• Научно-методическая работа

    Научно-методическая работа Центра

    подробнее
  • Школьное отделение

    Начальное общее образование для детей с ограниченными возможностями здоровья

    подробнее
  • Коррекционное отделение

    Диагностическая и коррекционная работа

    подробнее
  • Наши специалисты

    Лучшее, что есть у нас – это наши специалисты!.

    подробнее
  • Ресурсный центр инклюз. и спец. образования

    Информация об инклюзивном и специальном образовании

    подробнее

Основы психологического сопровождения детей дошкольного возраста

Программа повышения квалификации для педагогов-психологов

аСогласно современным научным концепциям дошкольный период детства является самоценным. Необходимо, чтобы дошкольное образование обеспечивало становление личности ребенка и ориентировалось на его индивидуальные особенности. С позиций гуманно-личностного  отношения к ребенку воспитание и обучение в дошкольном учреждении направлено на развитие духовных и общечеловеческих ценностей.

В условиях современных преобразований воспитание и обучение способствуют всестороннему развитию личности ребенка, его познавательных, коммуникативных, творческих, регуляторных способностей.

Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста происходит в процессе различных видов деятельности: игровой, учебной, режимных моментов, а также в процессе психологического обследования ребенка и коррекционных занятий с ним.

Просветительское направление работы педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения преследует цель: ознакомления родителей с возрастными особенностями детей, закономерностями стратегии и тактики детско-родительских отношений, с гендерными особенностями отношений в семье.       

Предлагаемая программа позволяет расширить представления педагогов-психологов о возможностях максимального содействия становлению ребенка как личности, преодолеть психолого-педагогический дуализм в отношении развивающейся личности.

            СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 Предлагаемая программа базируется на мировоззрении,  рассматривающим процесс гуманизации жизни общества как принятие в качестве абсолютной ценности  человека - « меры всех вещей».

Данная ценность объединяет в себе равенство двух компонентов: ценность другого человека и ценность своего  «Я», и  проявляется в двух взаимосвязанных планах: в самосознании и в сфере отношений с другими людьми.

Позиция, при которой человек осознает себя как безусловную ценность, обеспечивает ему активность: когнитивную, эмоциональную, оценочно-волевую, мотивационную, поведенческую.

Программа знакомит с особенностями когнитивного компонента активности личности, который направлен на создание позитивного образа своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости.

Слушатели знакомятся с влиянием эмоционального компонента на формирование самоуважения.

Изучая оценочно-волевой компонент, у слушателей формируются навыки взаимодействия с детьми  и родителями, умение завоевать авторитет, добиться признания, при этом, повысив не только собственную самооценку, но и самооценку ребенка или родителя.

Мотивационный компонент выражается в стремлении  к осознанному выбору определенной линии поведения, в понимании ответственности за последствия своего выбора.

Поведенческий компонент характеризует внешнюю сторону активности, ее проявление в ситуациях взаимодействия в системе «педагог-психолог - клиент».

   Семья представляет собой наиболее сложную систему отношений, она объединяет не только супругов, но и детей, а также других родственников разных поколений.

   Предлагаемая программа знакомит слушателей с широким кругом проблем современной семьи, но и с методами коррекции семейных отношений.

В реальной практике работы с современной семьей педагогам-психологам постоянно  приходится сталкиваться с различными нарушениями функционирования семьи. Программа знакомит с особенностями дисфункциональных семей, способами выявления семейно-обусловленных психотравмирующих состояний детей.

 ЛИТЕРАТУРА

 1.Закон «Об образовании» Российской Федерации.

2.Конвенция ООН о правах ребенка.1989.

3.Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей,1990.

4.Давыдов В.В., Петровский В.А. и др. Концепция дошкольного воспитания,1989.

5.Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой.Москва.2009

6.Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины.              Вопросы психологии. 1991, №4

7.Адлер А. Наука жить.Пер с нем.,1997

8.Актуальные проблемы психологии детского возраста. Под ред. Л.С. Цветковой    М.2001

9.Веккер Л.М. Психика и реальность.М.2000

10.Джонсон Р.Она.Глубинные аспекты женской психологии.М.1996

11.Джонсон Р.Он. Глубинные аспекты мужской психологии.М.1996

12.Дружинин В.Н.Психология семьи.М.,1996

13.КоростылеваЛ.А. Психология самореализации личности.СПб., 2000

14.Крайг Г. Психология развития. СПб.,2002

15.Куприянчик Л.Л. Психология любви.Донецк,1998

16.Леви Д.А.Семейная психотерапия: история, теория и практика.,СПб,1993

17.Навайтис Г. Семья в психологической консультации.М. Воронеж.,1999

18. Личность Г. Личность в психологии.М.Ювента, 1998

19.Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых.М. 2006

20.Сатир В. Как строить себя и свою семью.М, Педагогика-пресс, 1992

21.Скиннер Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть.,М.1995

22.Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. М.1996

23.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2000

 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

дополнительной профессиональной образовательной программы

Основы психологического сопровождения детей дошкольного возраста

 Цели программы:

1.Повышение уровня знаний педагогов-психологов о проблемах детей в условиях  дошкольного образовательного учреждения и семьи.

2.Формирование представлений об особенностях гендерных отношений в семье и возрастной группе дошкольного образовательного учреждения.

3.Развитие коммуникативных навыков в реализации различных психолого-педагогических аспектов  деятельности.

 Задачи программы:

1.Ознакомление слушателей с моделью ценностных оснований воспитательной системы детей дошкольного возраста.

2.Анализ декларируемых и реальных ценностей и традиций, присущих современному семейному воспитанию.

3.Ознакомление с основными компонентами процесса гуманизации воспитательной и обучающей среды.

Формы и методы работы:

Для реализации данной программы используются методы, базирующиеся на проблемно-ориентированной и личностно-ориентированной  психологии и психокоррекции.

Основными формами работы являются лекционные и практические занятия.

Категория слушателей: педагоги-психологи дошкольных образовательных учреждений Красногорского муниципального района

Срок (объем) обучения: 36 академических часов

Форма обучения: Обучение очное без отрыва от работы

 Режим занятий: 6 академических часов в день, 6 занятий, зачетное занятие - круглый стол. 

 п/п

 

 

 

 

Наименование раздела

 

всего часов

в том числе

 

 

форма

контроля

лекции

практические занятия

 

выездные занятия

1

Состояние современной образовательной среды и основные проблемы ее функционирования

 

4

 

 

4

 

-

-

 

1.1

Основные противоречия между предписывающими и наглядными нормами поведения в процессе социализации детей

2

2

-

-

 

1.2

Психотравмирующие ситуации в семье и дошкольном образовательном  процессе

2

2

-

-

 

2

Основные направления развития воспитательной и образовательной среды в контексте гуманизации жизни общества

7

5

2

-

 

2.1

Понятие о личности и ее структуре

2

1

1

-

 

2.2

Устойчивость и изменчивость личности. Социальные роли. Личность и общение

2

2

-

-

 

 

2.3

Потребности. Интересы. Склонности. Способности

3

2

1

-

 

3

Эмоциональный мир личности

8

5

3

-

 

3.1

Понятие о эмоциях и чувствах. Стресс и фрустрация. Физиологические основы эмоций.

4

2

2

-

 

3.2

Внешние выражения эмоций. Основные классификации эмоций. Индивидуальные различия в эмоциональной жизни.

2

1

1

-

 

3.3

Виды эмоциональных состояний. Аффекты. Характер и темперамент личности

2

2

-

-

 

4

Познавательная деятельность ребенка дошкольного возраста.

6

5

1

-

 

4.1

Особенности диагностики детей дошкольного возраста.

2

2

-

-

 

4.2

Особенности исследования внимания,  памяти.

2

1

1

-

 

4.3

Особенности исследования мышления. Процессы аналитико-синтетической мыслительной деятельности.

2

2

-

-

 

5

Основы просветительской работы с родителями.

8

6

2

-

 

5.1

Семейные конфликты. Основные аспекты межличностных отношений.

3

3

-

-

 

5.2

 

Гендерные особенности  взаимоотношений в семье. Основы женской и мужской психологии.

3

1

2

-

 

5.3

Проблема разводов. Основные факторы риска.

2

2

-

-

 

6.

Круглый стол

3

-

3

-

 

 

                                                   Итого:

36

25

11

-

зачет

Автор программы: Попова Светлана Ильинична