• Научно-методическая работа

    Научно-методическая работа Центра

    подробнее
  • Школьное отделение

    Начальное общее образование для детей с ограниченными возможностями здоровья

    подробнее
  • Коррекционное отделение

    Диагностическая и коррекционная работа

    подробнее
  • Наши специалисты

    Лучшее, что есть у нас – это наши специалисты!.

    подробнее
  • Ресурсный центр инклюз. и спец. образования

    Информация об инклюзивном и специальном образовании

    подробнее

Программа “Реализация технологий вариативного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ Красногорского муниципального района”

 

 

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

Красногорского муниципального района «Реализация технологий вариативного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях Красногорского муниципального района в 2013 – 2015 годах»

 

1. ПАСПОРТ

долгосрочной целевой программы Красногорского муниципального района «Реализация технологий вариативного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях Красногорского муниципального района

в 2013 – 2015 годах»

 

Наименование Программы

Долгосрочная целевая программа Красногорского муниципального района «Реализация технологий вариативного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях Красногорского муниципального района в   2013 – 2015 годах» (далее – Программа)

Основание для разработки Программы

 

Постановление администрации Красногорского муниципального района от 13.09.2012г. № 2076/9 «О разработке долгосрочных целевых программ Красногорского муниципального района на 2013-2015годы в сфере образования»

Муниципальный заказчик

Программы

Администрация Красногорского муниципального района

Разработчик Программы

Управление образования администрации Красногорского муниципального района

Цель Программы

Организация психолого – медико – социального сопровождения обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья в системе образования Красногорского муниципального района

Задачи Программы

-                   внедрение в учебно – воспитательный процесс образовательных учреждений Красногорского муниципального района альтернативных форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дистанционных форм образования, инклюзивных форм образования;

-                   применение в учебно – воспитательном процессе образовательными учреждениями Красногорского муниципального района технологий личностно – ориентированного обучения детей со сложными формами дизонтогенеза;

-                   расширение сети специальных (дошкольных) коррекционных групп в дошкольных учреждениях и специальных (коррекционных) классах в образовательных учреждениях с учетом типа дизонтогенеза, в частности: несовершеннолетние, страдающие детским церебральным параличом, синдромами Дауна, аутизма Каннера и Аспергера, умственной отсталостью, сочетающейся с эпилепсией, ДЦП, ТНР, аутизацией и др.;

-                   организация работы по раннему выявлению детей с различными типами дизонтогенеза, внедрение технологии превентивной и отдаленной коррекции и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

Сроки реализации

Программы

2013-2015 годы

Исполнители Программы

Управление образования администрации Красногорского муниципального района

 

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем средств, направляемых на реализацию мероприятий:  2200,0 тыс. руб., в том числе по годам:

2013 год – 710,0 тыс. рублей

2014 год – 730,0 тыс. рублей

2015 год – 760,0 тыс. рублей

Источник финансирования – бюджет Красногорского муниципального района

Планируемые

результаты Программы

 

  1. Расширение диапазона образовательных услуг для несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, внедрение в учебно-воспитательный процесс технологий вариативного образования (дистанционное, инклюзивное и пр.).
  2. Обеспечение доступности всех видов образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья и различными типами дизонтогенеза.
  3. Совершенствование и методологическое обновление деятельности муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии Красногорского муниципального района и психолого-медико-педагогических консилиумов МБОУ и МБДОУ.
  4. Развитие системы ранней диагностики различных типов дизонтогенеза и ограниченных возможностей здоровья.
  5. Создание системы преемственности между дошкольными видами КРО в условиях специализированных (логопедических) группах и логопунктах МБДОУ для детей с ТНР и образовательными учреждениями  района (создание специализированных классов в МБОУ V вида для детей с ТНР).
  6. Оптимизация сети специализированных (логопедических) групп и логопунктов МБДОУ, создание специализированных (дошкольных) групп для детей с ограниченными возможностями здоровья и сложными типами дизонтогенеза.
  7. Развитие технологий личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждений Красногорского муниципального района.
  8. Совершенствование материально-технической базы образовательных учреждений Красногорского муниципального района в части психолого-педагогического и дефектолого-логопедического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
  9. Реализация договорных обязательств с ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет» и ГОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» с целью совершенствования технологий вариативного образования, реализуемых в системе образования Красногорского муниципального района.
  10. Реализация курсовых программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров системы образования Красногорского муниципального района в сфере обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
  11. Совершенствование теоретической подготовки и практических навыков, формирование компетентностного подхода у педагогических кадров системы образования в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и различными типами дизонтогенеза.
  12. Внедрение в педагогический процесс технологий тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
  13. Повышение уровня социальной компетентности среди родительской общественности посредством проведения тематических родительских собраний, мастер-классов, индивидуальных консультаций.
  14. Информационное сопровождение реализации мероприятий целевой программы в СМИ, посредством организации семинаров, научно-практических конференций, мастер-классов  по диссеминации передового педагогического опыта в сфере работы с детьми, нуждающимися в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.   

 

2. Характеристика проблемы и прогноз

развития ситуации с учетом реализации Программы

       Актуальность реализации технологий вариативного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях Красногорского муниципального района  обусловлена тем, что с каждым годом возрастает численность несовершеннолетних с особыми образовательными потребностями, в социуме происходит неуклонный рост подростковой девиации, возникают все более разнообразные и усложняющиеся формы её проявлений, усиливаются негативные последствия асоциального поведения как для самих подростков, так и всего общества.

       Модернизация системы общего образования, переход на обучение в соответствии с Федеральными Государственными образовательными стандартами второго поколения, являющихся отражением социального заказа, с учетом требований к образованию, предъявляемых семьей, обществом и государством, основанных на компетентностной основе, повышение роли социально-психологической службы образовательного учреждения в работе с подростками, нуждающимися в психолого-медико-социальном сопровождении, указывает на необходимость реализации современных технологий вариативного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в системе образования Красногорского муниципального района.

       При разработке Программы учитывались следующие документы:

  1. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 г. № 124 – ФЗ.
  2. Закон Российской Федерации от 10.07.1992г. № 3266 –1 «Об образовании».
  3. Закон Московской области от 30.04.2009г. № 41/2009–ОЗ «Об образовании».

       В муниципальной системе образования Красногорского муниципального района сложилась общая структура специального (коррекционного) образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время система коррекционно-развивающего обучения представлена специализированными (логопедическими) группами (39 логогрупп – 663 чел.) и логопунктами (50, 25 логопункта – 1206 чел.) в МДОУ, МСКОУ «Начальная школа-детский сад» для детей с нарушениями зрения (дошкольные группы – 112 чел., начальная школа – 64 чел.), школьное отделение МОУ ППМС центра «Созвездие» (начальная школа для детей с задержками психического развития различного генеза – 93 чел., дети со сложными видами дизонтогенеза – 26 чел.), МБОУ «Центр образования» (2 класса в среднем звене – 21чел.), МБОУ гимназии № 5 – (5 классов – 45 чел.). Коррекционное отделение МОУ ППМС центра «Созвездие» ежегодно оказывает амбулаторную помощь детям, нуждающимся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (2006-2007 уч. год – 348 чел., 2007-2008 уч. год – 924 чел., 2008-2009 уч. год – 1458 чел., 2009-2010 уч. год– 1970 чел., 2010-2011 уч. год – 2095 чел., 2011-2012 уч. год – 2495 чел.). Соматически ослабленные дети ежегодно реализуют свое право на образование посредством обучения по программам индивидуального (надомного) обучения (2011-2012 уч. год – 147чел., 2012-2013 уч. год – 162 чел.) дистанционного образования (2012-2013 уч. год – 12 чел.). Количество детей-инвалидов – 138 чел. Таким образом, численность детей, нуждающихся в оказании специализированной помощи ежегодно составляет 2230 чел. и отмечается устойчивая тенденция к росту численности детей с ограниченными возможностями здоровья и сложными типами дизонтогенеза.

       Существующие виды обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья не учитывают современного состояния проблемы детей с различными типами дизонтогенеза, при этом реализация программных мероприятий долгосрочной целевой программы Красногорского муниципального района  «Реализация технологий вариативного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях Красногорского муниципального района в   2013 – 2015 годах» позволит не только качественным образом расширить границы коррекционно-развивающего обучения, но также апробировать и внедрить в учебно-воспитательный процесс в ОУ Красногорского муниципального района вариативные формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. дистанционные формы образования, инклюзивные формы образования, технологии личностно-ориентированного обучения детей со сложными нарушениями онтогенеза, в частности: несовершеннолетние, страдающие детским церебральным параличом, синдромами Дауна, аутизма Каннера и Аспергера, умственной отсталостью сочетающейся с эпилепсией, ДЦП, ТНР, аутизацией и др.

  3. Перечень мероприятий Программы

 

№ 
п/п

Мероприятия по реализации   
Программы

Источники финансирования

Срок        
исполнения

Всего        
(тыс. руб.)

Объем финансирования по годам

(тыс. руб.)

Орган администрации Красногорского муниципального района, ответственный за выполнение

2013

2014

2015

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Раздел 1. Внедрение в учебно – воспитательный процесс образовательных учреждений Красногорского муниципального района альтернативных форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дистанционных форм образования, инклюзивных форм образования

1.1.

Организационно-методическое сопровождение деятельности муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии Красногорского муниципального района, совершенствование технологий комплексной психолого-медико-социальной  диагностики несовершеннолетних в рамках деятельности МПМПК и ПМПк МОУ и МДОУ Красногорского муниципального района

 

2013-2015г.г.

 

 

 

 

Управление образования

1.2.

Ведение и систематическое обновление банка данных на детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, детей с ограниченными возможностями здоровья и различными типами дизонтогенеза, изучение социального запроса

 

2013-2015г.г.

 

 

 

 

Управление образования

1.3.

Создание, апробация и внедрение технологий тьюторского сопровождения учебно-воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья и различными типами дизонтогенеза

Бюджет Красногорского муниципального района

2013-2015г.г.

90,0

30,0

30,0

30,0

Управление образования

1.4.

Проведение краткосрочных курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки для специалистов системы образования, реализующих коррекционно-развивающие программы для детей с различными типами дизонтогенеза и ограниченными возможностями здоровья

Бюджет Красногорского муниципального района

2013-2015г.г.

120,0

40,0

40,0

40,0

Управление образования

1.5.

Издание методических сборников из опыта работы по коррекционно-развивающему обучению и воспитанию, проведению диагностической и коррекционно-развивающей работы с детьми, нуждающимися в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

Бюджет Красногорского муниципального района

2013-2015г.г.

60,0

20,0

20,0

20,0

Управление образования

1.6.

Диссеминация передового педагогического опыта посредством организации мастер-классов, круглых столов, семинаров и научно-практических конференций в сфере работы с детьми, нуждающимися в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, детей с различными типами дизонтогенеза

Бюджет Красногорского муниципального района

2013-2015г.г.

30,0

10,0

10,0

10,0

Управление образования

1.7.

Укрепление и совершенствование материально-технической базы службы практической психологии и психолого-медико-социального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и различными типами дизонтогенеза

 

 

 

 

 

Бюджет Красногорского муниципального района

 

 

 

 

 

2013-2015г.г.

120,0

40,0

40,0

40,0

Управление образования

1.8.

Информационное сопровождение деятельности по апробации и внедрению вариативных форм обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и различными типами дизонтогенеза

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013-2015г.г.

 

 

 

 

Управление образования

 

Итого по разделу 1

Бюджет Красногорского муниципального района

 

 

 

 

 

 

 

420,0

140,0

140,0

140,0

 

2.

Раздел 2. Применение в учебно – воспитательном процессе образовательными учреждениями Красногорского муниципального района технологий личностно – ориентированного обучения детей со сложными формами дизонтогенеза

2.1.

Организация и проведение методических и обучающих семинаров для специалистов системы образования в вопросах применения технологий гуманистической педагогики, педагогики сотрудничества, применения индивидуализированного и дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья и различными типами дизонтогенеза

Бюджет Красногорского муниципального района

2013-2015г.г.

60,0

20,0

20,0

20,0

Управление образования

2.2.

Разработка и распространение методических сборников для специалистов системы образования в вопросах реализации технологий личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья и различными типами дизонтогенеза

Бюджет Красногорского муниципального района

2013-2015г.г.

60,0

20,0

20,0

20,0

Управление образования

2.3.

Проведение тематических родительских собраний, мастер-классов и мероприятий, направленных на информирование родительской общественности в вопросе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья и различными типами дизонтогенеза в рамках реализации вариативных форм образования

Бюджет Красногорского муниципального района

2013-2015г.г.

30,0

10,0

10,0

10,0

Управление образования

2.4.

Организация деятельности школы компетентных родителей

Бюджет Красногорского муниципального района

2013-2015г.г.

60,0

20,0

20,0

20,0

Управление образования

2.5.

Осуществление индивидуального сопровождения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и различными типами дизонтогенеза (психология принятия, опоры и поддержки семей, находящихся в сложной жизненной ситуации)

 

2013-2015г.г.

 

 

 

 

Управление образования

 

Итого по разделу 2

Бюджет Красногорского муниципального района

 

210,0

70,0

70,0

70,0

 

3.

Раздел 3. Расширение сети специальных (дошкольных) коррекционных групп в дошкольных учреждениях и специальных (коррекционных) классах в образовательных учреждениях с учетом типа дизонтогенеза, в частности: несовершеннолетние, страдающие детским церебральным параличом, синдромами Дауна, аутизма Каннера и Аспергера, умственной отсталостью, сочетающейся с эпилепсией, ДЦП, ТНР, аутизацией и др.

3.1.

Создание системы преемственности между обучением и воспитанием детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях МДОУ и открытие специализированных классов в МОУ для детей с ТНР 

Бюджет Красногорского муниципального района

2013-2015г.г.

120,0

40,0

40,0

40,0

Управление образования

3.2.

Оптимизация сети специализированных (логопедических) групп и логопунктов в МДОУ Красногорского муниципального района, создание специализированных групп для детей дошкольного возраста со сложными типами дизонтогенеза, ограниченными возможностями здоровья (дети, страдающие детским церебральным параличом, синдромами Дауна, аутизма Каннера и Аспергера, умственной отсталостью,сочетающейся с эпилепсией, ДЦП, и др.).

Бюджет Красногорского муниципального района

2013-2015г.г.

120,0

40,0

40,0

40,0

Управление образования

3.3.

Укрепление и совершенствование материально-технической базы в образовательных учреждениях, занимающихся обучением детей с ограниченными возможностями здоровья и различными типами дизонтогенеза

Бюджет Красногорского муниципального района

2013-2015г.г.

120,0

40,0

40,0

40,0

Управление образования

3.4.

Внедрение технологий инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями и различными типами дизонтогенеза в МОУ и МДОУ Красногорского муниципального района

 

2013-2015г.г.

 

 

 

 

Управление образования

 

Итого по разделу 3

Бюджет Красногорского муниципального района

 

360,0

120,0

120,0

120,0

 

4.

Раздел 4. Организация работы по раннему выявлению детей с различными типами дизонтогенеза, внедрение технологии превентивной и отдаленной коррекции и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

4.1.

Реализация мероприятий по проведению социологического исследования классных коллективов МОУ Красногорского муниципального района с целью выявления детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи и детей с ограниченными возможностями здоровья

 

2013-2015г.г.

 

 

 

 

Управление образования

4.2.

Апробация и внедрение технологий сохранения психического и соматического здоровья обучающихся посредством осуществления сано-генетического мониторинга здоровья и ведения электронных карт здоровья школьников (на базах пилотных МОУ Красногорского муниципального района)

Бюджет Красногорского муниципального района

2013-1015г.г.

1120,0

350,0

370,0

400,0

Управление образования

4.3.

Организация межведомственного взаимодействия с учреждениями здравоохранения, органами социальной защиты населения, органами опеки и попечительства в вопросах раннего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья, различными типами дизонтогенеза, нуждающимися в оказании психолого-педагогической и медико-социальной помощи, коррекции и реабилитации

 

2013-2015г.г.

 

 

 

 

Управление образования

4.4.

Проведение индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы на базах МОУ и МДОУ Красногорского муниципального района, МОУ ППМС центра «Созвездие»

 

2013-2015г.г.

 

 

 

 

Управление образования

4.5.

Проведение методических семинаров для специалистов системы образования Красногорского муниципального района в вопросах раннего выявления, психолого-педагогической и дефектолого-логопедической диагностики ограниченных возможностей здоровья у несовершеннолетних

Бюджет Красногорского муниципального района

2013-2015г.г.

30,0

10,0

10,0

10.0

Управление образования

4.6.

Проведение супервизий специалистами МПМПК по детям с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся в МОУ и МДОУ с целью разработки индивидуальной образовательной траектории

 

2013-2015г.г.

 

 

 

 

Управление образования

4.7.

Внедрение технологий раннего выявления соматической патологии у детей и предупреждение формирования психосоматических расстройств посредством апробации и внедрения компьютерных программ, основанных на биологически обратной связи (на базах пилотных МОУ Красногорского муниципального района)

Бюджет Красногорского муниципального района

2013-1015г.г.

60,0

20,0

20,0

20,0

Управление образования

 

Итого по разделу 4

Бюджет Красногорского муниципального района

 

1210,0

380,0

400,0

430,0

 

          Итого по Программе

2200,0

710,0

730,0

760,0

 

                   

 

                      4. Планируемые результаты реализации Программы

 

№  
п/п

Задачи,       
направленные  
на достижение 
цели

Планируемый объем        
финансирования на решение данной задачи (тыс. руб.)

Показатели,       
характеризующие   
достижение цели

Единица      
измерения

Базовое значение 
показателя

(на начало реализации
Программы)

Планируемое значение показателя по
годам реализации

 

2013

2014

2015

 

Бюджет Красногорского муниципального района

Другие     
источники

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

1.

Внедрение в учебно – воспитательный процесс образовательных учреждений Красногорского муниципального района альтернативных форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дистанционных форм образования, инклюзивных форм образования

420,0

 

Доля участия тьюторов в учебно-воспитательном процессе МОУ и МДОУ

 

%

 

0

25

35

Не менее  45

 

Доля специалистов, прошедших курсовую подготовку по реализации программ для детей с ограниченными возможностями здоровья

%

 

0

25

35

Не менее 45

 

Количество изданных методических сборников из опыта работы по коррекционно-развивающему обучению и воспитанию, проведению диагностической и коррекционно-развивающей работы с детьми, нуждающимися в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

Ед.

0

1

1

1

 

2.

Применение в учебно – воспитательном процессе образовательными учреждениями Красногорского муниципального района технологий личностно – ориентированного обучения детей со сложными формами дизонтогенеза

210,0

 

Количество изданных методических сборников для специалистов системы образования в вопросах реализации технологий личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья и различными типами дизонтогенеза

Ед.

0

1

1

1

 

Доля ОУ, проводящих тематические родительские собрания, мастер-классы и мероприятия, направленные на информирование родительской общественности в вопросе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья и различными типами дизонтогенеза в рамках реализации вариативных форм образования

%

0

30

45

Не менее 60

 

Кол-во родителей, прошедших подготовку в Школе компетентных родителей

Чел.

0

15

30

45

 

3.

Расширение сети специальных (дошкольных) коррекционных групп в дошкольных учреждениях и специальных (коррекционных) классах в образовательных учреждениях с учетом типа дизонтогенеза, в частности: несовершеннолетние, страдающие детским церебральным параличом, синдромами Дауна, аутизма Каннера и Аспергера, умственной отсталостью, сочетающейся с эпилепсией, ДЦП, ТНР, аутизацией и др.

360,0

 

Количество открытых классов для детей с тяжелыми нарушениями речи в МБОУ Красногорского муниципального района

Ед.

0

1

1

1

 

Количество открытых специализированных дошкольных групп для детей со сложными формами дизонтогенеза и ограниченными возможностями здоровья

Ед.

0

1

1

1

 

4.

Организация работы по раннему выявлению детей с различными типами дизонтогенеза, внедрение технологии превентивной и отдаленной коррекции и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

1210,0

 

Количество ОУ, апробирующих технологии саногенетического мониторинга здоровья и реализующих технологий предупреждения соматических заболеваний, открытие центров здоровья

Ед.

0

2

2

1

 

Количество ОУ, апробирующих технологии предупреждения соматических заболеваний

Ед.

0

2

2

1