Преобразования познавательной сферы, происходящие в младшем школьном возрасте, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития психики. Специальные исследования показывают, что недостаток работы педагогов с детьми младшего школьного и старшего дошкольного возраста в системе начального обучения нередко тормозят или замедляют процесс развития познавательной сферы у детей. У многих детей к концу младшего школьного возраста недостаточно сформирована познавательная сфера, поэтому от учителей среднего звена часто поступают жалобы, что дети плохо усваивают учебный материал, что у них низко развиты устойчивость и произвольность внимания, память, восприятие, низкий уровень мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного, классификации).
Исходя из этого, перед психологами и учителями, работающими с учениками младших классов, встает задача целенаправленного развития познавательных процессов детей. Поэтому в начальной школе в ходе занятий необходимо специально направлять активность ребенка, которая способствует развитию психических процессов памяти, внимания, мышления, воображения, так как они являются фундаментом учебной деятельности и залогом ее успешности. Также нужно помнить, что в реальной деятельности познавательные процессы функционируют не изолированно друг от друга, а представляют собой сложную систему, поэтому коррекционно-развивающие программы для детей, имеющих различные недостатки познавательных процессов, должны быть комплексными.
В основе прилагаемой программы лежит идея использования в обучении собственной активности ребенка в условиях коллективной игры. Только те знания прочно усваиваются, которые добыты самостоятельно. То, что ребенку сообщают, может пройти мимо его сознания; но то, о чем он догадывается сам, его собственные открытия остаются в его памяти навсегда. Введение игровых моментов в процесс обучения приносят радость и внушают младшим школьникам уверенность в своих силах.
Цель: способствовать формированию познавательной активности младших школьников.
Задачи:
1. Проследить уровень развития познавательной деятельности.
2. Провести коррекцию познавательной сферы.
Ожидаемый результат:
Повышение познавательной активности, улучшение успеваемости.
Коррекционно-развивающие занятия познавательной сферы младших школьников рассчитаны на 10 часов.
Количество занятий: 10
Количество участников: 5 - 6 человек
Возраст участников: 7 -10 лет
Периодичность занятий: 1 раз в неделю
Продолжительность занятий: 1 час
Коррекционно – развивающие игры и упражнения:
- Игра «Лишнее слово»
- Упражнение «Способы для определения погоды»
- Игра «Окончи сказку»
- Игра «Назови три слова»
- Игра «Что это обозначает?»
- Игра «Четыре стихии»
- Игра «Добрые слова»
- Упражнение «Запоминаем рисуя»
- Игра «Числа»
- Игра «Пары слов»
- Игра «Слушай и исполняй»
И другие игры и упражнения для развития памяти, внимания, восприятия, ощущения, мышления и речи.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Краткая характеристика тематики занятий |
количество часов |
1
|
Мои ощущения. Показать роль ощущений в познании окружающего мира; познакомить детей с предметным содержанием понятия «ощущение» и с видами ощущений; развивать осознание различных видов ощущений. |
1
|
2 |
Мое восприятие мира. Знакомство с предметным содержанием понятия «восприятие»; осознание уникальности собственного восприятия мира; закрепление пройденного материала по теме «Мои ощущения». |
1 |
3 |
Мое внимание. Знакомство детей с предметным содержанием понятия «внимание»; осознание детьми актуального состояния своего внимания; развитие внимательности. |
2 |
4 |
Мое мышление. Знакомство детей с предметным содержанием понятия «мышление»; развитие интеллектуальных способностей у детей. |
2
|
5 |
Моя память. Знакомство детей с предметным содержанием понятия «память» и с видами памяти. Развитие памяти у детей. |
2
|
6 |
Развитие речи. Осознание актуальности связи русского языка с развитием речи; развитие речи у детей. |
1
|
7
|
Комбинированное занятие. Комплекс упражнений для развития и коррекции познавательной сферы детей. |
1 |
Автор: педагог-психолог МОУ ППМС центра «Созвездие» Стрельцова Е.В.