• Отделение профессионально-трудовой адаптации и профессионального обучения

    Во исполнение поручения Президента Российской Федерации по вопросам создания современных условий для развития и самореализации детей в процессе обучения и воспитания в общеобразовательных организациях МБОУ «Образовательный центр «Созвездие» реализует программы профессионального обучения. Обучение проводится БЕСПЛАТНО. К освоению программ профессионального обучения допускаются лица различного возраста, в том числе не имеющие основного общего или среднего общего образования, включая…

    подробнее
  • Научно-методическая работа

    Научно-методическая работа Центра

    подробнее
  • Школьное отделение

    Начальное общее образование для детей с ограниченными возможностями здоровья

    подробнее
  • Коррекционное отделение

    Диагностическая и коррекционная работа

    подробнее
  • Ресурсный центр инклюз. и спец. образования

    Информация об инклюзивном и специальном образовании

    подробнее

Программа «Профилактика деструктивных форм поведения детей и подростков Красногорского муниципального района в 2013 – 2015 годах»

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

Красногорского муниципального района «Профилактика       деструктивных форм поведения детей и подростков             Красногорского муниципального района в 2013 – 2015 годах»

 1. ПАСПОРТ

долгосрочной целевой программы Красногорского муниципального района «Профилактика  деструктивных форм поведения детей и подростков Красногорского муниципального района в 2013 – 2015 годах»

 

Наименование Программы

Долгосрочная целевая программа Красногорского муниципального района «Профилактика  деструктивных форм поведения детей и подростков Красногорского муниципального района в 2013 – 2015 годах» (далее – Программа)

Основание для разработки Программы

 

Постановление администрации Красногорского муниципального района от 13.09.2012г. № 2076/9                «О разработке долгосрочных целевых программ Красногорского муниципального района на 2013-2015годы в сфере образования»

Муниципальный заказчик

Программы

Администрация Красногорского муниципального района

Разработчик Программы

Управление образования администрации Красногорского муниципального района

Цель Программы

Профилактика деструктивных форм поведения (деликвентное, девиантное, аддиктивное, суицидальное и др.) среди несовершеннолетних Красногорского муниципального района

Задачи Программы

-                   внедрение технологий превентивной профилактики суицидального поведения у подростков посредством организации деятельности службы превентивной психологической помощи несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

-                   внедрение технологий телефонного экстренного психологического консультирования участников образовательного процесса посредством организации работы телефона доверия;

-                   реализация технологий раннего выявления детей с признаками формирования аддиктивного, девиантного, деликвентного и суицидального поведения среди несовершеннолетних Красногорского муниципального района;

-                   реализация технологий комплексной психолого – медико – социальной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации с целью профилактики  аддиктивного, девиантного, деликвентного и суицидального поведения

Сроки реализации

Программы

2013-2015 годы

Исполнители Программы

Управление образования администрации Красногорского муниципального района; управление здравоохранения администрации Красногорского муниципального района; отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав управления по безопасности и защите населения администрации Красногорского муниципального района

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем средств, направляемых на реализацию мероприятий:  950,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2013 год – 290,0 тыс. рублей

2014 год – 320,0 тыс. рублей

2015 год – 340,0 тыс. рублей

Источник финансирования – бюджет Красногорского муниципального района

Планируемые

результаты Программы

  1. Создание системы эффективной профилактики и предупреждения деструктивных форм поведения у несовершеннолетних (деликвентное, девиантное, аддиктивное, суицидальное и др.) среди несовершеннолетних Красногорского муниципального района посредством организации работы службы экстренной психологической помощи.
  2. Проведение профилактики суицидального поведения посредством организации работы телефона доверия.
  3. Повышение эффективности деятельности образовательных учреждений Красногорского муниципального района в вопросах профилактики асоциальных явлений посредством совершенствования технологий раннего выявления детей и подростков с признаками деструктивного поведения.
  4. Совершенствование технологий оказания комплексной психолого-медико-социального сопровождения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации с целью профилактики  аддиктивного, девиантного, деликвентного и суицидального поведения.
  5. Профилактика семейного неблагополучия и снижение влияния микросоциального окружения подростков посредством вовлечения их в социально-значимые внеурочные виды деятельности.
  6. Совершенствование и методологическое обновление деятельности РМО педагогов-психологов, социальных педагогов, классных руководителей с учетом социальной обстановки в ОУ и спецификой ведущих факторов социального неблагополучия.
  7. Разработка и реализация эффективных мер раннего выявления и предупреждения формирования черт деструктивного поведения у несовершеннолетних.
  8. Развитие технологий личностно-ориентированного обучения детей с признаками деструктивного поведения в условиях учреждений Красногорского муниципального района с применением технологий ресоциализации и социально-трудовой адаптации.
  9. Совершенствование материально-технической базы образовательных учреждений Красногорского муниципального района в части социально-педагогического и  психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с признаками деструктивного поведения.
  10. Реализация договорных обязательств с ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет» и ГОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» с целью совершенствования технологий эффективной профилактики деструктивных форм поведения у детей и подростков, реализуемых в системе образования Красногорского муниципального района.
  11. Реализация курсовых программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров системы образования Красногорского муниципального района в сфере совершенствования технологий педагогической профилактики деструктивных форм поведения у детей и подростков.
  12. Совершенствование теоретической подготовки и практических навыков, формирование компетентностного подхода у педагогических кадров системы образования в вопросах обучения и воспитания детей и подростков с деструктивными формами поведения и особыми образовательными потребностями.
  13. Повышение уровня социальной компетентности среди родительской общественности посредством проведения тематических родительских собраний, мастер-классов, индивидуальных консультаций.
  14. Информационное сопровождение реализации мероприятий целевой программы в СМИ, посредством организации семинаров, научно-практических конференций, мастер-классов  по диссеминации передового педагогического опыта в сфере работы с детьми и подростками с деструктивными формами поведения и особыми образовательными потребностями.

 

2. Характеристика проблемы и прогноз

развития ситуации с учетом реализации Программы

       Актуальность профилактики  деструктивных форм поведения детей и подростков обусловлена тем, что с каждым годом возрастает численность несовершеннолетних с особыми образовательными потребностями, в социуме происходит неуклонный рост подростковой девиации, возникают все более разнообразные и усложняющиеся формы её проявлений, усиливаются негативные последствия асоциального поведения как для самих подростков, так и всего общества.

       Самым тревожным является то, что подростковая девиация характеризируется постоянством и нежелательным  динамизмом: в сферу антиобщественной деятельности втягивается все больше молодых людей, объединяющихся для совершения преступлений, число которых неуклонно растет. Объективными основаниями, актуализирующими изучение девиантного поведения подростков в российском обществе,  также являются: во-первых, рост количества и многообразия деструктивных форм поведения; во-вторых, омоложение и феминизация субъектов девиантного поведения; в-третьих, сопоставимость криминальной активности малолетних правонарушителей с преступностью взрослых; в-четвертых, сохранение негативных тенденций  в социальной, экономической, духовной сферах общества позволяет делать прогнозы дальнейшего роста отклонений; в-пятых, предпринимаемые государством меры, реализация профилактических программ не обеспечивают снижения социальной напряженности и численности подростков с признаками девиантного поведения.

       В создавшейся ситуации наиболее актуальными и социально значимыми задачами становится не только сдерживание  роста подростковой девиации, но и повышение эффективности превентивных и отдаленных технологий выявления и профилактики деструктивных форм поведения у подростков.  Вызывают оправданный интерес выявление особенностей подростковой девиантности, обусловленной микросоциальным окружением, семьей, личностными, социально-групповыми, психологическими и иными характеристиками. Возникает потребность в формировании нового педагогического дискурса, отражающего основные особенности и тенденции, причины и факторы подростковой девиации, стратегию профилактической работы в современном трансформирующемся обществе.

       Среди традиционных причин девиантного поведения в педагогике и психологии обсуждаются следующие: нарушения в становлении, формировании и развитии личности (А.Е. Личко, В.С. Мухина, А.В. Петровский,  Х. Ремшмидт и др.), в деятельностной линии онтогенеза (Д.Б. Эльконин, М.Ю. Кондратьев); влияние социокультурных особенностей (Л.Б. Филонов), образа жизни семьи и семейных отношений – детско-родительских, детско-детских, родительских; характерологических и личностных изменений, обусловленных взаимодействием с окружением (А. Бандура, М.И. Буянов, А.И. Захаров, М.И. Лисина, А.Е. Личко, Г.М. Миньковский, В.А. Петровский, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий и др.); выраженное протекание подросткового кризиса (Ф. Дальто, Л.С. Сагатовская, Д.И. Фельдштейн, Л.Б. Филонов, Э. Эриксон и др.); членство в неформальных объединениях асоциальной направленности, наличие в подростковых молодежных группах антисоциальных норм (А.В. Петровский, М.В. Розин). 

      Не­смот­ря на бес­спор­ную зна­чи­мость этих ис­сле­до­ва­ний, можно отметить недостаточную разработанность проблемы профилактики деструктивных форм поведения детей и подростков с применением технологий педагогической профилактики и раннего выявления. В последние годы на территории Красногорского муниципального района существенно возросло количество детей и подростков, воспитывающихся в социально-неблагополучной ситуации социализации, увеличивается численность несовершеннолетних с особыми образовательными потребностями и чертами различных типов деструктивного поведения.

       Реализуемый с 2003 года комплексный системно-деятельностный подход к вопросам профилактики дектрутивных форм поведения в системе образования Красногорского муниципального района позволил снизить количественно-качественные показатели по всем видам отклоняющегося поведения у несовершеннолетних (девиантное, деликвентное, аддиктивное, суицидальное и др.), в том числе:

Сводная таблица № 1 (по данным МОУ Красногорского муниципального района на основании социального скрининга)

№ п/п

Фактор

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

1.

Доля детей с пониженным интересом к происходящим событиям

4,24%

4,18%

3,74%

3,68%

2.

Кол-во детей с демонстративными видами суицида

17

14

11

9

3.

Замкнутые, гонимые дети

505

527

478

406

4.

Кол-во детей, замеченных по факту употребления психоактивных веществ

9,86%

7,95%

6,8%

5,43%

5.

Кол-во неполных семей

17,28%

17,11%

16,23%

16,16%

6.

Кол-во малообеспеченных семей

1021 семья

986 семей

927 семей

898семей

7.

Кол-во многодетных семей

723 семьи

808 семей

965 семей

1113семей

     Реализация Программы позволит качественным образом видоизменить характер профилактической работы с переориентированием педагогической общественности с мер превентивной профилактике к отдаленной, отработать, апробировать и внедрить в современную педагогическую практику технологии раннего выявления  детей с признаками формирования деструктивного поведения и разработать систему эффективных профилактических мер по предупреждению аутоагрессивного и суицидального поведения.

 3. Перечень мероприятий Программы

 

№  
п/п

Мероприятия по реализации   
Программы

Источники финансирования

Срок        
исполнения

Всего        
(тыс. руб.)

Объем финансирования по годам (тыс. руб.)

Орган администрации Красногорского муниципального района, ответственный за выполнение

2013

2014

2015

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Раздел 1. Внедрение технологий превентивной профилактики суицидального поведения у подростков

посредством организации деятельности службы превентивной психологической помощи несовершеннолетним,

находящимся в трудной жизненной ситуации

1.1.

Организационно - методическое сопровождение деятельности социальных педагогов и педагогов-психологов МОУ и МДОУ Красногорского муниципального района. Совершенствование технологий психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения детей с признаками деструктивного поведения в условиях учреждений образования

 

2013-2015г.г.

 

 

 

 

Управление образования

1.2.

Участие в научно-практических конференциях, семинарах, мастер-классах по профилактике деструктивных форм поведения у несовершеннолетних

 

2013-2015г.г.

 

 

 

 

Управление образования

1.3.

Организация и проведение семинаров, мастер-классов, научно-практических конференций по диссеминации передового педагогического опыта в сфере профилактики деструктивных форм поведения у несовершеннолетних

Бюджет Красногорского муниципального района

2013-2015г.г.

60,0

20,0

20,0

20,0

Управление образования

 

1.4.

Организация и проведения курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров системы образования Красногорского муниципального района в сфере профилактики деструктивных форм поведения

Бюджет Красногорского муниципального района

2013-2015г.г.

150,0

50,0

50,0

50,0

Управление образования

 

1.5.

Проведение социально-психологических исследований в рамках предпрофильного и профильного обучения, выявление профессиональных предпочтений обучающихся

 

 

 

 

 

 

2013-2015г.г.

 

 

 

 

Управление образования

 

1.6.

Подготовка и издание методических сборников для специалистов системы образования Красногорского муниципального района в вопросах организации деятельности службы превентивной психологической помощи несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации

Бюджет Красногорского муниципального района

2013-2015г.г.

60,0

20,0

20,0

20,0

Управление образования

 

1.7.

Подготовка и издание методических рекомендаций для родительской общественности по вопросу профилактики деструктивных форм поведения у несовершеннолетних

Бюджет Красногорского муниципального района

2013-2015г.г.

60,0

20,0

20,0

20,0

Управление образования

 

1.8.

Апробация и внедрение технологий психологической подготовки учащихся 9 и 11 классов к сдаче ЕГЭ и ГИА как эффективная мера профилактики подростковых девиаций

 

 

 

 

 

 

2013-2015г.г.

 

 

 

 

Управление образования

 

1.9.

Информационное сопровождение деятельности по апробации и внедрению технологий профилактики деструктивных форм поведения детей и подростков в системе образования Красногорского муниципального района

 

 

 

 

 

 

 

2013-2015г.г.

 

 

 

 

Управление образования

 

Итого по разделу 1

Бюджет Красногорского муниципального района

 

330,0

110,0

110,0

110,0

 

2.

Раздел 2. Внедрение технологий телефонного экстренного психологического консультирования участников образовательного процесса посредством организации работы телефона доверия

2.1.

Проведение установочных, методических и обучающих семинаров для педагогических работников МБОУ и МБДОУ Красногорского муниципального района в вопросах оказания помощи участникам образовательного процесса, находящимся в трудной жизненной ситуации, организации в ОУ службы превентивной профилактики суицидальных склонностей

 

 

Бюджет Красногорского муниципального района

 

2013-2015г.г.

30,0

10,0

10,0

10,0

Управление образования

2.2.

Укрепление и совершенствование материально-технической базы учреждений реализующих программы оказания экстренной психологической помощи участникам образовательного процесса, находящимся в трудной жизненной ситуации

 

Бюджет Красногорского муниципального района

 

2013-2015г.г.

150,0

50,0

50,0

50,0

Управление образования

2.3.

Проведение межведомственных семинаров и совещаний по вопросу выявления лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации и оказания им эффективной психологической помощи с целью предупреждения аутодеструктивного поведения

 

Бюджет Красногорского муниципального района

 

2013-2015г.г.

30,0

10,0

10,0

10,0

Управление образования

2.4.

Проведение тематических родительских собраний, семинаров, научно-практических конференций, мастер-классов для родительской общественности по вопросам профилактики деструктивных форм поведения среди несовершеннолетних

 

 

 

 

 

 

2013-2015г.г.

 

 

 

 

Управление образования

 

 

Итого по разделу 2

Бюджет Красногорского муниципального района

 

 

 

 

 

 

210,0

70,0

70,0

70,0

 

 

 

 

 

3.

Раздел 3. Реализация технологий раннего выявления детей с признаками формирования аддиктивного, девиантного, деликвентного и суицидального поведения среди несовершеннолетних Красногорского муниципального района

3.1.

Совершенствование системы социально-педагогической и психолого-педагогической диагностики деструктивных форм поведения у обучающихся Красногорского муниципального района посредством апробации и внедрения технологий многокомпонентного мультифакториального социально-психологического мониторинга успешности при обучении в начальной школе, совершенствование технологий эффективной профилактики специфических расстройств развития школьных навыков в начальной школе. Выявление детей с особыми образовательными потребностями

Бюджет Красногорского муниципального района

2013-2015г.г.

30,0

10,0

10,0

10,0

Управление образования

 

3.2.

Проведение социально-психологических исследований проблемы ранней детско-подростковой наркотизации, разработка и реализация системы мер по первичной педагогической профилактике немедицинского потребления ПАВ несовершеннолетними и пропаганде здорового образа жизни в ОУ Красногорского муниципального района. Проведение групповых тренинговых занятий по пропаганде ценностного подхода к жизни и формирование компетентностной основы здорового образ жизни.

Бюджет Красногорского муниципального района

2013-2015г.г.

30,0

10,0

10,0

10,0

Управление образования

 

3.3.

Апробация и внедрение технологий обязательного добровольного медицинского тестирования обучающихся среднего и старшего звена МБОУ Красногорского муниципального района (на базах пилотных МБОУ Красногорского муниципального района)

Бюджет Красногорского муниципального района

2013-2015г.г.

260,0

60,0

90,0

110,0

Управление образования,

Управление здравоохранения

3.4.

Реализация мероприятий по проведению социологического исследования классных коллективов МБОУ Красногорского муниципального района с целью выявления детей с признаками деструктивного поведения с изданием методических сборников и рекомендаций по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в МБОУ Красногорского муниципального района

Бюджет Красногорского муниципального района

2013-2015г.г.

30,0

10,0

10,0

10,0

Управление образования

 

Итого по разделу 3

Бюджет Красногорского муниципального района

 

350,0

90,0

120,0

140,0

 

4.

Раздел 4. Реализация технологий комплексной психолого – медико – социальной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации с целью профилактики  аддиктивного, девиантного, деликвентного и суицидального поведения

4.1.

Оказание комплексной психолого-медико-социальной помощи несовершеннолетним с признаками деструктивного поведения в образовательных учреждениях Красногорского муниципального района.

 

2013-2015г.г.

 

 

 

 

Управление образования

 

4.2.

Проведение тренинговых и групповых коррекционно-развивающих занятий для детей с признаками деструктивного поведения с целью предотвращения правонарушений и преступлений несовершеннолетних в МБОУ Красногорского муниципального района.

 

2013-2015г.г.

 

 

 

 

Управление образования

 

4.3.

Организация деятельности родительского лектория с целью информирования об особенностях подросткового возраста, особенностях психофизиологии подростков и предотвращения формирования деструктивных форм поведения, в т.ч. аутодеструкции и суицидальных склонностей.

 

2013-2015г.г.

 

 

 

 

Управление образования

 

4.4.

Организация и проведение семинаров, мастер-классов, тренингов для специалистов, реализующих технологии комплексной психолого-медико-социальной профилактики деструктивных форм поведения у несовершеннолетних с изданием методических сборников по диссеминации педагогического опыта

Бюджет Красногорского муниципального района

2013-2015г.г.

30,0

10,0

10,0

10,0

Управление образования

 

4.5.

Подготовка и издание методических рекомендации и памяток для родителей в вопросе выявления и оказания комплексной психолого-медико-педагогической помощи детям с деструктивными формами поведения

Бюджет Красногорского муниципального района

2013-2015г.г.

30,0

10,0

10,0

10,0

Управление образования

 

 

Итого по разделу 4

Бюджет Красногорского муниципального района

 

60,0

20,0

20,0

20,0

 

        Итого по Программе

950,0

290,0

320,0

340,0

 

 

4. Планируемые результаты реализации Программы

 

№  
п/п

Задачи,       
направленные  
на достижение 
цели

Планируемый объем        
финансирования на решение данной задачи

(тыс. руб.)

Показатели,       
характеризующие   
достижение цели

Единица      
измерения

Базовое значение 
показателя

(на начало реализации
Программы)

Планируемое значение

показателя по годам реализации

 

2013

2014

2015

 

Бюджет Красногорского муниципального района

Другие     
источники

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

1.

 

Внедрение технологий превентивной профилактики суицидального поведения у подростков посредством организации деятельности службы превентивной психологической помощи несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации

330,0

 

Доля  педагогов-психологов и социальных педагогов прошедших курсовую подготовку по реализации программ для детей с признаками деструктивного поведения

%

 

0

25

35

Не менее 45

 

Количество изданных методических сборников для специалистов, реализующих программы превентивной профилактики деструктивных форм поведения у несовершеннолетних

Ед.

0

1

1

1

 

Количество изданных методических рекомендаций для родительской общественности по вопросу профилактики деструктивных форм поведения у несовершеннолетних

Ед.

0

1

1

1

 

2.

 

Внедрение технологий телефонного экстренного психологического консультирования участников образовательного процесса посредством организации работы телефона доверия

210,0

 

Количество проведенных обучающих и установочных семинаров для специалистов по профилактике деструктивных форм поведения

Ед.

0

1

1

1

 

Доля ОУ, оснащенных стимульным, дидактическим и методическим материалом в вопросах профилактики деструктивного поведения

%

 

0

35

Не менее 50

100

 

3.

 

Реализация технологий раннего выявления детей с признаками формирования аддиктивного, девиантного, деликвентного и суицидального поведения среди несовершеннолетних Красногорского муниципального района

350,0

 

Доля ОУ, внедряющих технологии многокомпонентного мультифакториального социально-психологического мониторинга успешности обучения в начальной школе

 

%

 

0

35

Не менее 50

100

 

Доля ОУ, реализующих технологии социального скрининга поколения обучающихся Красногорского муниципального района со снижением ведущего фактора социального неблагополучия

 

%

 

0

10

15

20

 

4.

Реализация технологий комплексной психолого – медико – социальной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации с целью профилактики  аддиктивного, девиантного, деликвентного и суицидального поведения

60,0

 

Количество изданных методических сборников для специалистов, реализующих программы комплексной психолого-медико-социальной помощи детям, находящимся в сложной жизненной ситуации

Ед.

0

1

1

1

 

Доля детей с пониженным интересом к происходящим событиям

%

3,68

3,65

3,55

3,45

 

Количество детей с демонстративными видами суицида

Чел.

9

8

7

6

 

Количество замкнутых и гонимых детей

Чел.

406

390

380

370

 

Доля детей, замеченных по факту употребления психоактивных веществ

%

5,43

5,3

5,1

4,9

 

Доля неполных семей

%

16,16

16,1

15,95

15,8