ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ
Ребенок и его внешность (части тела). Ознакомление с внешностью, частями тема ( голова, рот, глаза, нос, уши, руки, ноги) ребенка
Семья. Уточнять представления ребенка о членах семьи. Учить различать членов семьи ребенка по фотографиям, называть в доступной форме.
Фрукты и овощи. Уточнять представления детей о фруктах и овощах. Учить различать по внешнему виду 2 вида фруктов и овощей.
Одежда и обувь. Учить детей понимать назначение предметов одежды и обуви. Уяснение последовательности действий при одевании и раздевании. Понимать значения слов «надень», «сними».
Мебель. Рассматривание мебели (стол, стул, кровать, шкаф). Демонстрация способов использования мебели: на чем сидят, на чем спят, лежат, за чем едят, где хранят игрушки, посуду. Понимать значение слов: сидит, спит, ест, пьет.
Посуда. Познакомить ребенка с назначением посуды. Учить ребенка аккуратно есть, правильно пользоваться столовыми приборами.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
Развитие мелкой моторики. Развивать зрительно-моторную координацию, моторику рук и пальцев. Учить захватывать и брать предметы в зависимости от их размера и формы, развивать координацию движений, согласованность движений обеих рук.
Восприятие цвета. Учить дифференцировать основные цвета. Восприятие формы. Учить выделять объемные формы в процессе конструирования по образцу.
Восприятие величины. Учить собирать пирамидки (4-5 колец), матрешек (3-4 сост.) и т.д.
Восприятие пространственных отношений. Учить самостоятельно складывать картинки из 2 частей с простой конфигурацией разреза.
Учить осознавать свое положение в пространстве, ориентироваться в схеме тела. Учить воспринимать пространственные отношения по вертикали (внизу – наверху). Учить воспринимать пространственные отношения по горизонтали (тут-там, рядом).
Тактильно-двигательное восприятие. Формировать координацию руки и глаза при восприятии формы и величины предметов. Развивать навыки обследования предмета: ощупывание, обведения контура пальцем. Учить различать на ощупь предметы резко различной формы. Образец дается зрительно – тактильно.
Развитие вибрационной чувствительности. Учить производить различные действия в ответ на вибрационные раздражения. Шагать на месте при ощущении ладонью вибрации стола от ударов по его крышке.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Изучить состояние речи ребенка, выявить уровень речевой активности.
Привлекать внимание к речи, к лицу говорящего. Учить подражать предметным и речевым действиям педагога: артикулировать, воспроизводить звукоподражания в процессе обыгрывания игрушек, действий с предметами, дидактических игр. Поощрять речевую активность ребенка.
Развивать мелкую моторику. Учить по подражанию педагогу воспроизводить различные положения пальцев.
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ
Привлекать внимание ребенка к бытовым шумам: стук в дверь, удар падающего предмета, звуки работающих бытовых приборов, громким звучаниям игрушек и т.п. (с индивидуальными слуховыми аппаратами).
Знакомить ребенка со звучащими игрушками: барабан, бубен, гармошка, дудка, свисток, металлофон, шарманка (рассматривать, обследовать, имитировать действия с ними) и их звучаниями; учить ребенка внимательно следить за игрой на данных «инструментах», слушать их звучание; привлекать его к воспроизведению звучаний (с индивидуальными слуховыми аппаратами).
Учить выполнять определенное действие в момент начала звучания игрушки: хлопать, топать и прекращать действие при завершении звучания (с индивидуальными слуховыми аппаратами); источник звука: барабан, бубен, гармошка, дудка, свисток, металлофон, шарманка;
Выработать условную двигательную реакцию на звучание неречевых и речевых сигналов игровым действием и учить реагировать на них при постоянно увеличивающемся (индивидуально) расстоянии (без звукоусиливающей аппаратуры); источник звука: барабан, бубен, гармошка, дудка, свисток, металлофон, шарманка, голос (слогосочетания типа папапа, пупупу, сисиси, произносимые голосом разговорной громкости и шепотом).
Учить различать на слухо-зрительной основе при выборе из 2-х уже знакомые звукоподражания и лепетные слова. (со стационарной звукоусиливающей аппаратурой, с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них).
ОБУЧЕНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЮ
Формировать у ребенка внимание к лицу говорящего человека.
Побуждать к устному общению на уровне их произносительных возможностей, учить выражать просьбы и желания с помощью голоса, подкрепляя их указаниями на предметы, естественными жестами.
Учить подражать крупным и мелким движениям тела, рук, пальцев, проводить упражнения на развитие подражания движениям артикуляционного аппарата.
Учить подражать крупным и мелким движениям, сопровождающимся произнесением звуков.
Побуждать ребенка произносить знакомые звукоподражания и лепетные слова сопряженно, отраженно (с движениями речевой ритмики и без них).
Развивать речевое дыхание, проводить игры, направленные на развитие силы и длительности выдоха.
Побуждать воспроизводить в речи близко к норме гласные звуки а, о, у, э.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Величина. Учить сопоставлять предметы по величине в игровой ситуации. Познакомить ребенка со словами «большой», «маленький». Учить соотносить одинаковые предметы по величине (на занятиях и в быту). Соотносить предметы по величине путем прикладывания и накладывания их друг на друга. Строить башни и заполнять вкладки, собирать пирамидки из 3-4 (4-6) колец в определенной последовательности (по образцу).
Форма. Учить различать шар и куб и учитывать форму при работе с дидактическими игрушками при выборе из 2-х. Различать объемные формы по подражанию и инструкции «Дай такой». Ориентировка в пространстве. Учить ориентироваться в пространстве комнаты., понимать побуждения типа: иди в туалет, иди в комнату.
Речевой материал: делай так, дай такой, большой, маленький, такой, не такой, шар, кубик, тут, там, дома.
Составила программу: Ю.Б. Баранова