• Научно-методическая работа

    Научно-методическая работа Центра

    подробнее
  • Школьное отделение

    Начальное общее образование для детей с ограниченными возможностями здоровья

    подробнее
  • Коррекционное отделение

    Диагностическая и коррекционная работа

    подробнее
  • Наши специалисты

    Лучшее, что есть у нас – это наши специалисты!.

    подробнее
  • Ресурсный центр инклюз. и спец. образования

    Информация об инклюзивном и специальном образовании

    подробнее

Программа развития стрессоустойчивости и толерантности у детей и подростков с дезадаптивным поведением

  Неуклонный рост разнообразия в мире, сложнейший информационный поток и полная свобода перемещения в мире людей из разных уголков света создают для всех нас необходимость сталкиваться каждый день с незнакомым и непонятным нам в других людях. Сложность и глубина личности другого человека, а также неизбежные различия между ним и другими ставит перед любым представителем социума непростую задачу понять и принять то, что ему самому может быть глубоко чуждо или даже неприятно. В данном контексте особое значение приобретает проблема психологической устойчивости человека по отношению к новому, неожиданному, непохожему или даже к тяжелому, чуждому, негативному.

В современном мире людям все труднее находить точку опоры, чувствовать уверенность в завтрашнем дне среди постоянных перемен. В этом случае часто возникает соблазн упростить ситуацию, определить для себя и окружающих раз и навсегда «положенное», «должное», «дозволенное». И в дальнейшем настаивать (пусть даже и силой) на неуклонном соблюдении этих правил. Но диапазон различий между людьми настолько широк, что оказывается невозможным такое раз и навсегда определенное постоянство. Неизбежность возникновения острых конфликтов в такой ситуации очевидна. Неудивительно, что многие люди агрессивно реагируют на появление рядом с ними тех, кто ведет иной образ жизни, исповедует иную религию, придерживается других взглядов на важные жизненные проблемы. Ведь собственные ценности и убеждения вроде бы в такой ситуации ставятся под угрозу. Людям кажется, что если они позволят существовать рядом с собой другим мирам, то их собственный мир станет уязвимее и слабее.

Гуманистическая наука подчеркивает непреходящую ценность самых различных достоинств и добродетелей человека. Разнообразие человеческих качеств дает нам возможность в полной мере насладиться свободным творчеством и общением. Психологическая устойчивость, уверенность в себе  и способность продуктивно переживать тяжелые ситуации, не обвиняя другого и не сбрасывая на него негативные эмоции, в данном случае является условием сохранения не только здоровых отношений между людьми, но и культурного разнообразия, и права человека на инакомыслие и непохожесть.

Решение данных проблем имеет непосредственное отношение  к школе. Очень важно, чтобы любые дети могли в коллективе сверстников находить взаимопонимание, чтобы любой ребенок мог рассчитывать на уважение к себе со стороны учителя вне зависимости от цвета кожи или вероисповедания. Для формирования и развития зрелой здоровой личности важно, чтобы родители не становились между своим ребенком и многообразием мира, давали детям возможность свободно общаться и расти. И конечно, также необходимо дать родителям уверенность в том, что их ребенок в школе, на улице, в компании сверстников находится в безопасности.

Воспитание в молодых людях терпимости к особенностям других людей и в то же время чувства собственного достоинства позволит избежать многих сложностей. Уважение к другому человеку не совместимо с насилием и обманом, следовательно, чем выше такое уважение, тем меньше появляется разнообразных форм отклоняющегося поведения среди детей и подростков. Повышая способность людей (не только подростков, но и взрослых) к толерантному взаимодействию, мы тем самым помогаем человеку занять сове место в социуме без попыток унизить или устранить другого человека. Таким образом, повышая психологическую устойчивость человека, развивая в нем толерантное отношение к другим людям мы осуществляем профилактику девиантного и делинквентного поведения.

Данная программа рассчитана на педагогов, родителей и подростков.

 Цели курса:

  1. Разработка и развитие методов повышения стрессоустойчивости и снижения агрессивности.
  2. Разработка, развитие и внедрение методов развития навыков конструктивного взаимодействия и улучшения адаптации к социуму;
  3. Развитие позитивной системы социальных установок, самоуважения и уважительного и терпимого отношения к другим.

 Задачи курса:

  1. Сформировать представление об общении как гибком и многостороннем процессе, который нуждается в сознательном контроле и управлении, с одной стороны, и в естественности психологического переживания, с другой.
  2. Раскрыть значение взаимопонимания для развития конструктивного взаимодействия.
  3. Показать взаимосвязь агрессивного, манипулирующего и неискреннего поведения, с низким самоуважением, низкой стрессоустойчивостью и высоким уровнем тревожности и неуверенности в себе.
  4. Сформировать навыки самовосстановления, способность самостоятельно поддерживать эмоциональное равновесие и контролировать собственное поведение.
  5. Научить более терпимому отношению к людям, имеющим яркие отличия от большинства.
  6. Дать представление о разнообразии культурных феноменов в мире.

 Предполагаемые результаты:

  1. Повышение уровня нервно-психической устойчивости среди специалистов, работающих с детьми, взрослого населения и подростков.
  2. Снижение уровня скрытой и проявленной агрессии.
  3. Формирование позитивных социальных установок.
  4. Улучшение навыков бесконфликтного и продуктивного общения.

 Работа с педагогами и психологами

Учебно-тематический план (32 часа) 

№ п/п

Тема

Кол-во часов

лекции

практич занятия

 

Раздел 1. Самочувствие человека и общение.

-

6

 1.

Выявление, оценка и развитие коммуникативных навыков участников. Стимулирование самопознания и самовыражения участников. Развитие социальной чувствительности.

 

 

2.

Роль воображения и творческих способностей в общении. Развитие способности к принятию творческих решений.

 

2

 3.

Психологическая устойчивость в ситуациях, вызывающих эмоциональный дискомфорт. Переживание негативных эмоций. Снижение эмоциональной напряженности.

 

2

 

Раздел 2. Особенности общения с людьми, обладающими ярко выраженными индивидуальными особенностями

-

10

 4.

Актуализация понятия «Другой». Поиск способов позитивного взаимодействия с людьми, имеющими яркие отличия от большинства.

 

2

5.

Проявление нетерпимости, агрессии, ксенофобии, неуважения в общении и их причины. Профилактика ксенофобии и нетерпимости.

 

2

6.

Природа конфликтных ситуаций (внутриличностных, межличностных, внутригрупповых, межгрупповых). Умение анализировать и разрешать конфликтные ситуации

 

2

7.

Стереотипы и эталоны восприятия. Их значение в общении. Преодоление негативного влияния стереотипов. Предрассудки. «Образ врага».

 

2

8.

Навыки и установки необходимые для успешного взаимодействия с представителями иных культур и взглядов. Коммуникативные навыки в ситуации межкультурного взаимодействия.

 

2

 

Раздел 3. Обучение способам продуктивного сотрудничества

-

8

 9.

Жизненная позиция и ответственность. Проблема принятия решений

 

2

 10.

Выявление, оценка и формирование способностей к работе в команде

 

2

 11.

Организация позитивного взаимодействия между взрослыми и детьми

 

2

 12.

Взаимоотношения детей со взрослыми в школе. Разрешение конфликтов в педагогическом процессе

 

2

 

Раздел 4. Воспитание и образование в других культурах

4

4

 13.

Как взрослеют в других культурах (этнография детства)

1

1

14.

Как обучают и учатся в других культурах

2

2

 15.

Как воспитывают в других культурах

1

1

 2. Работа с родителями

Учебно-тематический план (28 часов) 

№ п/п

Тема

Кол-во часов

лекции

практич занятия

 

Раздел 1. Самочувствие человека и общение.

-

6

1.

Выявление, оценка и развитие коммуникативных навыков участников. Стимулирование самопознания и самовыражения участников. Развитие социальной чувствительности.

 

2

 2.

Роль воображения и творческих способностей в общении. Развитие способности к принятию творческих решений.

 

2

3.

Психологическая устойчивость в ситуациях, вызывающих эмоциональный дискомфорт. Переживание негативных эмоций. Снижение эмоциональной напряженности.

 

2

 

Раздел 2. Особенности общения с людьми, обладающими ярко выраженными индивидуальными особенностями

-

10

 4.

Актуализация понятия «Другой». Поиск способов позитивного взаимодействия с людьми, имеющими яркие отличия от большинства.

 

2

 5.

Проявление нетерпимости, агрессии, ксенофобии, неуважения в общении и их причины. Профилактика ксенофобии и нетерпимости.

 

2

6.

Стереотипы и эталоны восприятия. Их значение в общении. Преодоление негативного влияния стереотипов. Предрассудки. «Образ врага».

 

2

 

Раздел 3. Обучение способам продуктивного сотрудничества в семье

 

6

 7.

Жизненная позиция и ответственность. Проблема принятия решений

 

2

 8.

Организация позитивного взаимодействия между взрослыми и детьми. Проблема взросления и самостоятельность.

 

2

 9.

Взаимоотношения детей со взрослыми в семье. Разрешение внутрисемейных конфликтов

 

2

 

Раздел 4. Воспитание в многонациональном обществе

4

2

10.

Как взрослеют в других культурах (этнография детства)

2

-

 11.

Как воспитывают в других культурах

2

2

 Работа с подростками

Учебно-тематический план (30 часов) 

№ п/п

Тема

Кол-во часов

лекции

практич занятия

 

Раздел 1. Самочувствие человека и общение.

-

8

 1.

Выявление, оценка и развитие коммуникативных навыков участников. Эмпатия и понимание. Роль воображения и творческих способностей в общении.

 

2

 2.

Самопознание и общение. Интерес к себе и честность с собой как фактор понимания другого.

 

2

 3.

Психологическая устойчивость в ситуациях, вызывающих эмоциональный дискомфорт.

 

2

 4.

Понимание себя и управление собой. Переживание негативных эмоций. Снижение эмоциональной напряженности.

 

2

 

Раздел 2. Особенности общения с людьми, обладающими ярко выраженными индивидуальными особенностями

-

10

 5.

Проявление нетерпимости, агрессии, ксенофобии, неуважения в общении и их причины. Стереотипы и эталоны восприятия.

 

2

 6.

Оценочное отношение к другому человеку. Я в глазах другого. Переживание оценки Я другим человеком

 

2

 7.

Ценность индивидуальности и умения быть непохожим. Индивидуальность и одаренность. Отношение к своим и чужим недостаткам.

 

2

 8.

Культура и индивидуальность. Национальные особенности как ценность. Национальность и характер.

 

2

 9.

Навыки и установки необходимые для успешного взаимодействия с представителями иных культур и взглядов. Коммуникативные навыки в ситуации межкультурного взаимодействия.

 

2

 

Раздел 3. Обучение способам продуктивного сотрудничества

 

8

 10.

Развитие восприимчивости к чужим мнениям и идеям. Умение выслушивать, умение делиться мыслями и переживанием. Разделенный опыт.

 

2

 11.

Жизненная позиция и ответственность. Проблема принятия решений. Групповые решения.

 

2

 12.

Активность в коллективе. Необходимость единства и необходимость свободы. Границы личной и групповой ответственности.

 

2

 13.

Проблема взросления и самостоятельность. Семья как социальная группа. Восприятие родителями психологического состояния и особенностей детей.

 

2

 

Раздел 4. Детство и культура

2

2

 14

Как взрослеют в других культурах (этнография детства)

2

2

 Авторы:  директор МОУ ППМС  центра «Созвездие»Сюрин С.Н. при участии педагога-психолога Каплиной Е.В.