• Отделение профессионально-трудовой адаптации и профессионального обучения

    Во исполнение поручения Президента Российской Федерации по вопросам создания современных условий для развития и самореализации детей в процессе обучения и воспитания в общеобразовательных организациях МБОУ «Образовательный центр «Созвездие» реализует программы профессионального обучения. Обучение проводится БЕСПЛАТНО. К освоению программ профессионального обучения допускаются лица различного возраста, в том числе не имеющие основного общего или среднего общего образования, включая…

    подробнее
  • Научно-методическая работа

    Научно-методическая работа Центра

    подробнее
  • Школьное отделение

    Начальное общее образование для детей с ограниченными возможностями здоровья

    подробнее
  • Коррекционное отделение

    Диагностическая и коррекционная работа

    подробнее
  • Ресурсный центр инклюз. и спец. образования

    Информация об инклюзивном и специальном образовании

    подробнее

Профилактика социальной дезадаптации у детей и подростков из социально-уязвимых семей

рИзменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема социальной дезадаптации ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению детей с девиантным поведением, тенденция к безнадзорности и бродяжничеству детей, совершение ими антиобщественных поступков и правонарушений.

  Современное состояние российского общества не только не способствует разрешению проблем дезадаптивных детей и подростков, но, наоборот, обостряет его. За последние годы социально-экономические причины обусловливающие рост числа несовершеннолетних, поведение которых является девиантным, не только не исчезли, а наоборот, получили дальнейшее развитие. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и нравственной  нестабильности  общества.

 Усиление влияния псевдокультуры, чрезмерная коммерциализация общества, возрастающее влияние культа силы, криминализация общества, изменения в содержании ценностных ориентаций молодежи приводят к социальной дезадаптации детей и подростков. Ее признаками являются  нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения, утрата социальных связей с семьей и школой, резкое ухудшение нервно-психического здоровья, увеличение ранней подростковой алкоголизации, склонность к суициду.

  Социальное неблагополучие общества проявляется в распаде семейных и родственных связей. Этому способствуют такие социально-экономические условия функционирования семьи, как низкий материальный уровень, плохие жилищные условия, сложное экономическое и нравственное положение, в котором оказалось большинство семей. Следствием нестабильного экономического положения  являются неблагоприятные семейно-бытовые отношения, чрезмерная занятость родителей, эпидемия разводов. Таким образом, в семье находят отражение все социальные проблемы.

 В жизни каждого человека семьязанимает особое место. В семье ребенок растет, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло – все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети могут повторить судьбу своих родителей. В семье зарождается отношение ребенка к окружающему  миру, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения.

 Семья в современных условиях не всегда может найти выход из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать служба социальной помощи и социальный педагог. Объём решенных проблем, связанных с неблагополучными семьями и трудными подростками, во многом зависит от общественных, правовых, образовательных и других учреждений, окружающих семью. Поэтому эти учреждения имеют возможность осуществлять поддержку семьи. Социальный педагог является связующим звеном между социально-уязвимыми семьями и государственными учреждениями.

В его обязанности входят  раннее выявление неблагополучных семей  сотрудничество с родителями в воспитании ребёнка; раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся, обеспечение профилактической работы с детьми и подростками состоящими на различных видах учёта; повышение уровня правовой культуры учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения и т.д.

 Семья и общество─ это модели одной и той же системы, но разного масштаба. Другим словами, для гармонизации и стабилизации жизни общества нужно начать работать с семьей. Если помочь неблагополучной семье стать зрелой, а зрелой подсказать, как быть еще гармоничнее, гуманистический потенциал членов таких семей значительно возрастет и вместе с ними проникнет во все социальные институты, влияющие на качество жизни.

 Цели программы: 

1.     Разработка системного подхода социализации и адаптации детей и подростков из социально-уязвимых семей.
2.     Разработка способов и методов для работы с детьми из социально-уязвимых семей.
3.     Социальная профилактика социальной дезадаптации детей и подростков.

 Задачи программы: 

1.     Информирование детей и ро­дителей об их правах и обязанностях, о возможных путях решения их проблем.
2.     Оказание семье просветительской и социально-психологической помощи.
3.     Индивидуальная реабилитация дезадапированных детей и подростков.
4.     Восполнение семейных функций в социально-уязвимых семьях.

 Ожидаемые результаты: 

1.     Создание условий для процесса социализации детей и подростков из социально-уязвимых семей.
2.     Развитие социальной устойчивости, приобретение социальной адаптации детьми и подростками.

 Основные направления работы:

  • Работа с родителями
  • Работа с педагогической общественностью (педагоги, психологи, социальные педагоги, зам. по воспитательной работе, руководители ОУ)
  • Работа с детьми

 Формы работы:

  • Лекции
  • Семинары
  • Круглые столы
  • Мастер-классы
  • Тренинги

 Календарно-тематическое планирование 

Наименование мероприятий

Количество академических часов

Форма проведения

 

Работа с педагогами

 

 

1.

«Социальная ситуация в жизни подростка». Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие.

2 часа

(Лекция)

2.

«Возрастные кризисы ребенка». Повышение психологической культуры педагогических субъектов образовательного сообщества.

2 часа

(Семинар)

3.

«Взаимоотношения подростков». Воспитание уважения к личности подростка и понимание его проблем.

2 часа

(Круглый стол)

4.

Акцентуация характера ребенка и девиантное поведение.

2 часа

(Лекция)

5.

Эффективное взаимодействие с трудными подростками.

2 часа

(Мастер-класс)

 

Работа с родителями

 

 

 

1.

«Проблемы детей, проблемы родителей». Проблемы детско-родительских отношений и благополучие ребенка в семье.

2 часа

(Семинар)

2.

«Семейные конфликты». Социально-психологическая помощь и поддержка семей.

2 часа

(Семинар)

3.

«Имею право». Повышение уровня правовой культуры учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения.

2 часа

(Лекция)

4.

«Отцы и дети». Определение причин конфликтов, возникающих между детьми и родителями.

2 часа

(Круглый стол)

5.

«Применение адекватных форм воспитания детей и подростков». Просвещение родителей, как оказание им помощи в создании благоприятной образовательной среды в семье.

2 часа

(Лекция)

6.

«Подростковый суицид». Расширение знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида.

2 часа

(Семинар)

 

Работа с детьми и подростками.

 

 

1.

«Ты не одинок». Проблема подросткового одиночества. Мифы и реальность.

2 часа

(Семинар)

2.

«Правонарушения и ответственность». Повышение правовой культуры подростков

2 часа

(Лекция)

3.

«Взаимоотношения полов». Особенности общения со сверстникам в подростковом возрасте.

2 часа

(Тренинг)

4.

«Вредные привычки и здоровый образ жизни».

2 часа

(Семинар)

5.

Психологические особенности подросткового периода.

2 часа

(Лекция)

6.

Причины отклоняющегося поведения

2 часа

(Лекция)

7.

 

«Застенчивость». Формирование у ребенка уверенности в себе.

2 часа

(Тренинг)

8.

 

«Страх публичного выступления». Как побороть страх перед аудиторией.

2 часа

(Тренинг)

9.

 

«Наркотическая зависимость». Как сказать «нет».

2 часа

(Тренинг)

10.

 

«Выхода нет?» Подростковый суицид, мотивы и причины.

2 часа

(Семинар)

11.

 

«Просто аборт». Крик, который мы не слышим.

2 часа

(Лекция)

12.

 

 «Кризис личности в отрочестве». Психологические особенности развития ребенка.

2 часа

(Лекция)

 

 Автор: педагог-психолог МОУ ППМС центра «Созвездие» Краснова Е.И.