• Научно-методическая работа

    Научно-методическая работа Центра

    подробнее
  • Школьное отделение

    Начальное общее образование для детей с ограниченными возможностями здоровья

    подробнее
  • Коррекционное отделение

    Диагностическая и коррекционная работа

    подробнее
  • Наши специалисты

    Лучшее, что есть у нас – это наши специалисты!.

    подробнее
  • Ресурсный центр инклюз. и спец. образования

    Информация об инклюзивном и специальном образовании

    подробнее

Программа коррекционных занятий по развитию познавательной сферы у младших школьников


т

Преобразования познавательной сферы, происходящие в младшем школьном возрасте, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития психики. Специальные исследования показывают, что недостаток работы педагогов с детьми младшего школьного и старшего дошкольного возраста в системе начального обучения нередко тормозят или замедляют процесс развития познавательной сферы у детей. У многих детей к концу младшего школьного возраста недостаточно сформирована познавательная сфера, поэтому от учителей среднего звена часто поступают жалобы, что дети плохо усваивают учебный материал, что у них низко развиты устойчивость и произвольность внимания, память, восприятие, низкий уровень мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного, классификации).

       Исходя из этого, перед психологами и учителями, работающими с учениками младших классов, встает задача целенаправленного развития познавательных процессов детей. Поэтому в начальной школе в ходе занятий необходимо специально направлять активность ребенка, которая способствует развитию психических процессов памяти, внимания, мышления, воображения, так как они являются фундаментом учебной деятельности и залогом ее успешности. Также нужно помнить, что в реальной деятельности познавательные процессы функционируют не изолированно друг от друга, а представляют собой сложную систему, поэтому коррекционно-развивающие программы для детей, имеющих различные недостатки познавательных процессов, должны быть комплексными.

В основе прилагаемой программы лежит идея использования в обучении собственной активности ребенка в условиях коллективной игры. Только те знания прочно усваиваются, которые добыты самостоятельно. То, что ребенку сообщают, может пройти мимо его сознания; но то, о чем он догадывается сам, его собственные открытия остаются в его памяти навсегда. Введение игровых моментов в процесс обучения приносят радость и внушают младшим школьникам уверенность в своих силах.

Цель: способствовать формированию познавательной активности младших школьников.

Задачи:

1. Проследить уровень развития познавательной деятельности.

2. Провести коррекцию познавательной сферы.

Ожидаемый результат:

 Повышение познавательной активности, улучшение успеваемости.

Коррекционно-развивающие занятия познавательной сферы младших школьников рассчитаны на 10 часов.

Количество занятий: 10

Количество участников: 5 - 6 человек

Возраст участников: 7 -10 лет

Периодичность занятий: 1 раз в неделю

Продолжительность занятий: 1 час

Коррекционно – развивающие игры и упражнения:

  • Игра «Лишнее слово»
  • Упражнение «Способы для определения погоды»
  • Игра «Окончи сказку»
  • Игра «Назови три слова»
  • Игра «Что это обозначает?»
  • Игра «Четыре стихии»
  • Игра «Добрые слова»
  • Упражнение «Запоминаем рисуя»
  • Игра «Числа»
  • Игра «Пары слов»
  • Игра «Слушай и исполняй»

И другие игры и упражнения для развития памяти, внимания, восприятия, ощущения, мышления и речи.

Календарно-тематическое планирование

 

 

Краткая характеристика тематики занятий

количество

часов

1

 

 

Мои ощущения. Показать роль ощущений в познании окружающего мира; познакомить детей с предметным содержанием понятия «ощущение» и с видами ощущений; развивать осознание различных видов ощущений.

1

 

 

2

Мое восприятие мира. Знакомство с предметным содержанием понятия «восприятие»; осознание уникальности собственного восприятия мира; закрепление пройденного материала по теме «Мои ощущения».

1

3

Мое внимание. Знакомство детей с предметным содержанием понятия «внимание»; осознание детьми актуального состояния своего внимания; развитие внимательности.

2

4

Мое мышление. Знакомство детей с предметным содержанием понятия «мышление»; развитие интеллектуальных способностей у детей.

2

 

5

Моя память. Знакомство детей с предметным содержанием понятия «память» и с видами памяти. Развитие памяти у детей.

2

 

6

Развитие речи. Осознание актуальности связи русского языка с развитием речи; развитие речи у детей.

1

 

7

 

Комбинированное занятие. Комплекс упражнений для развития и коррекции познавательной сферы детей.

1

 Автор:  педагог-психолог МОУ ППМС   центра «Созвездие»  Стрельцова Е.В.