Современные образовательные стандарты активно обогащают наш словарный запас, вводя в лексикон много новых, иногда не вполне понятных и различимых слов.
Для начала давайте сравним понятия «диагностика» и «мониторинг». Хотя понятия эти отнюдь не новые, но взяты они из наук, скажем так, далёких от педагогической и, тем более, дефектологических наук. Слово «диагностика» нас уже не пугает. С нею мы знакомы по визиту к врачу: он ставит диагноз, прежде чем лечить. Диагностику производит и авто слесарь, прежде чем делать ремонт автомобиля. «Диагностика» – это процесс распознавания любого отклонения от нормального функционирования или развития, определение состояния конкретного объекта. В нашем случае мы проводим диагностику состояния развития речи ребёнка дошкольника.
«Мониторинг» – регулярное или постоянное наблюдение за каким-либо процессом, с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальному предположению. То есть другими словами это процедура отслеживания динамики коррекционного процесса в течение всего срока (от первичного выявления ребёнка с нарушением речевого развития до возможно полной коррекции нарушений).
Задачи, решаемые с помощью мониторинга качества логопедической помощи:
- Выработка комплекса показателей, обеспечивающих целостное представление о состоянии процесса логопедической помощи во всём районе.
- Систематизация информации о состоянии и развитии коррекционной логопедической помощи воспитанникам МБДОУ.
- Обеспечение регулярного и наглядного представления информации о процессах, результатах деятельности субъектов мониторинга.
- Информационное обеспечение анализа и прогнозирования деятельности в данном направлении.
В качестве основных принципов комплексного мониторинга выступают:
- Целенаправленность – соответствие мониторинговой деятельности общему стратегическому направлению цели.
- Научность – мониторинг строится с опорой на новейшие достижения педагогической науки и теории управления.
- Нормативность – опора при организации и осуществлении мониторинга на нормативные документы.
- Целостность и непрерывность – необходимо рассматривать объекты мониторинга во взаимосвязи всех компонентов.
- Эффективность и действенность – система процедур, применяемая в процессе мониторингового исследования, должна способствовать переводу системы в новое качественное образование.
- Компетентность – эксперты, проводящие мониторинговые исследования должны владеть знаниями о способах изучения объекта и средствах его регулирования и коррекции.
Комплексный мониторинг качества логопедической помощи осуществляется на трёх уровнях.
Структуры, участвующие в проведении мониторинга.
На самом нижнем, первом уровне – Муниципальные бюджетные дошкольные образовательные учреждения (МБДОУ), их в районе 41, (42 логопедические группы, 57,25 логопункта). В каждом функционирует ПМПк.
Центр психолого-медико-социального сопровождения «Созвездие» – это муниципальное образовательное учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья. Центр был создан по инициативе Управления образования администрации Красногорского района для оказания услуг в сфере начального общего образования, коррекционно-развивающего обучения и оказания помощи детям и подросткам, имеющим проблемы в развитии, обучении, социальной адаптации и нуждающимся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Имеет среди прочих и такие цели:
– оказание комплексной психолого-медико-социальной помощи обучающимся, нуждающимся в психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении, несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья, трудностями в процессе социализации и обучении.
Психолого-медико-педагогическая комиссия Красногорского муниципального района (ПМПК), которая осуществляет комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью своевременного выявления недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей; а также обследование детей, испытывающих серьезные трудности в обучении, связанные с отклонениями в поведении, особенностями развития и здоровья (нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, со сниженным интеллектом, соматически ослабленные), подготовка по результатам обследования рекомендаций и организации специальных условий их обучения или воспитания.
Заседания комиссии осуществляются как в здании коррекционного отделения центра «Созвездие» по следующему графику: с сентября по январь – не реже 1 раза в месяц, с февраля по июнь – не реже 2 раз в месяц. И в выездном режиме, на базах муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений Красногорского муниципального района (зачисление в специализированные (логопедические группы и логопункты)), по отдельному плану-графику, с февраля по апрель текущего учебного года не реже 2 раз в неделю.
При организации мониторинга учитывается положение Л.С.Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому мониторинг включает в себя несколько компонентов:
- мониторинг коррекционного процесса
- мониторинг численности и «качественного» состава дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи
- мониторинг осуществления коррекционного процесса
Объект исследования один : оценка качества логопедической работы, а предметы исследования в каждой части различные.
Мониторинг коррекционного процесса
Проводится педагогами работающими с дошкольниками (учителями-логопедами, педагогами-психологами, воспитателями и д.р ), на местах, в дошкольных образовательных учреждениях. Он основывается на анализе достижений детьми результатов, предусмотренных коррекционной рабочей программой, являющейся частью общей образовательной программы МБДОУ.
Проводится он два раза в год (сентябрь и апрель). Является отчасти частью мониторинга образовательного процесса проводимого для всех детей МБДОУ.
Предмет: динамика развития устной речи воспитанников специализированных (логопедических) групп и логопунктов.
Цель: выявление индивидуальных речевых особенностей дошкольников, отслеживание динамики коррекции устной речи.
Таблица состояния звукопроизношения. (см. приложение 1)
Заполняется после обследования речи ребёнка с помощью речевой карты. В верхнем горизонтальном ряду записываются имена и фамилии воспитанников. На пересечении столбца с указанием фамилии и соответствующего нарушенного звука ставятся условные обозначения –
один полый кружок – необходимость постановки звука
два полых кружка – постановка и автоматизация звука
три полых кружка – постановка и автоматизация и дифференциация звука.
По мере выполнения поставленных задач кружки закрашиваются красным цветом.
Диагностическая таблица удобна в применении, готова к представлению полной диагностической картины состояния звукопроизношения в любой момент. Не требует специальных методов подсчёта, наглядна и доступна. Не требует повторного заполнения, т.к. ксерокопируется на данный момент.
Таблица состояния речи. Диагностическая таблица, заполняется 2 раза в год, в сентябре и в мае. Данные из речевой карты. В левом столбце номер соответствующий номеру ребёнка в списке с указанием логопедического заключения. В первой строке, после заголовка таблицы отмечено максимальное количество баллов, по каждому разделу. (см. приложение 2).
Итоги заносятся в лист «Результативность работы», подшиваемый к речевой карте, (см. приложение 3).
Это то, что делает каждый из нас на своих рабочих местах!
Мониторинг численности и «качественного» состава дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи
Проводится постоянно структурами ПМПк (психолого-медико-педагогическими консилиумами) и ПМПК (Психолого-медико-педагогической комиссией), а так же консультативными пунктами при МБДОУ, для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.
Предмет: дети, дошкольного возраста, проживающие в Красногорском муниципальном районе и нуждающиеся в коррекционной логопедической помощи.
Цель: своевременное выявление и обеспечение помощью детей, нуждающихся в логопедической коррекции.
Мониторинг осуществления коррекционного процесса.
Предмет: условия осуществления коррекционного процесса.
Цель: Контроль и оптимизация организации логопедической помощи на местах.
Профилактика, информирование проводится для логопедов не реже 1 раза в 2 месяца на Районных Методических объединениях учителей-логопедов. Контроль осуществляется членами ПМПК, несколько раз в год путём рейдов по проверке организации логопедического сопровождения в условиях МБДОУ.
Параметры проверки:
- Документационное обеспечение
- Оснащённость логопедического кабинета
- Отслеживание качества логопедического сопровождения
- Ведение пропедевтической работы
Результаты заносятся в протокол и обсуждаются и анализируются на итоговом методическом объединенияи учителей-логопедов района.
Итак представляем систему комплексного мониторинга в виде сводной таблицы.
Система комплексного мониторинга оценки качества логопедической работы
|
Уровень МБДОУ |
Уровень города |
Уровень района |
|
Август
|
Работа консультативных пунктов (при МБДОУ) для детей, не посещающих МБДОУ |
Уточнение списков воспитанников, зачисленных на текущий учебный год |
Обследование детей, дошкольного возраста специалистами медицинского профиля. Психолого-педагогическое сопровождение в условиях МОУ ППМС «Созвездие» |
Уточнение списков воспитанников, зачисленных на текущий год |
Сентябрь
|
Индивидуальное обследование воспитанников, зачисленных на коррекцию |
Комплексное психолого-педагогическое обследование детей с целью своевременного выявления недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении в условиях ПМПК (с сентября по февраль – 1 раз в месяц), (с февраля по июнь – 2 раза в месяц)
|
||
Октябрь
|
Экспресс-обследование воспитанников (в рамках ПМПк), нуждающихся в логопедической коррекции на следующий учебный год |
|||
Ноябрь
|
||||
Декабрь
|
Заполнение листов динамического наблюдения, текущая диагностика |
|||
Январь
|
Подготовка документов воспитанников для рассмотрения на ПМПК (учётные листы воспитанников, заявления на освидетельствование ПМПК) |
|||
Февраль
|
Проведение выездных заседаний ПМПК (не реже 2 раз в неделю) |
|||
Март
|
||||
Апрель
|
Пропуск по вопросам комплектации специализированных групп и логопунктов, итоговая диагностика |
Пропуск по вопросам комплектации специализированных групп и логопунктов |
||
Май
|
Подведение итогов мониторинга. |
Комплектации специализированных групп и логопунктов МБДОУ |
||
Июнь |
|
|||
Июль
|
|
Анализ и оценка всех частей проведенного мониторинга |
Приложение № 1.
Состояние произносительной стороны речи детей, занимающихся на логопункте МДОУ д\с №_________
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
Фамилия, инициалы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С, СЬ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
З ЗЬ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ц |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ж |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ш |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ч |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Щ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Г, ГЬ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К, КЬ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Д, ДЬ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т, ТЬ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Р, РЬ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Л, ЛЬ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
й |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
_______________________________________________
Приложение 2.
Таблица состояния речи воспитанников, зачисленных на логопункт.
_____________________________________________учебный год
N |
ЛЕКСИКА |
ГРАММАТИКА |
CВЯЗНАЯ РЕЧЬ |
Фонематическая компетенция |
Слоговая структура |
Кол-во посещённых занятий |
|||||||||||||||||||||||
Значение предметов |
Части предметов |
обобщения |
Согласование прилагательных с существительными |
антонимы |
Относительные прилагательные |
Притяжательные прилагательные |
глаголы |
Мн.число сущ., Р.п. |
Ум.-ласк. форма |
Префикс. образования |
Прилаг+сущ. |
Сущ.+числит. |
Предложн-пад. формы |
пересказ |
Рассказ по сж.картинке |
Серия сюжетных картин |
Фонематическое восприятие
|
Звуковой анализ и синтез |
|||||||||||
|
3/ 6 |
6 |
5/9 |
6 |
2/6/10 |
6 |
1 |
>11 >16 |
8/16 |
6 |
8 |
8 |
8 |
6 |
3 |
3 |
3 |
14/19 |
11 |
7/10 |
Около 70 |
||||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
Приложение 3.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Звукопроизношение_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние лексико-грамматического строя_____________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние связной речи_____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________Рекомендации________________________________________________________________________________________________________________________
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Звукопроизношение_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние грамматического строя_____________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние связной речи_____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Сформированность звукового анализа и синтеза_________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации___________________________________________________________________________________________________________________