мероприятий утвержден Постановлением Главы Красногорского муниципального района), 100000 рублей (привлеченные (сносорские) средства). Материально-технический компонент: материально-техническое обеспечение реализации программных мероприятий проекта осуществляется на базах МОУ ППМС центра «Созвездие» в составе которого функционируют коррекционное отделение (имеются специализированные кабинеты педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, медицинский кабинет, тренинговый зал, комната сенсорного развития, кабинет Монтессори, кабинет песочной и сказкотерапии, оснащенные коррекционно-развивающим оборудованием, ТСО, аудиовизуальными средствами, мультимедийными проекторами, стимульным, дидактическим и диагностическим материалом); школьное отделение (имеются специализированные кабинеты для обучения детей с задержкой психического развития различного генеза, кабинеты учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, медицинский кабинет, оснащенные коррекционно-развивающим оборудованием, ТСО, аудиовизуальными средствами, мультимедийными проекторами, стимульным, дидактическим и диагностическим материалом). Информационный компонент: реализация информационного компонента проекта осуществляется посредством установления обратной взаимосвязи с участниками проекта через интернет-сайт МОУ ППМС центра «Созвездие» (центр-пси.рф, center-psi.ru), телефонного консультирования, взаимодействия со СМИ (газета «Красногорские вести», Учительская газета). Кадровый компонент: Реализация мероприятий проекта будет осуществляться с привлечением 30 специалистов, в т.ч. учителей – 11 чел. (высшая квалификационная категория – 6чел., первая квалификационная категория – 3чел., вторая квалификационная категория - 2чел.), педагогов-психологов – 4 чел. (высшая квалификационная категория – 3чел., первая квалификационная категория – 1чел.), социальных педагогов – 2чел. (высшая квалификационная категория – 2чел.) учителей-логопедов, учителей-дефектологов – 3чел. (высшая квалификационная категория – 2чел., первая квалификационная категория – 1чел.), педагогов-организаторов – 1чел. (высшая квалификационная категория – 1чел.), тьюторы – 3чел., методистов – 1чел., врачей-специалистов (психиатр, невролог, педиатр, оториноларинголог, офтальмолог) – 5чел., средний медицинский персонал. Из специалистов, участвующих в реализации проекта, ученые степени и почетные звания имеют: Ученую степень доктора педагогических наук – 1 чел., Ученую степень кандидата медицинских наук – 1чел., Почетное звание «Почетный работник общего образования РФ» - 1чел. Нагрудный знак «Отличник народного просвещения» - 2чел. Лауреат Именной премии Губернатора Московской области за заслуги в области образования – 1чел. Научное руководство мероприятиями проекта осуществляют: доктор педагогических наук, профессор – Лямзин Михаил Алексеевич доктор педагогических наук, доцент – Рачковская Надежда Александровна Рецензирование и корректировка программ осуществляется на основании договоров о научно-методическом сотрудничестве с ГБОУ ВПО «МГОУ» и ГБОУ ВПО «МГППУ» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.12. Управление, мониторинг и оценка эффективности реализации проекта
|
Общее руководство за реализацией мероприятий проекта будет осуществлять управление образования администрации Красногорского муниципального района Взаимодействие с целевой группой проекта, осуществление мониторинга эффективности реализации мероприятий проекта, взаимодействие со средствами массовой информации в целях информирования населения о ходе и результатах проекта будут осуществлять МОУ ППМС центр «Созвездие» и МПМПК Красногорского муниципального района |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.13. Опыт Заявителя по реализации проектов поддержки детей и (или) семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, и распространению эффективных методик и технологий
|
Специалисты МОУ ППМС центра «Созвездие» имеют опыт в составлении, апробации и внедрении программ комплексного психолого-медико-социального сопровождения и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в системе образования Красногорского муниципального района и Московской области, в том числе:
На 2013год запланированы финансовые средства на апробацию и внедрение технологий добровольного медицинского тестирования обучающихся старшего звена общеобразовательных учреждений на предмет выявления зависимости от ПАВ. Результаты реализации мероприятий программы обсуждались, были одобрены и рекомендованы к обобщению и диссеминации на территории Московской области на заседании Антинаркотической комиссии при Губернаторе Московской области (декабрь 2010г.), авторы и составители программы являются неоднократными победителями заключительного этапа Всероссийской олимпиады научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности, проводимой ФСКН России и Министерством образования и науки РФ (Сюрин С.Н., Лямзин М.А., Ветошкина Г.А.).
Специалистами МОУ ППМС центра «Созвездие» подготовлены и изданы следующие научно-методические сборники:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.14. Соисполнители проекта |
нет |
Раздел 3. МЕРОПРИЯТИЯ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В ПРОЕКТЕ
№№ п/п |
Наименование мероприятия
|
Период реализации |
Ожидаемые результаты |
Отчетные документы и материалы |
|
2013 год |
2014 год |
||||
|
|
||||
1 |
2 |
3
|
4 |
5 |
6 |
Раздел 1. Внедрение в учебно – воспитательный процесс образовательных учреждений альтернативных форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дистанционных форм образования, инклюзивных форм образования |
|||||
1.1. |
Создание, апробация и внедрение технологий тьюторского сопровождения учебно-воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья и различными типами дизонтогенеза |
январь-апрель |
январь-апрель |
Обучение тьюторов для участия в проекте запланировано осуществить двумя группами обучающихся количеством не менее 20 человек в группе |
Списки тьюторов, прошедших обучение для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, фотоматериалы, программа и учебный план подготовки тьюторов |
1.2. |
Проведение краткосрочных курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки для специалистов системы образования, реализующих коррекционно-развивающие программы для детей с различными типами дизонтогенеза и ограниченными возможностями здоровья |
февраль-март |
февраль-март |
Обучение педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов и учителей запланировано осуществить двумя группами количеством не менее 25 человек в группе |
Списки педагогов, прошедших обучение для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, фотоматериалы, программа курсов повышения квалификации |
1.3. |
Издание методических сборников из опыта работы по коррекционно-развивающему обучению и воспитанию, проведению диагностической и коррекционно-развивающей работы с детьми, нуждающимися в психолого-педагогической и медико-социальной помощи |
сентябрь-октябрь |
март-апрель |
Предполагается издать не менее 2 методических сборников из опыта по обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья: первый сборник – диагностический; второй сборник – коррекционно-развивающие программы |
Методические сборники |
1.4. |
Диссеминация передового педагогического опыта посредством организации мастер-классов, круглых столов, семинаров и научно-практических конференций в сфере работы с детьми, нуждающимися в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, детей с различными типами дизонтогенеза |
апрель, октябрь |
февраль, апрель |
Предполагается провести 4 семинара по диссеминации передового опыта в сфере работы с детьми, нуждающимися в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, детей с различными типами дизонтогенеза |
Фото и видеоматериалы о проведении семинаров, публикации, размещенные в СМИ |
1.5. |
Оснащение службы практической психологии и психолого-медико-социального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и различными типами дизонтогенеза стимульным, дидактическим и коррекционно-развивающим материалом |
сентябрь-октябрь |
январь-март |
Подготовка службы практической психологии и психолого-медико-социального сопровождения к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья и различными видами дизонтогенеза в условиях учреждений общего образования |
Справка об эффективности использования основных средств, приобретенных за счет средств (гранта) Фонда |
Раздел 2. Применение в учебно – воспитательном процессе образовательными учреждениями Красногорского муниципального района технологий личностно – ориентированного обучения детей со сложными формами дизонтогенеза |
|||||
2.1. |
Организация и проведение методических и обучающих семинаров для специалистов системы образования в вопросах применения технологий гуманистической педагогики, педагогики сотрудничества, применения индивидуализированного и дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья и различными типами дизонтогенеза |
январь-декабрь |
январь-апрель |
Организация постоянно действующего проблемного семинара для специалистов системы образования в вопросах применения технологий гуманистической педагогики, педагогики сотрудничества, применения индивидуализированного и дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья и различными типами дизонтогенеза не менее 1 раза в месяц в течение всего периода реализации проекта |
Списки педагогов, прошедших обучение через постоянно действующий проблемный семинар, фотоматериалы, программа постоянно действующего семинара |
2.2. |
Разработка и распространение методических сборников для специалистов системы образования в вопросах реализации технологий личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья и различными типами дизонтогенеза |
сентябрь-октябрь |
март-апрель |
Предполагается издать не менее 2 методических сборников для специалистов системы образования в вопросах реализации технологий личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья и различными типами дизонтогенеза |
Методические сборники |
2.3. |
Проведение постоянно действующего проблемного семинара для родителей, направленного на информирование родительской общественности в вопросе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья и различными типами дизонтогенеза в рамках реализации вариативных форм образования |
январь-декабрь |
январь-апрель |
Организация постоянно действующего проблемного семинара для родителей, направленного на информирование родительской общественности в вопросе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья и различными типами дизонтогенеза в рамках реализации вариативных форм образования дизонтогенеза не менее 1 раза в месяц в течение всего периода реализации проекта |
Списки родителей, прошедших обучение через постоянно действующий проблемный семинар, фотоматериалы, программа постоянно действующего семинара |
2.4. |
Организация деятельности школы компетентных родителей |
январь-декабрь |
январь-апрель |
Организация деятельности школы компетентных родителей из числа родителей детей целевой группы. Реализация программы рассчитана на формирование навыков принятия, эмпатии, сотрудничества, обучению навыкам эффективной коммуникации в системе «родитель – ребенок с ограниченными возможностями здоровья» |
Списки родителей, прошедших обучение в школе компетентных родителей из числа родителей детей целевой группы, фотоматериалы, программа работы школы компетентных родителей |
Раздел 3. Расширение сети специальных (дошкольных) коррекционных групп в дошкольных учреждениях и специальных (коррекционных) классах в образовательных учреждениях с учетом типа дизонтогенеза, в частности: несовершеннолетние, страдающие детским церебральным параличом, синдромами Дауна, аутизма Каннера и Аспергера, умственной отсталостью, сочетающейся с эпилепсией, ДЦП, ТНР, аутизацией и др. |
|||||
3.1. |
Создание системы преемственности между обучением и воспитанием детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях МДОУ и открытие специализированных классов в МОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи |
сентябрь |
-
|
Планируется открыть специализированный общеобразовательный класс для детей с тяжелыми нарушениями речи на базе общеобразовательного учреждения Красногорского муниципального района |
Списки детей, зачисленных для обучения в специализированный класс V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи с решениями МПМПК Красногорского муниципального района |
3.2. |
Оптимизация сети специализированных (логопедических) групп и логопунктов в МДОУ Красногорского муниципального района, создание специализированных групп для детей дошкольного возраста со сложными типами дизонтогенеза, ограниченными возможностями здоровья (дети, страдающие детским церебральным параличом, синдромами Дауна, аутизма Каннера и Аспергера, умственной отсталостью,сочетающейся с эпилепсией, ДЦП, и др.). |
сентябрь |
- |
Планируется открыть специализированную дошкольную группу для детей со сложными типами дизонтогенеза и ограниченными возможностями здоровья базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Красногорского муниципального района |
Списки детей, зачисленных для обучения в специализированную дошкольную группу для детей со сложными типами дизонтогенеза и ограниченными возможностями здоровья с решениями МПМПК Красногорского муниципального района |
3.3. |
Оснащение образовательных учреждений, занимающихся обучением детей с ограниченными возможностями здоровья и различными типами дизонтогенеза коррекционно-развивающим и диагностическим материалом. |
сентябрь-октябрь |
январь-март |
Подготовка образовательных учреждений к реализации коррекционно-развивающих программ в условиях учреждений общего образования |
Справка об эффективности использования основных средств, приобретенных за счет средств (гранта) Фонда |
3.4. |
Внедрение технологий инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями и различными типами дизонтогенеза в МОУ и МДОУ Красногорского муниципального района |
январь-декабрь |
январь-апрель |
Расширение сети ОУ внедряющих технологии инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями и различными типами дизонтогенеза в МОУ и МДОУ Красногорского муниципального района |
Списки детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся по программам инклюзивного обучения в общеобразовательных учреждениях |
Раздел 4. Организация работы по раннему выявлению детей с различными типами дизонтогенеза, внедрение технологии превентивной и отдаленной коррекции и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья |
|||||
4.1. |
Реализация мероприятий по проведению социологического исследования классных коллективов МБОУ Красногорского муниципального района с целью выявления детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи и детей с ограниченными возможностями здоровья |
январь-декабрь |
январь-апрель |
Апробация и внедрение технологий социологического исследования классных коллективов ОУ с изданием методического сборника о технологии социально-психологического исследования классных коллективов |
методический сборник для специалистов системы образования |
4.2. |
Апробация и внедрение технологий сохранения психического и соматического здоровья обучающихся посредством осуществления сано-генетического мониторинга здоровья и ведения электронных карт здоровья школьников (на базах пилотных МОУ Красногорского муниципального района) |
январь-декабрь |
январь-апрель |
Открытие на базах ОУ, вошедших в пилотный проект кабинетов охраны здоровья, апробация и внедрение технологий сано-генетического мониторинга с целью снижения соматической заболеваемости несовершеннолетних, разработка и реализация мер по отделанной профилактике ограниченных возможностей здоровья у детей |
Справка об эффективности использования основных средств, приобретенных за счет средств (гранта) Фонда, отзывы родителей и педагогов об итогах реализации проекта, фото и видеоматериалы |
4.3. |
Осуществление мероприятий по отдаленной и превентивной профилактике ограниченных возможностей здоровья у детей посредством организации их лечебно-оздоровительного сопровождения, организации досуговой и внеурочной занятости и реализации ресоциализирующих и коммуникативных мероприятий |
январь-декабрь |
январь-апрель |
Наиболее эффективная и полноценная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям обучения в образовательном учреждении с активным использованием социогенного и коммуникативного потенциала, развитие посредством организации досуговой и внеурочной занятости |
Списки детей с ограниченными возможностями здоровья, задействованные в мероприятиях по отдаленной и превентивной профилактике ОВЗ, лечебно-оздоровительном сопровождении, досуговой и внеурочной занятости, Фото и видеоматериалы о проведении мероприятий, публикации в СМИ, |
4.4. |
Проведение индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы на базах МОУ и МДОУ Красногорского муниципального района, МОУ ППМС центра «Созвездие» |
январь-декабрь |
январь-апрель |
Разработка модели индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждений общего образования и дошкольных образовательных учреждениях в зависимости от типа дизонтогенеза |
Программы индивидуальной и групповой коррекции для детей с ограниченными возможностями здоровья адаптированных под использование у учреждениях общего и дошкольного образования |
4.5. |
Проведение методических семинаров для специалистов системы образования Красногорского муниципального района в вопросах раннего выявления, психолого-педагогической и дефектолого-логопедической диагностики ограниченных возможностей здоровья у несовершеннолетних |
сентябрь |
март |
Предполагается провести 2 семинара по диссеминации передового опыта в сфере раннего выявления, психолого-педагогической и дефектолого-логопедической диагностики ограниченных возможностей здоровья у несовершеннолетних |
Фото и видеоматериалы о проведении семинаров, публикации, размещенные в СМИ |
4.6. |
Проведение супервизий специалистами МПМПК по детям с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся в МОУ и МДОУ с целью разработки индивидуальной образовательной траектории |
январь-декабрь |
январь-апрель |
Разработка, апробация и внедрение в учебно-воспитательный и коррекционно-развивающий процесс учреждений общего образования технологий супервизии и междисциплинарного подхода к реализации образовательных и коррекционно-развивающих программ у детей с ограниченными возможностями здоровья |
Фото и видеоматериалы о проведении супервизий, публикации, размещенные в СМИ |
4.7. |
Внедрение технологий раннего выявления соматической патологии у детей и предупреждение формирования психосоматических расстройств посредством апробации и внедрения компьютерных программ, основанных на биологически обратной связи (на базах пилотных МОУ Красногорского муниципального района) |
сентябрь-декабрь |
январь-апрель |
Создание на базах ОУ, вошедших в пилотный проект кабинетов психолого-педагогической профилактики психосоматической патологии посредством апробации и внедрения технологий биологически обратной связи |
Справка об эффективности использования основных средств, приобретенных за счет средств (гранта) Фонда |