• Научно-методическая работа

    Научно-методическая работа Центра

    подробнее
  • Школьное отделение

    Начальное общее образование для детей с ограниченными возможностями здоровья

    подробнее
  • Коррекционное отделение

    Диагностическая и коррекционная работа

    подробнее
  • Наши специалисты

    Лучшее, что есть у нас – это наши специалисты!.

    подробнее
  • Ресурсный центр инклюз. и спец. образования

    Информация об инклюзивном и специальном образовании

    подробнее

Ю.Б. Баранова “Содержание индивидуального коррекционного обучения слабослышащего ребенка со сложными (комплексными) нарушениями развития”

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ

         Ребенок и его внешность (части тела). Ознакомление с внешностью, частями тема ( голова, рот,  глаза, нос, уши, руки, ноги) ребенка

           Семья. Уточнять представления ребенка о членах семьи. Учить различать членов семьи ребенка по фотографиям, называть в доступной форме.

           Фрукты и овощи. Уточнять представления детей о фруктах и овощах. Учить различать по внешнему виду 2 вида фруктов и овощей.

            Одежда и обувь. Учить детей понимать назначение предметов одежды и обуви. Уяснение последовательности действий при одевании и раздевании. Понимать значения слов «надень», «сними». 

          МебельРассматривание мебели (стол, стул, кровать, шкаф). Демонстрация способов использования мебели: на чем сидят, на чем спят, лежат, за чем едят, где хранят игрушки, посуду. Понимать значение слов: сидит, спит, ест, пьет.

         Посуда.  Познакомить ребенка с назначением посуды. Учить ребенка аккуратно есть, правильно пользоваться столовыми приборами.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

Развитие мелкой моторики. Развивать зрительно-моторную координацию, моторику рук и пальцев. Учить  захватывать и  брать  предметы  в зависимости от их размера и формы, развивать координацию  движений, согласованность  движений обеих рук.

Восприятие цвета. Учить дифференцировать основные цвета. Восприятие формы. Учить выделять объемные формы в процессе конструирования по образцу.      

Восприятие величины. Учить собирать пирамидки  (4-5 колец), матрешек (3-4 сост.) и т.д.

Восприятие пространственных отношений. Учить самостоятельно складывать картинки из 2 частей с простой конфигурацией разреза.

  Учить осознавать свое положение в пространстве, ориентироваться в схеме тела. Учить воспринимать пространственные отношения по вертикали (внизу – наверху). Учить  воспринимать пространственные отношения по горизонтали (тут-там, рядом).

Тактильно-двигательное восприятие. Формировать координацию руки и глаза при восприятии формы и величины предметов. Развивать навыки обследования предмета: ощупывание, обведения контура пальцем. Учить различать на ощупь предметы резко различной формы. Образец дается зрительно – тактильно.

Развитие вибрационной чувствительности. Учить производить различные действия в ответ на вибрационные раздражения. Шагать на месте при ощущении ладонью вибрации стола от ударов по его крышке.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

         Изучить состояние речи ребенка, выявить уровень речевой активности.

         Привлекать внимание к речи, к лицу говорящего. Учить подражать предметным и речевым действиям педагога: артикулировать, воспроизводить звукоподражания в процессе обыгрывания игрушек, действий с предметами, дидактических игр. Поощрять речевую активность ребенка.

         Развивать мелкую моторику. Учить по подражанию педагогу воспроизводить различные положения пальцев.    

 РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

 Привлекать внимание ребенка к бытовым шумам: стук в дверь, удар падающего предмета, звуки работающих бытовых приборов, громким звучаниям игрушек и т.п. (с индивидуальными слуховыми аппаратами).

Знакомить ребенка со звучащими игрушками: барабан, бубен, гармошка, дудка, свисток, металлофон, шарманка (рассматривать, обследовать, имитировать действия с ними) и их звучаниями; учить ребенка внимательно следить за игрой на данных «инструментах», слушать их звучание; привлекать его к воспроизведению звучаний (с индивидуальными слуховыми аппаратами).

Учить выполнять определенное действие в момент начала звучания игрушки: хлопать, топать и прекращать действие при завершении звучания (с индивидуальными слуховыми аппаратами); источник звука: барабан, бубен, гармошка, дудка, свисток, металлофон, шарманка;

Выработать условную двигательную реакцию на звучание неречевых и речевых сигналов игровым действием и учить реагировать на них при постоянно увеличивающемся (индивидуально) расстоянии (без звукоусиливающей аппаратуры); источник звука: барабан, бубен, гармошка, дудка, свисток, металлофон, шарманка, голос (слогосочетания типа папапа, пупупу, сисиси, произносимые голосом разговорной громкости и шепотом).

Учить различать на слухо-зрительной основе при выборе из 2-х уже знакомые звукоподражания и лепетные слова. (со стационарной звукоусиливающей аппаратурой, с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них).

ОБУЧЕНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЮ

Формировать у ребенка внимание к лицу говорящего человека.

Побуждать к устному общению на уровне их произносительных возможностей, учить выражать просьбы и желания с помощью голоса, подкрепляя их указаниями на предметы, естественными жестами.

Учить подражать крупным и мелким движениям тела, рук, пальцев, проводить упражнения на развитие подражания движениям артикуляционного аппарата.

Учить подражать крупным и мелким движениям, сопровождающимся произнесением звуков.

Побуждать ребенка произносить знакомые звукоподражания и лепетные слова сопряженно, отраженно (с движениями речевой ритмики и без них).

Развивать речевое дыхание, проводить игры, направленные на развитие силы и длительности выдоха.

Побуждать воспроизводить в речи близко к норме гласные звуки а, о, у, э.

  ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

  Величина. Учить сопоставлять предметы по величине в игровой ситуации. Познакомить ребенка со словами «большой», «маленький». Учить соотносить одинаковые предметы по величине (на занятиях и в быту). Соотносить предметы по величине путем прикладывания и накладывания их друг на друга. Строить башни и заполнять вкладки, собирать пирамидки из 3-4 (4-6) колец в определенной последовательности (по образцу).

Форма. Учить различать шар и куб и учитывать форму при работе с дидактическими игрушками при выборе из 2-х. Различать объемные формы по подражанию и инструкции «Дай такой».       Ориентировка в пространстве. Учить ориентироваться в пространстве комнаты., понимать побуждения типа: иди в туалет, иди в комнату.

Речевой материал: делай так, дай такой, большой, маленький, такой, не такой, шар, кубик, тут, там, дома.

 ЛИТЕРАТУРА

 1.     Головчиц Л.А. Коррекционное воспитание слабослышащих дошкольников с труд­ностями в обучении // Дефектология. - 1993. - № 4. – С. 43-51.

2.     Головчиц Л.А. Развитие речи слабослышащих дошкольников с трудностями в обучении // Дефектология. - 1996. - № 4. – С. 46-58.Авторские материалы:Гаврилушкина О.П., Головчиц Л.А., Дмитриева Л.В., Соколова Н.Д., Шматко Н.Д.

3.     Головчиц Л.А. Организация коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с недостатками слуха с комплексными нарушениями в  развитии // Дефектология. - 2006. - № 6. – С. 42-49.

4.     Жигорева М.В «Индивидуализация  оценки возможностей развития детей с комплексными нарушениями». Журнал «Коррекционная педагогика»,№ 4 (34), 2009. С. 15 – 20

5.     Программа «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития» / Гаврилушкина О.П., Головчиц Л.А., Дмитриева Л.В., Соколова Н.Д., Шматко Н.Д и др.; Под ред. Л.А.Головчиц. - М.: УМИЦ «Граф-пресс», 2003. – 128 с. (авторский вклад – 20%)

6.     Методические рекомендации к программе «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития» / Гаврилушкина О.П.,

Авторские материалы: Гаврилушкина О.П., Головчиц Л.А., Дмитриева Л.В., Соколова Н.Д., Шматко Н.Д.

Составил: учитель-дефектолог Баранова Ю.Б.