Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема социальной дезадаптации ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению детей с девиантным поведением, тенденция к безнадзорности и бродяжничеству детей, совершение ими антиобщественных поступков и правонарушений.
Современное состояние российского общества не только не способствует разрешению проблем дезадаптивных детей и подростков, но, наоборот, обостряет его. За последние годы социально-экономические причины обусловливающие рост числа несовершеннолетних, поведение которых является девиантным, не только не исчезли, а наоборот, получили дальнейшее развитие. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и нравственной нестабильности общества.
Усиление влияния псевдокультуры, чрезмерная коммерциализация общества, возрастающее влияние культа силы, криминализация общества, изменения в содержании ценностных ориентаций молодежи приводят к социальной дезадаптации детей и подростков. Ее признаками являются нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения, утрата социальных связей с семьей и школой, резкое ухудшение нервно-психического здоровья, увеличение ранней подростковой алкоголизации, склонность к суициду.
Социальное неблагополучие общества проявляется в распаде семейных и родственных связей. Этому способствуют такие социально-экономические условия функционирования семьи, как низкий материальный уровень, плохие жилищные условия, сложное экономическое и нравственное положение, в котором оказалось большинство семей. Следствием нестабильного экономического положения являются неблагоприятные семейно-бытовые отношения, чрезмерная занятость родителей, эпидемия разводов. Таким образом, в семье находят отражение все социальные проблемы.
В жизни каждого человека семьязанимает особое место. В семье ребенок растет, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло – все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети могут повторить судьбу своих родителей. В семье зарождается отношение ребенка к окружающему миру, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения.
Семья в современных условиях не всегда может найти выход из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать служба социальной помощи и социальный педагог. Объём решенных проблем, связанных с неблагополучными семьями и трудными подростками, во многом зависит от общественных, правовых, образовательных и других учреждений, окружающих семью. Поэтому эти учреждения имеют возможность осуществлять поддержку семьи. Социальный педагог является связующим звеном между социально-уязвимыми семьями и государственными учреждениями.
В его обязанности входят раннее выявление неблагополучных семей сотрудничество с родителями в воспитании ребёнка; раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся, обеспечение профилактической работы с детьми и подростками состоящими на различных видах учёта; повышение уровня правовой культуры учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения и т.д.
Семья и общество─ это модели одной и той же системы, но разного масштаба. Другим словами, для гармонизации и стабилизации жизни общества нужно начать работать с семьей. Если помочь неблагополучной семье стать зрелой, а зрелой подсказать, как быть еще гармоничнее, гуманистический потенциал членов таких семей значительно возрастет и вместе с ними проникнет во все социальные институты, влияющие на качество жизни.
Цели программы:
1. Разработка системного подхода социализации и адаптации детей и подростков из социально-уязвимых семей.
2. Разработка способов и методов для работы с детьми из социально-уязвимых семей.
3. Социальная профилактика социальной дезадаптации детей и подростков.
Задачи программы:
1. Информирование детей и родителей об их правах и обязанностях, о возможных путях решения их проблем.
2. Оказание семье просветительской и социально-психологической помощи.
3. Индивидуальная реабилитация дезадапированных детей и подростков.
4. Восполнение семейных функций в социально-уязвимых семьях.
Ожидаемые результаты:
1. Создание условий для процесса социализации детей и подростков из социально-уязвимых семей.
2. Развитие социальной устойчивости, приобретение социальной адаптации детьми и подростками.
Основные направления работы:
- Работа с родителями
- Работа с педагогической общественностью (педагоги, психологи, социальные педагоги, зам. по воспитательной работе, руководители ОУ)
- Работа с детьми
Формы работы:
- Лекции
- Семинары
- Круглые столы
- Мастер-классы
- Тренинги
Календарно-тематическое планирование
№ |
Наименование мероприятий |
Количество академических часов |
Форма проведения |
|
Работа с педагогами |
|
|
1. |
«Социальная ситуация в жизни подростка». Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие. |
2 часа |
(Лекция) |
2. |
«Возрастные кризисы ребенка». Повышение психологической культуры педагогических субъектов образовательного сообщества. |
2 часа |
(Семинар) |
3. |
«Взаимоотношения подростков». Воспитание уважения к личности подростка и понимание его проблем. |
2 часа |
(Круглый стол) |
4. |
Акцентуация характера ребенка и девиантное поведение. |
2 часа |
(Лекция) |
5. |
Эффективное взаимодействие с трудными подростками. |
2 часа |
(Мастер-класс) |
|
Работа с родителями |
|
|
1. |
«Проблемы детей, проблемы родителей». Проблемы детско-родительских отношений и благополучие ребенка в семье. |
2 часа |
(Семинар) |
2. |
«Семейные конфликты». Социально-психологическая помощь и поддержка семей. |
2 часа |
(Семинар) |
3. |
«Имею право». Повышение уровня правовой культуры учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения. |
2 часа |
(Лекция) |
4. |
«Отцы и дети». Определение причин конфликтов, возникающих между детьми и родителями. |
2 часа |
(Круглый стол) |
5. |
«Применение адекватных форм воспитания детей и подростков». Просвещение родителей, как оказание им помощи в создании благоприятной образовательной среды в семье. |
2 часа |
(Лекция) |
6. |
«Подростковый суицид». Расширение знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида. |
2 часа |
(Семинар) |
|
Работа с детьми и подростками. |
|
|
1. |
«Ты не одинок». Проблема подросткового одиночества. Мифы и реальность. |
2 часа |
(Семинар) |
2. |
«Правонарушения и ответственность». Повышение правовой культуры подростков |
2 часа |
(Лекция) |
3. |
«Взаимоотношения полов». Особенности общения со сверстникам в подростковом возрасте. |
2 часа |
(Тренинг) |
4. |
«Вредные привычки и здоровый образ жизни». |
2 часа |
(Семинар) |
5. |
Психологические особенности подросткового периода. |
2 часа |
(Лекция) |
6. |
Причины отклоняющегося поведения |
2 часа |
(Лекция) |
7.
|
«Застенчивость». Формирование у ребенка уверенности в себе. |
2 часа |
(Тренинг) |
8.
|
«Страх публичного выступления». Как побороть страх перед аудиторией. |
2 часа |
(Тренинг) |
9.
|
«Наркотическая зависимость». Как сказать «нет». |
2 часа |
(Тренинг) |
10.
|
«Выхода нет?» Подростковый суицид, мотивы и причины. |
2 часа |
(Семинар) |
11.
|
«Просто аборт». Крик, который мы не слышим. |
2 часа |
(Лекция) |
12.
|
«Кризис личности в отрочестве». Психологические особенности развития ребенка. |
2 часа |
(Лекция) |
Автор: педагог-психолог МОУ ППМС центра «Созвездие» Краснова Е.И.