• Научно-методическая работа

    Научно-методическая работа Центра

    подробнее
  • Школьное отделение

    Начальное общее образование для детей с ограниченными возможностями здоровья

    подробнее
  • Коррекционное отделение

    Диагностическая и коррекционная работа

    подробнее
  • Наши специалисты

    Лучшее, что есть у нас – это наши специалисты!.

    подробнее
  • Ресурсный центр инклюз. и спец. образования

    Информация об инклюзивном и специальном образовании

    подробнее

Программа по преодолению возрастных и ситуационных кризисов у детей и подростков

п Психическое развитие ребенка – это процесс, имеющий невероятно сложное строение и часто непредсказуемую направленность. Основными его свойствами считаются гетерохронность, нелинейность, исключительная индивидуальность и др. Одним из самых ярких событий в развитии можно считать возрастные кризисы, такие особые точки роста, когда развитие как будто отказывается от всех своих достижений. Когда трудными становятся не только новые задачи, но даже те, которые давно перестали представлять для субъекта какую-то проблему. Психическое состояние человека, переживающего кризис, резко ухудшается, казалось бы, без всякой объективной причины. По крайней мере, внешние изменения в жизни подчас с трудом обнаруживаются, вроде бы все идет как раньше. И тем не менее, весь ход развития замедляется, может даже возникать ощущение регресса.

Происходящие в кризисный период изменения не могут не вызывать тревогу и тягостные переживания как у самого человека, так и у его близких.  Каждый из таких периодов имеет каждый свой особый смысл для развития и особую динамику. Среди возрастных кризисов, актуальных для школьников, можно выделить два: это кризис адаптации к школе (6-7 лет) и кризис подросткового возраста, как правило, совпадающий по времени с половым созреванием.

Кризисы, связанные с психическим развитием, являются обязательным этапом на жизненном пути каждого человека. Их возникновение связано со специфической задачей развития в данный момент времени. Такой кризис наступает сначала незаметно, так как является реакцией не на внешние, а на внутренние изменения. Но кроме кризисных состояний такого рода, можно столкнуться и с иными по своей природе кризисами. Они имеют внешнее происхождение и являются реакцией на тяжелую ситуацию, возникшую в жизни человека. Благополучное разрешение таких кризисов является не менее значимым для основного хода психического развития.

Может казаться, что кризис в жизни взрослого человека является более тяжелым событием, чем аналогичное явление в жизни ребенка. Во-первых, он часто имеет в основе менее разрешимые и более глобальные проблемы, иногда он связан с такими изменениями, где позитивный исход практически невозможен (тяжелая болезнь, смерть близких). Во-вторых, взрослый человек, как правило, несет ответственность не только за самого себя, но и за других людей, ему трудно направить все силы на преодоление внутренних проблем. Но на самом деле кризисы в более юном возрасте могут переживаться острее и значимее, могут нести поистине разрушительный характер. Подросток, а тем более маленький ребенок ещё не обладает таким запасом психологических средств, который может иметься у взрослого человека. Переживание кризиса для ещё не сформированной личности – это подчас непосильная задача. Неправильное, нечуткое отношение со стороны взрослых, отсутствие поддержки и сопереживания толкают подростка к необдуманным поступкам. Побег из дома, прием наркотиков или алкоголя, общение с девиантными подростками – те средства, которые часто оказываются доступнее, чем дружеская теплая поддержка и помощь со стороны любящих родителей.

Отсутствие навыка прохождения через кризис, отсутствие позитивного опыта «проживания» критической ситуации сказываются на способности человека преодолевать сложные жизненные ситуации. Снижается его общая психологическая устойчивость, уровень активности, способность принимать продуктивные продуманные решения. Незрелая личность обычно оказывается не готова к самостоятельному эффективному существованию. Такой человек либо становится пассивным и зависимым от других, либо стремится завоевать грубой силой те жизненные блага, которые не может приобрести через развитие и активную деятельность.

Данная программа направлена на повышение способности к благополучному преодолению кризисных периодов, она предусматривает занятия с педагогами, родителями и учащимися школ.

 Цели курса: 

  1. Развитие способности к переживанию негативных состояний, осознанию и принятию своего опыта.
  2. Раскрытие возможностей для взаимодействия ребенка со взрослыми при прохождении кризисного этапа.
  3. Развитие навыков поддерживающего общения, эмпатии и способности к сопереживанию.

 Задачи курса: 

  1. Дать понимание значимости кризисных периодов и позитивном характере происходящих изменений.
  2. Сформировать представление о кризисах как периодах с богатым потенциалом для внутреннего развития.
  3. Развить способность к анализу своего психического состояния, поддержанию эмоционального равновесия и принятию происходящих изменений.
  4. Раскрыть значение взаимопонимания и эмпатии в общении с людьми переживающими кризис.
  5. Сформировать навыки оказания психологической и педагогической помощи детям, переживающим кризис.
  6. Дать специалистам представление о тех сложностях, с которыми сталкиваются родители ребенка, переживающего кризис.

Предполагаемые результаты: 

  1. Увеличение способности  к самопониманию, анализу и принятию собственного состояния.
  2. Снижение вероятности тяжелых негативных вариантов разрешения кризиса (суицид, формирование зависимостей, разрыв отношений с близкими).
  3. Улучшение навыков продуктивного общения, ориентированного на эмоциональное сопереживание, способность разделить с другим собственный опыт.
  4. Формирование высокоэффективных поведенческих стратегий, помогающих преодолевать сложные жизненные ситуации.

 Календарно-тематическое планирование

  1. 1.     Работа с педагогами и психологами 

№ п/п

Тема

Акад. часы

  1.  

Нелинейность и гетерохронность психического развития.

2

  1.  

Переломные этапы в психическом развитии

2

  1.  

Кризис как особое состояние. Эмоциональные и когнитивные реакции на него

2

  1.  

Способность к анализу и пониманию своего состояния

2

  1.  

Смысл негативных эмоциональных переживаний в проживании сложных жизненных периодов

2

  1.  

Переживание одиночества и изоляции. Отделение себя от других и самостоятельное принятие решений

2

  1.  

Способность к позитивному и безоценочному принятию себя и другого

2

  1.  

Возможности конструктивного взаимодействия с агрессивными и конфликтными людьми

2

  1.  

Возможности конструктивного взаимодействия с людьми, находящимися в состоянии депрессии

2

  1.  

Возможности конструктивного взаимодействия с людьми, пережившими тяжелые жизненные события

2

 2. Работа с родителями 

№ п/п

Тема

Акад. часы

  1.  

Психическое развитие как череда изменений. Автобиографическая память как опора для сопереживания ребенку.

2

  1.  

Кризис как особое состояние. Эмоциональные и когнитивные реакции на него

2

  1.  

Способность к анализу и пониманию своего состояния

2

  1.  

Смысл негативных эмоциональных переживаний в проживании сложных жизненных периодов

2

  1.  

Переживание одиночества и изоляции. Отделение себя от других и самостоятельное принятие решений. Самостоятельность ребенка и её возможные проявления.

2

  1.  

Способность к позитивному и безоценочному принятию себя и другого

2

  1.  

Возможности конструктивного взаимодействия с агрессивными и конфликтными людьми

2

  1.  

Возможности конструктивного взаимодействия с людьми, находящимися в состоянии депрессии

2

  1.  

Возможности конструктивного взаимодействия с людьми, пережившими тяжелые жизненные события

2

 3.     Работа с подростками 

№ п/п

Тема

Акад. часы

  1.  

Кризис как особое состояние. Взросление и его смысл.

2

  1.  

Смысл негативных эмоциональных переживаний в проживании сложных жизненных периодов

2

  1.  

Переживание одиночества и изоляции. Отделение себя от других и самостоятельное принятие решений.

2

  1.  

Способность к анализу и пониманию своего состояния. Способность к принятию себя и другого

2

  1.  

Поиск себя. Индивидуальность и уникальность каждого человека. Личность как ценность.

 

  1.  

Изменение интересов и увлечений. Общение как ценность

2

  1.  

Умение делиться своими мыслями и переживаниями

2

  1.  

Умение высказать свою точку зрения и выслушать другого человека

2

  1.  

Принятие совместного решения со взрослыми

2

  1.  

Возможности понимания между взрослыми и детьми.

2

 4.     Работа с младшими школьниками 

№ п/п

Тема

Акад. часы

  1.  

Осознание роли школьника, внутренняя позиция. Мотивационная готовность к школе

2

  1.  

Диагностика и развитие познавательных функций

6

  1.  

Развитие общения со сверстниками

2

  1.  

Диагностика и коррекция тревожного и агрессивного поведения

2

  1.  

Формирование произвольного поведения

2

  1.  

Способность к пониманию своего состояния

2