• Научно-методическая работа

    Научно-методическая работа Центра

    подробнее
  • Школьное отделение

    Начальное общее образование для детей с ограниченными возможностями здоровья

    подробнее
  • Коррекционное отделение

    Диагностическая и коррекционная работа

    подробнее
  • Наши специалисты

    Лучшее, что есть у нас – это наши специалисты!.

    подробнее
  • Ресурсный центр инклюз. и спец. образования

    Информация об инклюзивном и специальном образовании

    подробнее

Балашова О.П. Программа коррекции ОНР второго и третьего уровней

В настоящее время наблюдается тенденция к повышению качества образования и воспитания. В массовых учебных заведениях организуется медико-психолого-педагогическое обследование детей, посещающих дошкольные и школьные образовательные учреждения. своевременно выявляются причины дезадаптации отдельных школьников, а следовательно, происходит и выбор наиболее эффективных путей коррекции тех или иных нарушений.

  Опираясь на исследования А.В. Ястребовой, Л.Ф. Спировой, Т.П. Бессоновой и многих других, можно с уверенностью сказать, что одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы являются разнообразные нарушения устной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.

В связи с этим полноценное обследование и оказание помощи ребёнку, испытывающему речевые нарушения, требуют участия не только логопеда, но и других специалистов (психолога, психиатра, невропатолога), что становится возможным на базе специализированного психолого-медико-педагогического центра.

  Цель программы: коррекция общего недоразвития речи и предпосылок к формированию нарушений письменной речи у дошкольников.

  Задачи программы:

  1. Нормализация деятельности артикуляционного аппарата.
  2. Формирование дыхательной и голосовой функции, просодической стороны речи.
  3. Работа над произношением (постановка, автоматизация, введение в речь, дифференциация звуков)
  4. Формирование навыков звукового анализа и синтеза
  5. Обогащение словаря.
  6. Формирование грамматического строя речи.
  7. Развитие связной речи.
  8. Формирование познавательных процессов.
  9. Развитие мелкой моторики.

Адресат программы: дети с ОНР 5- 7 лет.

 Концептуальность программы.

Программа опирается на следующие принципы:

  • системности;
  • комплексности;
  • деятельностный;
  • онтогенетический;
  • общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).

Формы логопедического воздействия – групповые и индивидуальные формы работы.

Методы логопедического воздействия:

  • Словесные;
  • Наглядные;
  • Практические.

Направления реализации программы

  • Логопедическая диагностика.
  • Логопедическая коррекция устной и предпосылок к формированию письменной речи детей.
  • Работа с родителями.

Формы работы с родителями

  • Индивидуальные консультации.
  • Открытые индивидуальные и групповые логопедические занятия.
  • Объяснение особенностей выполнения домашних заданий.

Коррекционная работа начинается с комплексного психолого-медико-педагогического обследования ребенка. После диагностики для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа коррекции, которая реализуется в процессе медикаментозного лечения, логопедических, дефектологических занятий и занятий с психологом.

Сложность коррекционной работы с детьми в рамках специализированного Центра состоит в том, что частота приемов в Центре 1-2 раза в неделю, в то время, как необходимы ежедневные групповые и индивидуальные занятия. Программа рассчитана на групповые занятия с детьми (2- 4 человека). Занятия проходит 1-2  раза в неделю.

Первый год обучения

Коррекционная работа начинается с подготовительного этапа, который включает в себя развитие познавательных процессов, активизация пассивного словаря ребенка, и подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения артикуляционной гимнастики и артикуляционного массажа. Продолжительность – 2-10 занятий. В этот же период проводится курс логопедического массажа языка детей с дизартрией. Проводятся индивидуальные и групповые занятия 1-2 раза в неделю.

Основной этап

Коррекция фонетико-фонематической стороны речи

Коррекция звукопроизношения (нормализация деятельности артикуляционного аппарата, постановка, автоматизация и дифференциация звуков) осуществляется согласно индивидуальному плану логопедической работы с ребенком.

Каждое занятие включает следующие разделы:

                   Раздел

Продолжительность

Коррекция звукопроизношения

15 минут

Формирование фонематического восприятие и навыков звукового анализа и синтеза

10 минут

Развитие мелкой моторики

5 минут

Примерные планы занятий

№ п\п

Формирование фонематического восприятие и навыков звукового анализа и синтеза

Развитие мелкой моторики

  1.  

Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков

Пальчиковая гимнастика. Формирование навыков проведения прямых линий.

  1.  

Развитие слухового внимания на материале речевых звуков (дифференциация слогов).

Пальчиковая гимнастика. Формирование навыков проведения кривых линий

  1.  

Развитие слухового внимания на материале речевых звуков (дифференциация слогов). Понятие «слово», «звук».

Пальчиковая гимнастика. Формирование навыков проведения ломаных линий.

  1.  

Звук У. Выделение первого гласного звука из слова.

Штриховка.

  1.  

Звук А. Выделение первого гласного звука из слова.

Штриховка.

  1.  

Звук И. Выделение первого гласного звука из слова. Звуковой анализ сочетаний из двух гласных звуков.

Штриховка.

 

  1.  

Звук О. Звуковой анализ сочетаний из трех гласных звуков.

Штриховка.

  1.  

Звуки А, О, У, И.

Штриховка.

  1.  

Звук Ы.  Определение последнего гласного звука в слове.

Графические упражнения.

  1.  

Определение первого и последнего звука в слове.

Графические упражнения.

  1.  

Определение наличия-отсутствия звука в слове.

Графические упражнения.

  1.  

Звук М. Понятие «согласные звуки». Определение первого согласного звука в слове.

Графические упражнения.

  1.  

Звуки М, М`. Понятие «твердые» и «мягкие» согласные звуки.

Графические упражнения.

  1.  

Звуки В, В`. Определение первого согласного звука в слове. Анализ и синтез обратного слога.

Графические упражнения.

 

  1.  

Звуки В, В`. Определение первого согласного звука в слове. Анализ и синтез обратного слога.

Графические упражнения.

 

  1.  

Звуки Ф, Ф`. Определение первого согласного звука в слове. Анализ и синтез обратного слога.

Графические упражнения.

 

  1.  

Звуки В-Ф, В `-Ф `. Понятия «звонкий звук», «глухой звук». Определение гласного в середине слова.

Графические упражнения.

 

  1.  

Звуки  Б, Б`. Определение гласного в середине слова.

Графические упражнения.

  1.  

Звуки  П, П`. Звуковой анализ прямого слога.

Графические упражнения.

  1.  

Звуки Б-П, Б `-П `. Определение позиции звука в слове.

Графические упражнения.

  1.  

Звуки Б-П, Б`-П`. Определение позиции звука в слове.

Графические упражнения.

  1.  

Звуки Д-Д `. Выделение двух гласных звуков в слове.

Графические упражнения.

  1.  

Звуки Т-Т `. Звуковой анализ прямого слога. Определение позиции звука в слове.

Графические упражнения.

  1.  

Звуки Д-Т,  Д `-Т `. Определение позиции звука в слове.

Графические упражнения.

  1.  

Звуки Д-Т, Д`-Т`. Определение позиции звука в слове.

Графические упражнения.

  1.  

Звуки  Г- Г `.  Полный звуковой анализ слова.

Графические упражнения.

  1.  

Звуки К-К `.  Полный звуковой анализ слова.

Графические упражнения.

  1.  

Звуки Г-К, Г`-К`. Полный звуковой анализ слова.

 

  1.  

Звуки Х-Х `.  Полный звуковой анализ слова.

Графические упражнения.

  1.  

Закрепление изученного материала.

Графические упражнения.

  1.  

Закрепление изученного материала .

Графические упражнения.

  1.  

Закрепление изученного материала .

Графические упражнения.

Коррекция лексико-грамматической стороны речи и развитие связной речи

Каждое занятие включает следующие разделы:

Раздел

Продолжительность

Коррекция звукопроизношения

15 минут

Формирование лексико-грамматического строя речи

15 минут

Примерные планы занятий

№ п\п

Лексическая тема

Грамматическая категория

Месяц

  1.  

«Осень»

Формирование понятий о предмете и действии

Октябрь

  1.  

«Овощи»

Согласование существительного и прилагательного в роде.

  1.  

«Фрукты»

Понятие «предложение». Составление 3-словных предложений.

  1.  

«Грибы»

Согласование существительного и глагола в числе.

  1.  

«Одежда»

Винительный падеж сущ. в ед. ч.

Ноябрь

  1.  

«Обувь»

 

Родительный падеж сущ. в ед. ч. без предлога

  1.  

«Перелетные птицы»

Родительный падеж сущ. в ед. ч. с предлогом У.

  1.  

«Дикие животные»

Согласование числительных «один», «одна» с существительными.

  1.  

«Домашние животные»

Согласование числительных «два», «две» с существительными.

Декабрь

  1.  

«Зима»

Согласование числительных с существительными

  1.  

«Зимующие птицы»

Согласование числительных с существительными

  1.  

«Домашние птицы»

Приставочные глаголы

  1.  

«Мебель»

Предлог НА

Январь

  1.  

«Рыбы»

Дательный падеж сущ. в ед. ч.

  1.  

«Посуда»

Творительный падеж сущ. в ед. ч.

  1.  

«Транспорт»

Согласование местоимений «мой», «моя», «мое» с сущ.

  1.  

«Растения луга и сада»

Предлог ПОД

Февраль

  1.  

«Насекомые»

Предлоги НА, ПОД

  1.  

«Игрушки»

Предлог В

  1.  

«Военные профессии»

Относительные прилагательные

  1.  

«Профессии наши пап»

Относительные прилагательные

Март

  1.  

«Профессии наших мам»»

Предлоги К, ОТ

  1.  

«Весна»

 

Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа.

  1.  

Закрепление

Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин

  1.  

Закрепление

Составление рассказа по серии сюжетны картин

Апрель

  1.  

Закрепление

Пересказ рассказа с опорой на сюжетную картинку.

  1.  

Закрепление

Составление рассказа по сюжетной картинке

  1.  

Закрепление

Составление рассказа по сюжетной картинке

На заключительном этапе проводится логопедическое обследование, по результатам которого даются рекомендации родителям.

Второй год обучения

На подготовительном этапе проводится нормализация деятельности артикуляционного аппарата. Он занимает 2-3 занятия.

Основной этап

Коррекция фонетико-фонематической стороны речи

Каждое занятие включает следующие разделы:

                                                             Раздел

Продолжительность

Коррекция звукопроизношения

15 минут

Формирование фонематического восприятие и навыков звукового анализа и синтеза

10 минут

Развитие мелкой моторики

5 минут

 

Примерные планы занятий

№ п\п

Формирование фонематического восприятие и навыков звукового анализа и синтеза

Навыки чтения и письма

  1.  

Звук и буква А. Определение позиции звука в слове.

Печатанье буквы А.

  1.  

Звук и буква У. Определение позиции звука в слове. Определение наличия-отсутствия звука в слове.

Печатанье букв.

  1.  

Звук и буква О. Определение позиции звука в слове. Анализ и синтез сочетаний из 2-3-х гласных звуков.

Печатанье букв.

  1.  

Звук и буква М. Анализ и синтез обратного  слога.

Печатанье букв и слогов. Чтение слогов.

  1.  

Звук и буква С. Анализ и синтез обратного  слога.

Печатанье букв и слогов. Чтение слогов.

  1.  

Звук и буква Х.  Анализ и синтез прямого слога.

Печатанье букв и слогов. Чтение слогов.

  1.  

Звук и буква Ш.  Анализ и синтез прямого и обратного слогов.

Печатанье букв и слогов. Чтение слогов.

  1.  

Дифференциация звуков и букв С-Ш. Анализ и синтез прямого и обратного слогов.

Печатанье букв и слогов. Чтение слогов.

  1.  

Звук и буква Ы.  Полный звуковой анализ односложных слов.

Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов.

  1.  

Звук и буква Л.  Полный звуковой анализ односложных слов.

Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов.

  1.  

Дифференциация звуков и букв Р-Л. Полный звуковой анализ односложных слов.

Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов.

  1.  

Звук и буква  Н.  Полный звуковой анализ односложных слов.

Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов.

  1.  

Звук и буква К.  Полный звуковой анализ односложных слов.

Печатанье букв, слогов и слов.  Чтение слогов и слов.

  1.  

Звук и буква Т.  Полный звуковой анализ односложных слов.

Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов.

  1.  

Звук и буква З.  Дифференциация звуков и букв С-З.

 

Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов.

  1.  

Звук и буква Й. Полный звуковой анализ двусложного слова.

Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов.

  1.  

Дифференциация звуков и букв Р-Й. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов.

Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов.

  1.  

Дифференциация звуков и букв Л-Й. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов.

Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов.

  1.  

Звук и буква Г. Дифференциация звуков и букв Г-К.  Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов.

Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов.

  1.  

Звук и буква  Д.  Дифференциация звуков и букв Д-Т. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов.

Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов.

  1.  

Звук и буква Б.  Дифференциация звуков и букв Б-П. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов.

Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов.

  1.  

Звук и буква Ж.  Дифференциация звуков и букв Ж-Ш. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов.

Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов.

  1.  

Звук и буква Е.   Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов.

Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов.

  1.  

Буква Ь.   Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов.

Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов.

  1.  

Буква Я. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов.

Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов.

  1.  

Звук и буква Ю. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов.

Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов.

  1.  

Звук и буква Ё. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов.

Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов.

  1.  

Звук и буква Ч.   Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов.

Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов.

  1.  

Дифференциация звуков и букв Ч-Т`. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов.

Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов.

  1.  

Буква Э. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов.

Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов.

  1.  

Звук и буква Ц.  Дифференциация звуков и букв С-Ц. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов.

Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов.

  1.  

Звук и буква Ф.  Дифференциация звуков и букв В-Ф. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов.

Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов.

  1.  

Звук и буква Щ.  Дифференциация звуков и букв Ч-Щ. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов.

Печатанье букв, слогов и слов.  Чтение слогов и слов.

  1.  

Буква Ъ. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов.

Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов.

 

Коррекция лексико-грамматической стороны речи и развитие связной речи

Каждое занятие включает следующие разделы:

Раздел

Продолжительность

Коррекция звукопроизношения

15 минут

Формирование лексико-грамматического строя речи

15 минут

Примерные планы занятий

№ п\п

Лексическая тема

Грамматическая категория

Месяц

  1.  

«Осень»

Формирование понятий о предмете и действии. Согласование существительного и прилагательного в роде.

Октябрь

  1.  

«Овощи»

Понятие «предложение». Составление 3-словных предложений.

  1.  

«Фрукты»

Предложные конструкции существительных в единственном числе

  1.  

«Грибы»

Предложные конструкции существительных в единственном числе

  1.  

«Одежда»

Предложные конструкции существительных в единственном числе

Ноябрь

  1.  

«Обувь»

Согласование числительных «один», «одна», «два», «две» с существительными.

  1.  

«Перелетные птицы»

Согласование числительных  с существительными.

  1.  

«Дикие животные»

Согласование числительных с существительными

  1.  

«Домашние животные»

Притяжательные прилагательные

Декабрь

  1.  

«Зима»

Притяжательные прилагательные

  1.  

«Зимующие птицы»

Предлоги В, НА, ПОД, ИЗ.

  1.  

«Домашние птицы»

Дательный падеж мн. ч. сущ.

  1.  

«Мебель»

Относительные прилагательные

Январь

  1.  

«Рыбы»

Творительный падеж мн. ч. сущ

  1.  

«Посуда»

Предложный падеж мн. ч. сущ.

  1.  

«Транспорт»

Предлоги К, ОТ

  1.  

«Растения луга и сада»

Родительный падеж мн. ч. сущ.

Февраль

  1.  

«Насекомые»

Предлог С (СО)

  1.  

«Игрушки»

Составление предложения с союзом А

  1.  

«Военные профессии»

Предлог ПО

  1.  

«Профессии наши пап»

Составление предложения с союзом ПОТОМУ ЧТО.

Март

  1.  

«Профессии наших мам»»

Предлог ИЗ-ПОД

  1.  

«Весна»

Предлог ИЗ-ЗА

  1.  

Животные Жарких стран

Предлог НАД

  1.  

Животные Севера

Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин

Апрель

  1.  

Пересказ рассказа с опорой на сюжетную картинку.

Составление рассказа по серии сюжетны картин

  1.  

Закрепление

Составление рассказа по сюжетной картинке

  1.  

Закрепление

Составление рассказа по сюжетной картинке

На заключительном этапе проводится повторная диагностика. По результатам логопедического обследования даются рекомендации родителям и определяется дальнейший образовательный маршрут ребенка.

Список литературы:

  1. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2003.
  2. Жукова Н.С. Букварь. – М., 2005.
  3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. – Екатеринбург, 2003.
  4. Каше Г.А. Предупреждение нарушения чтения и письма у детей с недостатками произношения. -1965.
  5. Левина Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом. – 1961.
  6. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Развитие лексико-грамматической стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии. – В кн.: Хрестоматия по логопедии. / Под редакцией Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М., 1997.
  7. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.С.-Пб., 2001.
  8. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. / Под общей редакцией Т.В. Волосовец. – М., 2002.
  9. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. – М., 2001.
  10. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. – М., 2001.
  11. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. – М., 2001.
  12. Ткаченко Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4-5 лет. – М., 2003.
  13. Филичева Т.Б. Общее недоразвитие речи у дошкольников. – В кн.: Основы логопедической работы с детьми. / Под общей редакцией Г.В. Чиркиной. – М., 2002.