• Научно-методическая работа

    Научно-методическая работа Центра

    подробнее
  • Школьное отделение

    Начальное общее образование для детей с ограниченными возможностями здоровья

    подробнее
  • Коррекционное отделение

    Диагностическая и коррекционная работа

    подробнее
  • Наши специалисты

    Лучшее, что есть у нас – это наши специалисты!.

    подробнее
  • Ресурсный центр инклюз. и спец. образования

    Информация об инклюзивном и специальном образовании

    подробнее

Семенова Е.В. Реализация технологии комплексного мониторинга качества логопедической помощи воспитаннику специализированной (логопедической) группы

 Современные образовательные стандарты активно обогащают наш словарный запас, вводя в лексикон много новых, иногда не вполне понятных и различимых слов.

Для начала давайте сравним понятия «диагностика» и «мониторинг». Хотя понятия эти отнюдь не новые, но взяты они из наук, скажем так,  далёких от педагогической и, тем более,  дефектологических наук.  Слово «диагностика» нас уже не пугает. С нею мы знакомы по визиту к врачу: он ставит диагноз, прежде чем лечить. Диагностику производит и авто слесарь, прежде чем делать ремонт автомобиля. «Диагностика» – это процесс распознавания любого отклонения от нормального функционирования  или развития, определение состояния конкретного объекта.  В нашем случае мы проводим диагностику состояния развития речи ребёнка дошкольника.

 «Мониторинг» – регулярное или постоянное наблюдение за каким-либо процессом, с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальному предположению. То есть другими словами это процедура отслеживания динамики коррекционного процесса в течение всего срока (от первичного выявления ребёнка с нарушением речевого развития до возможно полной коррекции нарушений).

Задачи, решаемые с помощью мониторинга качества логопедической помощи:

  1. Выработка комплекса показателей, обеспечивающих целостное представление о состоянии процесса логопедической помощи во всём районе.
  2. Систематизация информации о состоянии и развитии коррекционной логопедической помощи воспитанникам МБДОУ.
  3. Обеспечение регулярного и наглядного представления информации о процессах, результатах деятельности субъектов мониторинга.
  4. Информационное обеспечение анализа и прогнозирования деятельности  в данном направлении.

В качестве основных принципов комплексного мониторинга выступают:

  1. Целенаправленность – соответствие мониторинговой деятельности общему стратегическому направлению цели.
  2. Научность – мониторинг строится с опорой на новейшие достижения педагогической науки и теории управления.
  3. Нормативность – опора при организации и осуществлении мониторинга на нормативные документы.
  4. Целостность и непрерывность – необходимо рассматривать объекты мониторинга во взаимосвязи всех компонентов.
  5. Эффективность и действенность – система процедур, применяемая в процессе мониторингового исследования, должна способствовать переводу системы в новое качественное образование.
  6. Компетентность – эксперты, проводящие мониторинговые исследования должны владеть знаниями о способах изучения объекта и средствах его регулирования и коррекции.

Комплексный мониторинг качества логопедической помощи осуществляется на трёх уровнях.

 

 

Структуры, участвующие в проведении мониторинга.

На самом нижнем, первом уровне - Муниципальные бюджетные дошкольные образовательные учреждения (МБДОУ), их в районе  41, (42 логопедические группы, 57,25 логопункта). В каждом функционирует ПМПк.

Центр психолого-медико-социального сопровождения «Созвездие» – это муниципальное образовательное учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья. Центр был создан по инициативе Управления образования администрации Красногорского района для оказания услуг в сфере начального общего образования, коррекционно-развивающего обучения и оказания помощи детям и подросткам, имеющим проблемы в развитии, обучении, социальной адаптации и нуждающимся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.  Имеет среди прочих и такие цели:

-        оказание комплексной психолого-медико-социальной помощи обучающимся, нуждающимся в психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении, несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья, трудностями в процессе социализации и обучении.

Психолого-медико-педагогическая комиссия Красногорского муниципального района (ПМПК), которая осуществляет комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью своевременного выявления недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей; а также  обследование детей, испытывающих серьезные  трудности в обучении, связанные с отклонениями в поведении, особенностями  развития и здоровья (нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, со сниженным интеллектом, соматически ослабленные),  подготовка по результатам обследования рекомендаций и организации специальных условий их обучения или воспитания.

Заседания комиссии осуществляются как в здании коррекционного отделения центра «Созвездие» по следующему графику: с сентября по январь – не реже 1 раза в месяц, с февраля по июнь – не реже 2 раз в месяц.  И в выездном режиме,  на базах муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений Красногорского муниципального района (зачисление в специализированные (логопедические группы и логопункты)),  по отдельному плану-графику, с февраля по апрель текущего учебного года не реже 2 раз в неделю.

При организации мониторинга учитывается положение Л.С.Выготского  о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому мониторинг включает в себя несколько компонентов:

  • мониторинг коррекционного процесса
  • мониторинг численности и «качественного» состава дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи
  • мониторинг осуществления коррекционного процесса

Объект исследования один : оценка качества логопедической работы, а  предметы  исследования в каждой части различные. 

 

 

Мониторинг   коррекционного процесса

Проводится педагогами работающими с дошкольниками (учителями-логопедами, педагогами-психологами, воспитателями  и д.р ), на местах, в дошкольных образовательных учреждениях. Он основывается на анализе достижений детьми результатов, предусмотренных коррекционной  рабочей программой, являющейся частью общей образовательной программы МБДОУ.

Проводится он  два раза в год (сентябрь и апрель). Является отчасти частью мониторинга образовательного процесса проводимого для всех детей МБДОУ.

Предмет: динамика развития устной речи воспитанников специализированных (логопедических) групп и логопунктов.

Цель: выявление индивидуальных речевых особенностей дошкольников, отслеживание динамики коррекции устной речи.

Таблица состояния звукопроизношения. (см. приложение 1)

 

Заполняется после обследования речи ребёнка с помощью речевой карты. В верхнем горизонтальном ряду записываются имена и фамилии воспитанников. На пересечении столбца с указанием фамилии и соответствующего нарушенного звука ставятся условные обозначения –

один полый кружок – необходимость постановки звука

два полых кружка – постановка и автоматизация звука

три полых кружка – постановка и автоматизация и дифференциация звука.

По мере выполнения поставленных задач кружки закрашиваются красным цветом.

Диагностическая таблица удобна в применении, готова к представлению полной диагностической картины состояния звукопроизношения в любой момент. Не требует специальных методов  подсчёта, наглядна и доступна. Не требует повторного заполнения, т.к. ксерокопируется на данный момент.

 

Таблица состояния речи. Диагностическая таблица, заполняется 2 раза в год, в сентябре и в мае. Данные  из речевой карты. В левом столбце номер соответствующий номеру ребёнка в списке с указанием логопедического заключения. В первой строке, после заголовка таблицы отмечено максимальное количество баллов, по каждому разделу.  (см. приложение 2).

         Итоги  заносятся в лист «Результативность работы», подшиваемый к речевой карте, (см. приложение 3).

Это то, что делает каждый из нас на своих рабочих местах!

Мониторинг численности и «качественного» состава дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи

Проводится  постоянно структурами ПМПк (психолого-медико-педагогическими консилиумами) и ПМПК (Психолого-медико-педагогической комиссией), а так же консультативными пунктами при МБДОУ, для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

Предмет: дети, дошкольного возраста, проживающие в Красногорском муниципальном районе и нуждающиеся в коррекционной логопедической помощи.

Цель: своевременное выявление и обеспечение помощью детей, нуждающихся в логопедической коррекции.

Мониторинг осуществления коррекционного процесса.

Предмет:  условия осуществления коррекционного процесса.

Цель: Контроль и оптимизация организации логопедической помощи на местах.

Профилактика, информирование проводится для логопедов не реже 1 раза в 2 месяца на Районных Методических объединениях учителей-логопедов. Контроль осуществляется членами ПМПК, несколько раз в год путём рейдов по проверке организации логопедического сопровождения в условиях МБДОУ.

Параметры проверки:

  • Документационное обеспечение
  • Оснащённость логопедического кабинета
  • Отслеживание качества логопедического сопровождения
  • Ведение пропедевтической работы

Результаты заносятся в протокол и обсуждаются и анализируются на итоговом методическом объединенияи учителей-логопедов района.

Итак представляем систему комплексного мониторинга в виде сводной таблицы.

 

 

Система комплексного мониторинга оценки качества логопедической работы

 

 

Уровень МБДОУ

Уровень города

 

Уровень района

Август

 

Работа консультативных пунктов (при МБДОУ) для детей, не посещающих МБДОУ

Уточнение списков воспитанников, зачисленных на текущий учебный год

Обследование детей, дошкольного возраста специалистами медицинского профиля.

Психолого-педагогическое сопровождение  в условиях МОУ ППМС «Созвездие»

Уточнение списков воспитанников, зачисленных на текущий год

Сентябрь

 

Индивидуальное обследование воспитанников, зачисленных на коррекцию

 

Комплексное психолого-педагогическое обследование детей с целью своевременного выявления недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении в условиях ПМПК  (с сентября по февраль – 1 раз в месяц), (с февраля по июнь – 2 раза в месяц)

 

 

Октябрь

 

Экспресс-обследование воспитанников (в рамках ПМПк), нуждающихся в логопедической коррекции на следующий учебный год

Ноябрь

 

Декабрь

 

Заполнение листов динамического наблюдения, текущая диагностика

Январь

 

Подготовка документов воспитанников для рассмотрения на ПМПК (учётные листы воспитанников, заявления на освидетельствование ПМПК)

Февраль

 

 

Проведение выездных заседаний ПМПК (не реже 2 раз в неделю)

Март

 

Апрель

 

Пропуск по вопросам комплектации специализированных групп и логопунктов, итоговая диагностика

Пропуск по вопросам комплектации специализированных групп и логопунктов

Май

 

Подведение итогов мониторинга.

Комплектации специализированных групп и логопунктов МБДОУ

Июнь

 

Июль

 

 

Анализ и оценка всех частей проведенного мониторинга

 

Приложение № 1.

Состояние произносительной стороны речи детей, занимающихся на логопункте МДОУ д\с №_________

1

2

3

4

5

6

7

8

9      

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

Фамилия, инициалы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С, СЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

З

ЗЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ш

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Щ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г,

ГЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К,

КЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д,

ДЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т,

ТЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р,

РЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л,

ЛЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

й

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_______________________________________________

Приложение 2.

Таблица состояния речи воспитанников, зачисленных на логопункт.

_____________________________________________учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

N

 

ЛЕКСИКА

 

ГРАММАТИКА

 

CВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Фонематическая компетенция

Слоговая структура

Кол-во посещённых

занятий

Значение

предметов

Части предметов

обобщения

Согласование

прилагательных с

существительными

антонимы

Относительные

прилагательные

Притяжательные

прилагательные

глаголы

Мн.число сущ., Р.п.

Ум.-ласк. форма

Префикс. образования

Прилаг+сущ.

Сущ.+числит.

Предложн-пад. формы

пересказ

Рассказ по сж.картинке

Серия сюжетных картин

Фонематическое

восприятие

 

Звуковой анализ

и синтез

 

3/ 6

6

5/9

6

2/6/10

6

1

>11

>16

8/16

6

8

8

8

6

3

3

3

14/19

11

7/10

Около 70

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           

 

 

 

 

Приложение 3.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

 

Звукопроизношение_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние лексико-грамматического строя_____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние связной речи_____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________Рекомендации________________________________________________________________________________________________________________________

 

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

 

Звукопроизношение_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние грамматического строя_____________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние связной речи_____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Сформированность звукового анализа и синтеза_________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации___________________________________________________________________________________________________________________