В настоящее время наблюдается тенденция к повышению качества образования и воспитания. В массовых учебных заведениях организуется медико-психолого-педагогическое обследование детей, посещающих дошкольные и школьные образовательные учреждения. своевременно выявляются причины дезадаптации отдельных школьников, а следовательно, происходит и выбор наиболее эффективных путей коррекции тех или иных нарушений.
Опираясь на исследования А.В. Ястребовой, Л.Ф. Спировой, Т.П. Бессоновой и многих других, можно с уверенностью сказать, что одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы являются разнообразные нарушения устной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.
В связи с этим полноценное обследование и оказание помощи ребёнку, испытывающему речевые нарушения, требуют участия не только логопеда, но и других специалистов (психолога, психиатра, невропатолога), что становится возможным на базе специализированного психолого-медико-педагогического центра.
Цель программы: коррекция общего недоразвития речи и предпосылок к формированию нарушений письменной речи у дошкольников.
Задачи программы:
- Нормализация деятельности артикуляционного аппарата.
- Формирование дыхательной и голосовой функции, просодической стороны речи.
- Работа над произношением (постановка, автоматизация, введение в речь, дифференциация звуков)
- Формирование навыков звукового анализа и синтеза
- Обогащение словаря.
- Формирование грамматического строя речи.
- Развитие связной речи.
- Формирование познавательных процессов.
- Развитие мелкой моторики.
Адресат программы: дети с ОНР 5- 7 лет.
Концептуальность программы.
Программа опирается на следующие принципы:
- системности;
- комплексности;
- деятельностный;
- онтогенетический;
- общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).
Формы логопедического воздействия – групповые и индивидуальные формы работы.
Методы логопедического воздействия:
- Словесные;
- Наглядные;
- Практические.
Направления реализации программы
- Логопедическая диагностика.
- Логопедическая коррекция устной и предпосылок к формированию письменной речи детей.
- Работа с родителями.
Формы работы с родителями
- Индивидуальные консультации.
- Открытые индивидуальные и групповые логопедические занятия.
- Объяснение особенностей выполнения домашних заданий.
Коррекционная работа начинается с комплексного психолого-медико-педагогического обследования ребенка. После диагностики для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа коррекции, которая реализуется в процессе медикаментозного лечения, логопедических, дефектологических занятий и занятий с психологом.
Сложность коррекционной работы с детьми в рамках специализированного Центра состоит в том, что частота приемов в Центре 1-2 раза в неделю, в то время, как необходимы ежедневные групповые и индивидуальные занятия. Программа рассчитана на групповые занятия с детьми (2- 4 человека). Занятия проходит 1-2 раза в неделю.
Первый год обучения
Коррекционная работа начинается с подготовительного этапа, который включает в себя развитие познавательных процессов, активизация пассивного словаря ребенка, и подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения артикуляционной гимнастики и артикуляционного массажа. Продолжительность – 2-10 занятий. В этот же период проводится курс логопедического массажа языка детей с дизартрией. Проводятся индивидуальные и групповые занятия 1-2 раза в неделю.
Основной этап
Коррекция фонетико-фонематической стороны речи
Коррекция звукопроизношения (нормализация деятельности артикуляционного аппарата, постановка, автоматизация и дифференциация звуков) осуществляется согласно индивидуальному плану логопедической работы с ребенком.
Каждое занятие включает следующие разделы:
Раздел |
Продолжительность |
Коррекция звукопроизношения |
15 минут |
Формирование фонематического восприятие и навыков звукового анализа и синтеза |
10 минут |
Развитие мелкой моторики |
5 минут |
Примерные планы занятий
№ п\п |
Формирование фонематического восприятие и навыков звукового анализа и синтеза |
Развитие мелкой моторики |
Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков |
Пальчиковая гимнастика. Формирование навыков проведения прямых линий. |
|
Развитие слухового внимания на материале речевых звуков (дифференциация слогов). |
Пальчиковая гимнастика. Формирование навыков проведения кривых линий |
|
Развитие слухового внимания на материале речевых звуков (дифференциация слогов). Понятие «слово», «звук». |
Пальчиковая гимнастика. Формирование навыков проведения ломаных линий. |
|
Звук У. Выделение первого гласного звука из слова. |
Штриховка. |
|
Звук А. Выделение первого гласного звука из слова. |
Штриховка. |
|
Звук И. Выделение первого гласного звука из слова. Звуковой анализ сочетаний из двух гласных звуков. |
Штриховка.
|
|
Звук О. Звуковой анализ сочетаний из трех гласных звуков. |
Штриховка. |
|
Звуки А, О, У, И. |
Штриховка. |
|
Звук Ы. Определение последнего гласного звука в слове. |
Графические упражнения. |
|
Определение первого и последнего звука в слове. |
Графические упражнения. |
|
Определение наличия-отсутствия звука в слове. |
Графические упражнения. |
|
Звук М. Понятие «согласные звуки». Определение первого согласного звука в слове. |
Графические упражнения. |
|
Звуки М, М`. Понятие «твердые» и «мягкие» согласные звуки. |
Графические упражнения. |
|
Звуки В, В`. Определение первого согласного звука в слове. Анализ и синтез обратного слога. |
Графические упражнения.
|
|
Звуки В, В`. Определение первого согласного звука в слове. Анализ и синтез обратного слога. |
Графические упражнения.
|
|
Звуки Ф, Ф`. Определение первого согласного звука в слове. Анализ и синтез обратного слога. |
Графические упражнения.
|
|
Звуки В-Ф, В `-Ф `. Понятия «звонкий звук», «глухой звук». Определение гласного в середине слова. |
Графические упражнения.
|
|
Звуки Б, Б`. Определение гласного в середине слова. |
Графические упражнения. |
|
Звуки П, П`. Звуковой анализ прямого слога. |
Графические упражнения. |
|
Звуки Б-П, Б `-П `. Определение позиции звука в слове. |
Графические упражнения. |
|
Звуки Б-П, Б`-П`. Определение позиции звука в слове. |
Графические упражнения. |
|
Звуки Д-Д `. Выделение двух гласных звуков в слове. |
Графические упражнения. |
|
Звуки Т-Т `. Звуковой анализ прямого слога. Определение позиции звука в слове. |
Графические упражнения. |
|
Звуки Д-Т, Д `-Т `. Определение позиции звука в слове. |
Графические упражнения. |
|
Звуки Д-Т, Д`-Т`. Определение позиции звука в слове. |
Графические упражнения. |
|
Звуки Г- Г `. Полный звуковой анализ слова. |
Графические упражнения. |
|
Звуки К-К `. Полный звуковой анализ слова. |
Графические упражнения. |
|
Звуки Г-К, Г`-К`. Полный звуковой анализ слова. |
|
|
Звуки Х-Х `. Полный звуковой анализ слова. |
Графические упражнения. |
|
Закрепление изученного материала. |
Графические упражнения. |
|
Закрепление изученного материала . |
Графические упражнения. |
|
Закрепление изученного материала . |
Графические упражнения. |
Коррекция лексико-грамматической стороны речи и развитие связной речи
Каждое занятие включает следующие разделы:
Раздел |
Продолжительность |
Коррекция звукопроизношения |
15 минут |
Формирование лексико-грамматического строя речи |
15 минут |
Примерные планы занятий
№ п\п |
Лексическая тема |
Грамматическая категория |
Месяц |
«Осень» |
Формирование понятий о предмете и действии |
Октябрь |
|
«Овощи» |
Согласование существительного и прилагательного в роде. |
||
«Фрукты» |
Понятие «предложение». Составление 3-словных предложений. |
||
«Грибы» |
Согласование существительного и глагола в числе. |
||
«Одежда» |
Винительный падеж сущ. в ед. ч. |
Ноябрь |
|
«Обувь»
|
Родительный падеж сущ. в ед. ч. без предлога |
||
«Перелетные птицы» |
Родительный падеж сущ. в ед. ч. с предлогом У. |
||
«Дикие животные» |
Согласование числительных «один», «одна» с существительными. |
||
«Домашние животные» |
Согласование числительных «два», «две» с существительными. |
Декабрь |
|
«Зима» |
Согласование числительных с существительными |
||
«Зимующие птицы» |
Согласование числительных с существительными |
||
«Домашние птицы» |
Приставочные глаголы |
||
«Мебель» |
Предлог НА |
Январь |
|
«Рыбы» |
Дательный падеж сущ. в ед. ч. |
||
«Посуда» |
Творительный падеж сущ. в ед. ч. |
||
«Транспорт» |
Согласование местоимений «мой», «моя», «мое» с сущ. |
||
«Растения луга и сада» |
Предлог ПОД |
Февраль |
|
«Насекомые» |
Предлоги НА, ПОД |
||
«Игрушки» |
Предлог В |
||
«Военные профессии» |
Относительные прилагательные |
||
«Профессии наши пап» |
Относительные прилагательные |
Март |
|
«Профессии наших мам»» |
Предлоги К, ОТ |
||
«Весна»
|
Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа. |
||
Закрепление |
Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин |
||
Закрепление |
Составление рассказа по серии сюжетны картин |
Апрель |
|
Закрепление |
Пересказ рассказа с опорой на сюжетную картинку. |
||
Закрепление |
Составление рассказа по сюжетной картинке |
||
Закрепление |
Составление рассказа по сюжетной картинке |
На заключительном этапе проводится логопедическое обследование, по результатам которого даются рекомендации родителям.
Второй год обучения
На подготовительном этапе проводится нормализация деятельности артикуляционного аппарата. Он занимает 2-3 занятия.
Основной этап
Коррекция фонетико-фонематической стороны речи
Каждое занятие включает следующие разделы:
Раздел |
Продолжительность |
Коррекция звукопроизношения |
15 минут |
Формирование фонематического восприятие и навыков звукового анализа и синтеза |
10 минут |
Развитие мелкой моторики |
5 минут |
Примерные планы занятий
№ п\п |
Формирование фонематического восприятие и навыков звукового анализа и синтеза |
Навыки чтения и письма |
Звук и буква А. Определение позиции звука в слове. |
Печатанье буквы А. |
|
Звук и буква У. Определение позиции звука в слове. Определение наличия-отсутствия звука в слове. |
Печатанье букв. |
|
Звук и буква О. Определение позиции звука в слове. Анализ и синтез сочетаний из 2-3-х гласных звуков. |
Печатанье букв. |
|
Звук и буква М. Анализ и синтез обратного слога. |
Печатанье букв и слогов. Чтение слогов. |
|
Звук и буква С. Анализ и синтез обратного слога. |
Печатанье букв и слогов. Чтение слогов. |
|
Звук и буква Х. Анализ и синтез прямого слога. |
Печатанье букв и слогов. Чтение слогов. |
|
Звук и буква Ш. Анализ и синтез прямого и обратного слогов. |
Печатанье букв и слогов. Чтение слогов. |
|
Дифференциация звуков и букв С-Ш. Анализ и синтез прямого и обратного слогов. |
Печатанье букв и слогов. Чтение слогов. |
|
Звук и буква Ы. Полный звуковой анализ односложных слов. |
Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. |
|
Звук и буква Л. Полный звуковой анализ односложных слов. |
Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. |
|
Дифференциация звуков и букв Р-Л. Полный звуковой анализ односложных слов. |
Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. |
|
Звук и буква Н. Полный звуковой анализ односложных слов. |
Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. |
|
Звук и буква К. Полный звуковой анализ односложных слов. |
Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. |
|
Звук и буква Т. Полный звуковой анализ односложных слов. |
Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. |
|
Звук и буква З. Дифференциация звуков и букв С-З.
|
Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. |
|
Звук и буква Й. Полный звуковой анализ двусложного слова. |
Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. |
|
Дифференциация звуков и букв Р-Й. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов. |
Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. |
|
Дифференциация звуков и букв Л-Й. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов. |
Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. |
|
Звук и буква Г. Дифференциация звуков и букв Г-К. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов. |
Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. |
|
Звук и буква Д. Дифференциация звуков и букв Д-Т. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов. |
Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. |
|
Звук и буква Б. Дифференциация звуков и букв Б-П. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов. |
Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. |
|
Звук и буква Ж. Дифференциация звуков и букв Ж-Ш. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов. |
Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. |
|
Звук и буква Е. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов. |
Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. |
|
Буква Ь. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов. |
Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. |
|
Буква Я. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов. |
Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. |
|
Звук и буква Ю. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов. |
Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. |
|
Звук и буква Ё. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов. |
Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. |
|
Звук и буква Ч. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов. |
Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. |
|
Дифференциация звуков и букв Ч-Т`. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов. |
Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. |
|
Буква Э. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов. |
Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. |
|
Звук и буква Ц. Дифференциация звуков и букв С-Ц. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов. |
Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. |
|
Звук и буква Ф. Дифференциация звуков и букв В-Ф. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов. |
Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. |
|
Звук и буква Щ. Дифференциация звуков и букв Ч-Щ. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов. |
Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. |
|
Буква Ъ. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов. |
Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. |
Коррекция лексико-грамматической стороны речи и развитие связной речи
Каждое занятие включает следующие разделы:
Раздел |
Продолжительность |
Коррекция звукопроизношения |
15 минут |
Формирование лексико-грамматического строя речи |
15 минут |
Примерные планы занятий
№ п\п |
Лексическая тема |
Грамматическая категория |
Месяц |
«Осень» |
Формирование понятий о предмете и действии. Согласование существительного и прилагательного в роде. |
Октябрь |
|
«Овощи» |
Понятие «предложение». Составление 3-словных предложений. |
||
«Фрукты» |
Предложные конструкции существительных в единственном числе |
||
«Грибы» |
Предложные конструкции существительных в единственном числе |
||
«Одежда» |
Предложные конструкции существительных в единственном числе |
Ноябрь |
|
«Обувь» |
Согласование числительных «один», «одна», «два», «две» с существительными. |
||
«Перелетные птицы» |
Согласование числительных с существительными. |
||
«Дикие животные» |
Согласование числительных с существительными |
||
«Домашние животные» |
Притяжательные прилагательные |
Декабрь |
|
«Зима» |
Притяжательные прилагательные |
||
«Зимующие птицы» |
Предлоги В, НА, ПОД, ИЗ. |
||
«Домашние птицы» |
Дательный падеж мн. ч. сущ. |
||
«Мебель» |
Относительные прилагательные |
Январь |
|
«Рыбы» |
Творительный падеж мн. ч. сущ |
||
«Посуда» |
Предложный падеж мн. ч. сущ. |
||
«Транспорт» |
Предлоги К, ОТ |
||
«Растения луга и сада» |
Родительный падеж мн. ч. сущ. |
Февраль |
|
«Насекомые» |
Предлог С (СО) |
||
«Игрушки» |
Составление предложения с союзом А |
||
«Военные профессии» |
Предлог ПО |
||
«Профессии наши пап» |
Составление предложения с союзом ПОТОМУ ЧТО. |
Март |
|
«Профессии наших мам»» |
Предлог ИЗ-ПОД |
||
«Весна» |
Предлог ИЗ-ЗА |
||
Животные Жарких стран |
Предлог НАД |
||
Животные Севера |
Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин |
Апрель |
|
Пересказ рассказа с опорой на сюжетную картинку. |
Составление рассказа по серии сюжетны картин |
||
Закрепление |
Составление рассказа по сюжетной картинке |
||
Закрепление |
Составление рассказа по сюжетной картинке |
На заключительном этапе проводится повторная диагностика. По результатам логопедического обследования даются рекомендации родителям и определяется дальнейший образовательный маршрут ребенка.
Список литературы:
- Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2003.
- Жукова Н.С. Букварь. – М., 2005.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. – Екатеринбург, 2003.
- Каше Г.А. Предупреждение нарушения чтения и письма у детей с недостатками произношения. -1965.
- Левина Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом. – 1961.
- Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Развитие лексико-грамматической стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии. – В кн.: Хрестоматия по логопедии. / Под редакцией Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М., 1997.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.С.-Пб., 2001.
- Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. / Под общей редакцией Т.В. Волосовец. – М., 2002.
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. – М., 2001.
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. – М., 2001.
- Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. – М., 2001.
- Ткаченко Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4-5 лет. – М., 2003.
- Филичева Т.Б. Общее недоразвитие речи у дошкольников. – В кн.: Основы логопедической работы с детьми. / Под общей редакцией Г.В. Чиркиной. – М., 2002.