• Научно-методическая работа

    Научно-методическая работа Центра

    подробнее
  • Школьное отделение

    Начальное общее образование для детей с ограниченными возможностями здоровья

    подробнее
  • Коррекционное отделение

    Диагностическая и коррекционная работа

    подробнее
  • Наши специалисты

    Лучшее, что есть у нас – это наши специалисты!.

    подробнее
  • Ресурсный центр инклюз. и спец. образования

    Информация об инклюзивном и специальном образовании

    подробнее

Программа организации социального сопровождения детей и подростков, как способ профилактики девиантного и деликвентного поведения

пДевиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социальных педагогов, психологов, социологов, медиков и правоохранительных органов.

Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Поэтому создание программы по комплексному решению вопросов социальной поддержки детям с девиантным поведением стало очень важно.

Бездуховность и ее результат – потребительско-эгоистическое отношение к жизни порождают у многих людей апатию, безразличие к себе и к другим. В результате преступность среди несовершеннолетних растет. Находясь в одинаковых условиях среди подростков с девиантным поведением, далеко не каждый подросток совершает преступление в связи с тем, что существуют еще и личностные причины противоправного поведения. Это, прежде всего, особенности ценностных ориентаций подростка, задаваемых микросоциумом в котором развивается растущий «организм».

Бесспорно, наиболее значима для подростка его семья, особенности  внутрисемейных   отношений.        

Состояние внутрисемейных отношений во многом определяют поведение подростка. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится так себя вести в различных ситуациях. Большинство родителей у кого трудные, проблемные дети сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. Стиль родительского поведения непроизвольно "записывается", "запечатлевается в психике ребенка.

Важнейшей средой приложения сил и понимания собственной значимости для несовершеннолетнего является учеба и работа. Здесь подросток сталкивается с наибольшими жизненными трудностями, от их преодоления зависит его внутреннее состояние. Достижение успеха в учебе и труде важно для ощущения собственной полноценности. Социальная незрелость подростка часто становится причиной срывов и конфликтов в среде учебы и труда.

Не добившись успеха в учебе, подросток пытается найти удовлетворение в общении со сверстниками, причем не всегда приемлемыми для общества способами, а часто и совершая преступления

 Для того, чтобы "вытащить" подростка из асоциальной среды необходимо привлечь его в другую среду, которой может выступить досуговая сфера.

Помочь подростку найти свое место в жизни, понять его стремления, интересы, дать возможность развиваться его индивидуальности, значит во многом предотвратить правонарушения среди детей и подростков. Поэтому именно организация досуговой деятельности должна стать той системой, где ребенок сможет найти себя, самовыразиться, повысить свою самооценку, а для этого социальный педагог должен заинтересовать его. Кроме этого необходимо разъяснение педагогам и родителям  важность вовлечения детей в досуговую сферу, так как именно здесь они могут проявить свои способности, оценить самого себя и быть ценными другими в ходе участия совместной деятельности.

В   связи   с   этим   очень   важна  работа  социальных   педагогов   и психологов с теми детьми и семьями, которые относятся к "группе риска".

Цели программы:

1.Создание системы досуговой занятости несовершеннолетних во внеурочное время,  как   профилактика     отклоняющегося, дезадаптивного поведения.

2. Повышение уровня знаний о навыках здорового образа жизни.

Задачи программы:

1.Изучение   индивидуально-психологических   особенностей   детей

отклоняющегося и противоправного поведения.

2.Создание   системы   социально-психологической   помощи   детей девиантного  и  деликвентного поведения  с учетом  их индивидуальных особенностей.        

3. Организация досуговой сферы для детей и подростков

4.Просвещение родителей (законных представителей), педагогов о причинах  девиантного и деликвентного поведения детей.

5.      Социально-трудовая      адаптация      и      помощь      детям  и подросткам    с нарушением процесса социализации.

6.Ознакомление учащихся с нормативно-правовыми документами.

Предполагаемые результаты

1.Создание условий для профессиональной и социальной адаптации детей и подростков.

2.   Повышение   правовой   грамотности   педагогов,   родителей   и учащихся.

 Используемый инструментарий

1.Психодиагностические методики

2.Лекционный материал.

3. Тренинговые программы.

4.Анкетирование.

5. Опрос 

 

Тема

 

 

 

Работа с подростками

 

 

 

«Психологические особенности подросткового возраста»

Семинар

1 ч.

 

«Вредные привычки и здоровый образ жизни»:

- Вред алкоголя

- Вред курения

- Вред наркотиков

Семинары

 

1ч.

1 ч.

1 ч.

 

Сфера семейных отношений

Правовой аспект семейных отношений

Этический аспект семейных отношений

Эмоциональный аспект семейных отношений

Семинары

 

 

1 ч.

1 ч.

1 ч.

 

Сфера межличностных отношений

Правовой аспект межличностных отношений

Этический аспект межличностных отношений

Эмоциональный аспект межличностных отношений

Семинары

 

1 ч.

1 ч.

1 ч.

 

Сфера производственных  отношений

Этический аспект производственных отношений

Эмоциональный аспект производственных отношений

Семинары

 

1 ч.

1 ч.

 

Сфера социально-ролевых отношений

Экономический аспект социально-ролевых отношений

Этический аспект социально-ролевых отношений

Семинары

 

1 ч.

1 ч.

 

Сфера самоотношения

Экономический аспект самоотношения

Эмоциональный аспект самоотношения

Семинары

 

1 ч.

1 ч.

 

  «Виды досуговой деятельности»

Семинар

1 ч.

 

Работа с родителями

 

 

 

«Взаимоотношения детей и родителей

Семинар

1 ч.

 

 «Правовая культура»

Лекция

1 ч.

 

«Причины отклоняющегося поведения»

Семинар

1 ч.

 

 «Принципы позитивного воспитания»

Лекция

1 ч.

 

«Предотвращение и разрешение  семейных конфликтов»

Семинар

1 ч.

 

«Психологические особенности развития ребенка»

Лекция

1 ч.

 

 «Подростковый суицид»

Лекция

1 ч.

 

Повышение педагогической культуры родителей

Лекция

1 ч.

 

 «Виды досуговой деятельности и важность привлечения ребенка в нее»

Лекция

1 ч.

 

Работа с педагогами

 

 

 

 «Возрастные кризисы ребенка»

Семинар

1 ч.

 

«Социальная ситуация в жизни подростка». Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие.

Семинар

1 ч.

 

 «Акцентуации характера у ребенка и девиантное поведение».

Лекция

1 ч.

 

 «Как эффективно взаимодействовать с трудными подростками.»

Лекция

1 ч.

 

«Виды досуговой деятельности»

Лекция

1 ч.

 Автор:  педагог-психолог МОУ ППМС  центра «Созвездие»  Батюня Л.А.