• Отделение профессионально-трудовой адаптации и профессионального обучения

    Во исполнение поручения Президента Российской Федерации по вопросам создания современных условий для развития и самореализации детей в процессе обучения и воспитания в общеобразовательных организациях МБОУ «Образовательный центр «Созвездие» реализует программы профессионального обучения. Обучение проводится БЕСПЛАТНО. К освоению программ профессионального обучения допускаются лица различного возраста, в том числе не имеющие основного общего или среднего общего образования, включая…

    подробнее
  • Научно-методическая работа

    Научно-методическая работа Центра

    подробнее
  • Школьное отделение

    Начальное общее образование для детей с ограниченными возможностями здоровья

    подробнее
  • Коррекционное отделение

    Диагностическая и коррекционная работа

    подробнее
  • Ресурсный центр инклюз. и спец. образования

    Информация об инклюзивном и специальном образовании

    подробнее

Профилактика социальной дезадаптации у детей и подростков из социально-уязвимых семей

рИзменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема социальной дезадаптации ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению детей с девиантным поведением, тенденция к безнадзорности и бродяжничеству детей, совершение ими антиобщественных поступков и правонарушений. Современное состояние российского общества не только не способствует разрешению проблем дезадаптивных детей и подростков, но, наоборот, обостряет его. За последние годы социально-экономические причины обусловливающие рост числа несовершеннолетних, поведение которых является девиантным, не только не исчезли, а наоборот, получили дальнейшее развитие. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и нравственной  нестабильности  общества. Усиление влияния псевдокультуры, чрезмерная коммерциализация общества, возрастающее влияние культа силы, криминализация общества, изменения в содержании ценностных ориентаций молодежи приводят к социальной дезадаптации детей и подростков. Ее признаками являются  нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения, утрата социальных связей с семьей и школой, резкое ухудшение нервно-психического здоровья, увеличение ранней подростковой алкоголизации, склонность к суициду. Социальное неблагополучие общества проявляется в распаде семейных и родственных связей. Этому способствуют такие социально-экономические условия функционирования семьи, как низкий материальный уровень, плохие жилищные условия, сложное экономическое и нравственное положение, в котором оказалось большинство семей. Следствием нестабильного экономического положения  являются неблагоприятные семейно-бытовые отношения, чрезмерная занятость родителей, эпидемия разводов. Таким образом, в семье находят отражение все социальные проблемы. В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье ребенок растет, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло – все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети могут повторить судьбу своих родителей. В семье зарождается отношение ребенка к окружающему  миру, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. Семья в современных условиях не всегда может найти выход из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать служба социальной помощи и социальный педагог. Объём решенных проблем, связанных с неблагополучными семьями и трудными подростками, во многом зависит от общественных, правовых, образовательных и других учреждений, окружающих семью. Поэтому эти учреждения имеют возможность осуществлять поддержку семьи. Социальный педагог является связующим звеном между социально-уязвимыми семьями и государственными учреждениями. В его обязанности входят  раннее выявление неблагополучных семей  сотрудничество с родителями в воспитании ребёнка; раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся, обеспечение профилактической работы с детьми и подростками состоящими на различных видах учёта; повышение уровня правовой культуры учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения и т.д. Семья и общество─ это модели одной и той же системы, но разного масштаба. Другим словами, для гармонизации и стабилизации жизни общества нужно начать работать с семьей. Если помочь неблагополучной семье стать зрелой, а зрелой подсказать, как быть еще гармоничнее, гуманистический потенциал членов таких семей значительно возрастет и вместе с ними проникнет во все социальные институты, влияющие на качество жизни. Цели программы:  1.     Разработка системного подхода социализации и адаптации детей и подростков из социально-уязвимых семей. 2.     Разработка способов и методов для работы с детьми из социально-уязвимых семей. 3.     Социальная профилактика социальной дезадаптации детей и подростков. Задачи программы: 1.     Информирование детей и ро­дителей об их правах и обязанностях, о возможных путях решения их проблем. 2.     Оказание семье просветительской и социально-психологической помощи. 3.     Индивидуальная реабилитация дезадапированных детей и подростков. 4.     Восполнение семейных функций в социально-уязвимых семьях. Ожидаемые результаты:  1.     Создание условий для процесса социализации детей и подростков из социально-уязвимых семей. 2.     Развитие социальной устойчивости, приобретение социальной адаптации детьми и подростками. Основные направления работы:
  • Работа с родителями
  • Работа с педагогической общественностью (педагоги, психологи, социальные педагоги, зам. по воспитательной работе, руководители ОУ)
  • Работа с детьми
Формы работы:
  • Лекции
  • Семинары
  • Круглые столы
  • Мастер-классы
  • Тренинги

 Календарно-тематическое планирование

Наименование мероприятий Количество академических часов Форма проведения
Работа с педагогами
1. «Социальная ситуация в жизни подростка». Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие. 2 часа (Лекция)
2. «Возрастные кризисы ребенка». Повышение психологической культуры педагогических субъектов образовательного сообщества. 2 часа (Семинар)
3. «Взаимоотношения подростков». Воспитание уважения к личности подростка и понимание его проблем. 2 часа (Круглый стол)
4. Акцентуация характера ребенка и девиантное поведение. 2 часа (Лекция)
5. Эффективное взаимодействие с трудными подростками. 2 часа (Мастер-класс)
Работа с родителями
1. «Проблемы детей, проблемы родителей». Проблемы детско-родительских отношений и благополучие ребенка в семье. 2 часа (Семинар)
2. «Семейные конфликты». Социально-психологическая помощь и поддержка семей. 2 часа (Семинар)
3. «Имею право». Повышение уровня правовой культуры учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения. 2 часа (Лекция)
4. «Отцы и дети». Определение причин конфликтов, возникающих между детьми и родителями. 2 часа (Круглый стол)
5. «Применение адекватных форм воспитания детей и подростков». Просвещение родителей, как оказание им помощи в создании благоприятной образовательной среды в семье. 2 часа (Лекция)
6. «Подростковый суицид». Расширение знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида. 2 часа (Семинар)
Работа с детьми и подростками.
1. «Ты не одинок». Проблема подросткового одиночества. Мифы и реальность. 2 часа (Семинар)
2. «Правонарушения и ответственность». Повышение правовой культуры подростков 2 часа (Лекция)
3. «Взаимоотношения полов». Особенности общения со сверстникам в подростковом возрасте. 2 часа (Тренинг)
4. «Вредные привычки и здоровый образ жизни». 2 часа (Семинар)
5. Психологические особенности подросткового периода. 2 часа (Лекция)
6. Причины отклоняющегося поведения 2 часа (Лекция)
7. «Застенчивость». Формирование у ребенка уверенности в себе. 2 часа (Тренинг)
8. «Страх публичного выступления». Как побороть страх перед аудиторией. 2 часа (Тренинг)
9. «Наркотическая зависимость». Как сказать «нет». 2 часа (Тренинг)
10. «Выхода нет?» Подростковый суицид, мотивы и причины. 2 часа (Семинар)
11. «Просто аборт». Крик, который мы не слышим. 2 часа (Лекция)
12.  «Кризис личности в отрочестве». Психологические особенности развития ребенка. 2 часа (Лекция)
 Автор: педагог-психолог МБОУ "Образовательный центр "Созвездие"" Мошкина А.В.