• Научно-методическая работа

    Научно-методическая работа Центра

    подробнее
  • Школьное отделение

    Начальное общее образование для детей с ограниченными возможностями здоровья

    подробнее
  • Коррекционное отделение

    Диагностическая и коррекционная работа

    подробнее
  • Наши специалисты

    Лучшее, что есть у нас – это наши специалисты!.

    подробнее
  • Ресурсный центр инклюз. и спец. образования

    Информация об инклюзивном и специальном образовании

    подробнее

Программа работы педагога-психолога кризисного кабинета

р

В период нестабильной ситуации, переживаемой Россией, когда нарушены все ранее существовавшие связи: экономические, социальные, национальные, межличностные, многие люди подвержены стрессу, переживают депрессии, страх, чувство безысходности. Произошел всплеск преступлений, особенно в подростковой и молодежной среде, резко увеличилось число неврозов и психосоматических расстройств, алкоголизма и наркомании, суицидов, других видов социальной и психологической патологии.

Молодое поколение всей России, в том числе и г.Красногорска переживает кризисную социально-психологическую ситуацию. Прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные  ориентации не отвечают требованиям настоящего времени. Выработка новых норм и правил поведения происходит хаотично и бессистемно. Подрастающее поколение утрачивает ощущение смысла происходящего и не имеет определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль.

Современная социальная ситуация неизбежно привела молодое поколение к необходимости принятия ответственности за свое будущее, самостоятельного выбора и контроля своего поведения. В то же время, очевидно, что подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно нарастающих стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Прогрессивно нарастающие требования социальной среды вызвали появление состояний психоэмоционального напряжения, увеличение форм саморазрушающего, суицидального поведения.

Отсутствие знаний, навыков и современных социально адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения – родителей, педагогов, - не позволяет им оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку. Подростки оказались одиноки и психологически беспомощны из-за утраты связи со старшим поколением. Профессиональные группы лиц, работающие с детьми и подростками – учителя, школьные психологи и т.д, также нуждаются в выработке совершенно нового подхода к взаимодействию со своими подопечными. Для того, чтобы обучить их новым формам поведения, сформировать стрессоустойчивую личность, способную самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь, требуется, во-первых, самим обладать необходимыми для этого качествами и демонстрировать их в процессе профессионального взаимодействия с подростками, а во-вторых, обладать знаниями, умениями и навыками обучения способности эффективно преодолевать жизненные проблемы, развивать стереотипы здорового поведения для преодоления кризисных ситуаций.

Все эти экстремальные, в социально-психологическом смысле, условия приводят к необходимости разработки нового, специфического для данной конкретной ситуации, подхода к профилактике отклоняющегося и саморазрушающего поведения, одним из которых является разработка и внедрение концептуально обоснованных профилактических программ нового поколения.

 Цели программы:

  1. Развитие концептуально обоснованного системного подхода к профилактике кризисных ситуаций среди подростков.
  2. Разработка способов и методов преодоления кризисных ситуаций у детей и подростков.
  3. Разработка обучающих программ для преодоления кризисных ситуаций и развития стрессоустойчивости у детей и подростков.
  4. Разработка механизмов взаимодействия с родителями, педагогами, врачами.

Задачи программы:

  1. Формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов для успешной социальной адаптации.
  2. Создание условий для открытого доверительного общения, снятия эмоционального напряжения, восприятия информации, творческой атмосферы работы.
  3. Направленное осознание имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективному поведению.
  4. Развитие личностных ресурсов, способствующих преодолению кризисных ситуаций.
  5. Развитие стратегий и навыков поведения, умения разрешать сложные жизненные ситуации, снятия эмоционального напряжения.

Предполагаемые результаты:

  1. Уменьшения факторов риска суицидального и саморазрушающего поведения.
  2. Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей и подростков.
  3. Развитие системного подхода к профилактике суицидального и саморазрушающего поведения.
  4. Развитие профессиональной и общественной сети профилактики суицидального и саморазрушающего поведения.

План мероприятий кризисного направления. 

№ п/п

Тема

Акад. часы

  1. Занятия с педагогами.

1.

Стресс, фрустрация, конфликт, кризис

2

2.

Процесс переживания, техника переживания

2

3.

Типология переживания

2

4.

Типология кризисов, семейные кризисы

2

5.

Психологическая помощь в кризисных ситуациях

2

6.

Снижение возбуждения и изменение негативных эмоций

2

7.

Изменение мыслей, стереотипов и убеждений

2

8.

Рациональное самоуправление

2

9.

Специальные вмешательства, ориентированные на чувства, мысли и действия.

2

2. Занятия с родителями.

1.

Возрастные кризисы у детей и подростков.

2

2.

Особенности переживания стрессовых ситуаций в детском возрасте.

2

3.

Семья, как источник переживаний у детей и подростков.

2

4.

Способы оказания психологической помощи в кризисных ситуациях.

2

5.

Навыки активного слушания.

2

6.

Снижение возбуждения и изменение негативных эмоций

2

7.

Изменение мыслей, стереотипов и убеждений

2

8.

Рациональное самоуправление

2

9.

Специальные вмешательства, ориентированные на чувства, мысли и действия.

2

3. Занятия с подростками.

1.

Представление программы. Понятие личности.

2

2.

Понятие границ личности. Развитие личности.

2

3.

Чувства. Сложности идентификации чувств.

Отделение чувств от поведения.

2

4.

Формирование осознания происходящего во внутреннем мире. Навыки самоанализа.

2

5.

Понятие стресса, личностных кризисов.

 

6.

Психологическая помощь в кризисных ситуациях. Навыки эмпатии.

2

7.

Снижение возбуждения и изменение негативных эмоций. Способы релаксации.

2

8.

Изменение мыслей, стереотипов и убеждений

2

9.

Рациональное самоуправление

2

10.

Специальные вмешательства, ориентированные на чувства, мысли и действия.

2

11.

Развитие активного воображения.

2

12.

Человек как социальное существо. Общение. Формирование навыков межличностного общения.

2

13.

Формирование умения ставить краткосрочные и перспективные цели и достигать их.

2

14.

Понятие морали, нравственности, смысла жизни и личностных ценностей.

2

Авторы: директор МОУ ППМС центра «Созвездие»Сюрин С.Н. при участии педагога-психолога Каплиной Е.В.