Бондаренко Е.В.
Исследования показали, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций. Так как он является базальным для дальнейшего развития ВПФ, логично в коррекционной и развивающей работе уделить особое внимание двигательным методам, не только создающим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанавливающим и простраивающим взаимодействия между различными аспектами психической деятельности. Ведь очевидно, что актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность извне таких психических функций, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д.
В связи с этим в нашем детском саду с использованием технологии психомоторной коррекции были разработаны 24 комплекса упражнений и игр на год для детей старшего дошкольного возраста, который включаются в ежедневные занятия утренней гимнастикой, физминутки, гимнастику после сна, а также во время дневных прогулок.
Комплексы включают в себя упражнения и игры направленные на стабилизацию и активизацию энергетического потенциала организма. Повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов.
Необходимо уделять большое внимание выработке правильного дыхания, что оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости; способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Оно успокаивает и способствует концентрации внимания. Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у них базовых составляющих произвольной саморегуляции. Ведь ритм дыхания - единственный из всех телесных ритмов, подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека.
Дыхательные упражнения всегда должны предшествовать самомассажу и другим заданиям. Основным является полное дыхание, т.е. сочетание грудного и брюшного дыхания. Пока ребенок не научится дышать правильно, рекомендуется положить одну его руку на грудь, другую на живот для контроля за полнотой дыхательных движений.
Правильное дыхание - это медленное, глубокое, диафрагмальное дыхание, состоящее из следующих четырех этапов:
1-ый-вдох;
Распустить мышцы живота, начать вдох, опустить диафрагму вниз, выдвигая живот вперед; наполнить среднюю часть легких, расширяя грудную клетку с помощью межреберных мышц; приподнять грудину и ключицы, наполнить воздухом верхушки легких.
2-ой - пауза.
3-ий - выдох;
Приподнять диафрагму вверх и втянуть живот; опустить ребра, используя группу межреберных мышц; опустить грудину и ключицы, выпуская воздух из верхушек легких.
4-ый - пауза.
Каждая фаза вначале может составлять 2-3 секунды и постепенным увеличением до 7 секунд.
После выполнения дыхательных упражнений можно приступать к самомассажу и другим упражнениям, способствующим повышению стато-кинетического уровня психической активности ребенка, увеличению его энергетического и адаптационного потенциала.
Например, такие:
1) ребенок располагает свои ладони перпендикулярно друг другу и производит резкие хлопки (5-10 хлопков с интервалом в 1 секунду); местами соприкосновения становятся углубления между запястьем и нижней частью ладони. Затем упражнение повторяется, но местами соприкосновения становятся внешние стороны запястья).
2) Руки вытянуты вперед, кисти сжаты в кулаки; резкие удары выполняются сначала кулаками, обращенными вверх, а затем - вниз; во время удара должно происходить полное совмещение боковых поверхностей сжатых кулаков.
3) «Рыбки». Рот немного приоткрыт. Взять пальцами правой руки верхнюю губу, а левой - нижнюю. Выполнять одновременные и разнонаправленные движения рук, растягивая губы вверх, вниз, вправо, влево. Закрыть рот, взять руками обе губы и вытягивать их, массируя, вперед.
4) «Сова» Поднять вверх правое плечо и повернуть голову вправо, одновременно делая глубокий вдох; левой рукой захватить правую надкостную мышцу и на вдохе опустить плечо. Разминать захваченную мышцу, выполняя глубокое дыхание и глядя как можно дальше за спину. То же - с левым плечом и правой рукой.
5) «Домик». Сложить пальцы «домиком» перед грудью и надавливать ими друг на друга, сначала одновременно, затем отдельно каждой парой пальцев.
и др.
Далее целесообразно выполнить упражнения на оптимизацию и стабилизацию общего тонуса тела. Любое отклонение от оптимального тонуса (гипо- или гипертонус) может являться как причиной, так и следствием возникших изменений в соматическом, эмоциональном познавательном статусе ребенка и негативно сказываться на общем его развитии.
1) «Силач» Выполнить контрастное напряжение и расслабление плечевого пояса, рук и ног, представляя, что вы: держите в руках (ногой, на плече) тяжелые гири; поднимаете над головой тяжелую корзину с яблоками; отжимаете штангу; удерживаете ногой закрывающуюся дверь, раздвигаете руками тесно переплетенные ветви деревьев.
2) «Парусник». Ребенок изображает лодку с парусом: встать на колени, носочки оттянуты, пальцы ног касаются друг друга, пятки несколько разведены; сесть на пятки или между ними, пальцы рук сплести в замок за спиной, зафиксировать под ногами или на пятках. Подул ветер, и парус расправился, надулся (на вдохе, не расцепляя рук, выпятить грудь, свести лопатки, голову откинуть назад). Ветер утих, и парус «сник» (на выдохе голову опустить как можно ниже, спина становится круглой). Вернуться в и.п.
3) «Дракон». Ребенок изображает дракона, облетающего дозором свои владения: ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, пружинят в такт с руками-крыльями. Затем он приземляется на остров и начинает «размешивать» хвостом море.
4) «Огонь и лед». И.п. - стоя в кругу. По команде: «огонь» дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. По команде «лед» дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела всё тело.
и др.
Для формирования и коррекции базовых сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий полезно делать не только упражнения, включающие взаимодействия рук и ног, но также и сочетания движений правой и левой половин тела.
1) Ноги согнуты в коленях, стопы стоят на полу, прямые руки вытянуты в стороны. Руки одновременно передвигаются по полу (одна-вверх, другая-вниз) таким образом, что одна рука оказывается вытянутой вверх, а другая - лежащей вдоль тела. При этом голова наклоняется в сторону верхней руки, а колени в сторону нижней руки, и наоборот.
2) Сочетанные движения рук, глаз и языка. Сначала руки располагаются на коленях параллельно друг другу, а затем перекрещиваются. Ребенок попеременно хлопает ладонями по коленям, при этом глаза и язык двигаются следующим образом:
а)глаза вместе с языком двигаются сначала за ладонью, затем от неё; б)глаза фиксированы прямо перед собой, язык двигается за ладонью, от неё; в)язык фиксирован в одном положении, глаза двигаются за ладонью, от неё; г)глаза двигаются за ладонью, язык-от неё; д)язык двигается за ладонью, глаза - от неё.
3) Ползание вперед, назад, вправо и влево (на локтях; на кистях) в одновременным передвижением одноименных руки и ноги, затем противоположных руки и ноги.
4) Перекрестные и односторонние движения. На первом этапе ребенок шагает,
попеременно касаясь то правой, то левой рукой до противоположного колена
(перекрестные движения). На втором этапе ребенок также шагает, но уже касаясь
одноименного колена (односторонние движения). Так по 12 раз. Обязательное условие начинать и заканчивать упражнение перекрестными движениями.
5) Прыжки с продвижением, в качестве ориентира используется линия на полу между стопами ног:
А) чередование прыжков ноги врозь и ноги скрестно (поочередно впереди то правая, то левая нога); то же, но с аналогичным движением рук, вытянутых прямо перед собой, - сверху рука, одноименная (противоположная) стоящей впереди ноге;
Б) чередование прыжков ноги врозь, руки скрестно перед собой и ноги скрестно, руки перед собой параллельно друг другу.
Это же упражнение выполняется с движением рук в ту же сторону, что и ноги, затем
движения выполняются разнонаправлено.
И др.
На прогулках с детьми необходимо учить играть детей в хорошо известные игры «Резиночка», «Классики». А также в любые подвижные игры с правилами, т.к. они развивают у детей произвольность, самоконтроль, внимание, память, эмоционально-волевую сферу.