В период нестабильной ситуации, переживаемой Россией, когда нарушены все ранее существовавшие связи: экономические, социальные, национальные, межличностные, многие люди подвержены стрессу, переживают депрессии, страх, чувство безысходности. Произошел всплеск преступлений, особенно в подростковой и молодежной среде, резко увеличилось число неврозов и психосоматических расстройств, алкоголизма и наркомании, суицидов, других видов социальной и психологической патологии.
Молодое поколение всей России, в том числе и г. Красногорска переживает кризисную социально-психологическую ситуацию. Прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации не отвечают требованиям настоящего времени. Выработка новых норм и правил поведения происходит хаотично и бессистемно. Подрастающее поколение утрачивает ощущение смысла происходящего и не имеет определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль.
Современная социальная ситуация неизбежно привела молодое поколение к необходимости принятия ответственности за свое будущее, самостоятельного выбора и контроля своего поведения. В то же время, очевидно, что подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно нарастающих стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Прогрессивно нарастающие требования социальной среды вызвали появление состояний психоэмоционального напряжения, увеличение форм саморазрушающего поведения и отклоняющегося поведения.
Отсутствие знаний, навыков и современных социально адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения – родителей, педагогов, - не позволяет им оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку. Подростки оказались одиноки и психологически беспомощны из-за утраты связи со старшим поколением. Профессиональные группы лиц, работающие с детьми и подростками – учителя, школьные психологи, инспектора ОПДН и т.д., также нуждаются в выработке совершенно нового подхода к взаимодействию со своими подопечными. Для того, чтобы обучить их новым формам поведения, сформировать стрессоустойчивую личность, способную самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь, требуется, во-первых, самим обладать необходимыми для этого качествами и демонстрировать их в процессе профессионального взаимодействия с подростками, а во-вторых, обладать знаниями, умениями и навыками обучения способности эффективно преодолевать жизненные проблемы, развивать стереотипы здорового поведения.
Все эти экстремальные, в социально-психологическом смысле, условия приводят к необходимости разработки нового, специфического для данной конкретной ситуации, подхода к профилактике отклоняющегося и противоправного поведения, одним из которых является разработка и внедрение концептуально обоснованных профилактических программ нового поколения.
Муниципальное образовательное учреждение «Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения развития детей и подростков «Созвездие» организован для работы с детьми и подростками ОУ Красногорского района. Целью ППМС центра «Созвездие» является разработка, организация и реализация программ в области социальной терапии, профилактики и реабилитации отклоняющегося и противоправного поведения несовершеннолетних, защиты их социально-правовых интересов, а также содействие психическому здоровью и раскрытию индивидуальности подростка, предупреждение детской безнадзорности, алкоголизма, наркомании.
Одним из направлений работы ППМС центра «Созвездие», занимающегося проблемой профилактики отклоняющегося и противоправного поведения несовершеннолетних, является развитие кризисной линии Телефона Доверия. Это один из наиболее доступных и экономически эффективных видов психологической помощи. Телефон доверия - это психологическая “скорая помощь и поддержка” в кризисных ситуациях.
Оказание психологической помощи основано на принципах анонимности, абсолютной открытости и доступности, конфиденциальности и демократизма, что способствует установлению доверительного и доброжелательного диалога, направленного на мобилизацию интеллектуальных, духовных и физических ресурсов подростка обратившегося в целях преодоления им кризисного состояния.
Телефон Доверия предлагает временную, причем мгновенно доступную поддержку любому ребенку или подростку. Тому, кто одинок, отчаялся, переживает стресс или близок к самоубийству.
Кризисная линии ТД опирается на ценности, провозглашенные Международной декларацией прав человека Организации Объединенных Наций, Конвенцией ООН о правах ребенка. Прежде всего, это признание достоинства несовершеннолетнего; права на уважение своих мыслей, желаний и того, ради чего человек живет; права излагать их собственными словами.
Помощь, оказываемая психологом, строится на базе профессиональной подготовки в области различных видов консультирования и специальных психологических дисциплин. В своей деятельности психолог использует профессиональные знания и опыт
В самом общем виде консультант Телефона Доверия решает следующие социально-психологические задачи:
— снятие эмоционального напряжения;
— определение запроса;
— установление эмоционально насыщенного контакта;
— первичная диагностика;
— переформулирование запроса в психологических терминах;
— информирование о службах, соответствующих заявленной проблеме;
— направление в определенную социальную службу;
— создание мотивации для дальнейшего сотрудничества;
Основные направления работы телефона доверия
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Примечание |
1. |
Работа с переживаниями горя, потери. |
|
2. |
Суицидальное поведение. |
|
3. |
Дисфункциональные семьи. Семейные конфликты. |
|
4. |
Проблемы в межличностных отношениях. |
|
5. |
Жертвы преступлений, сексуального насилия. |
|
6. |
Тяжелые соматические заболевания. |
|
7. |
Жертвы стихийных бедствий и катастроф. |
|
8. |
Понятие травмы и посттравматических стрессовых расстройств у детей и подростков. |
|
Авторы: директор МОУ ППМС центра «Созвездие»Сюрин С.Н. при участии педагога-психолога Каплиной Е.В.