Программа курсов повышения квалификации
Наш мир меняется все быстрее. Семья как неотъемлемая часть мира человека откликается на все изменения, происходящие в экономике, политике, нравственности, общественной жизни.
Характер общения молодежи, предбрачного поведения, ухаживания, проявления чувств и вступления в брак изменялись на протяжении ХХ века, что в настоящий момент нашло отражение в своеобразии взглядов последних поколений на брак и семью. В соответствии с этими взглядами стала иной и поведенческая реальность.
В настоящее время в мире возникает новое понимание норм сексуального поведения и соответствующих моральных установок. Молодежь раньше созревает физически, раньше начинает половую жизнь. Изменился процесс выбора супруга и отношение к браку в целом.
Предлагаемая программа знакомит педагогов-психологов с наиболее сущест-венными тенденциями, проблемами современной семьи. Знание основных факторов успешного брака, уровней супружеской совместимости, которая формируется, проходит становление в родительской семье, основных разрушительных тенденций в семейных конфликтах ,безусловно, является важнейшим условием в работе педагога-психолога с семьей.
Семья представляет собой наиболее сложную систему отношений, она объединяет не только супругов, но и детей, а также других родственников разных поколений.
Предлагаемая программа не только знакомит слушателей с широким кругом проблем современной семьи, но и содержит ряд конкретных методик изучения семьи, методы семейной диагностики и коррекции семейных отношений.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Предлагаемая программа базируется на мировоззрении, рассматривающим семью как позитивный фактор в жизни и развитии человека, как ту среду обитания, в которой он живет, развивается, преодолевает невзгоды, болезни, получает поддержку и чувствует себя счастливым и защищенным.
В реальной практике работы с современной семьей педагогам-психологам постоянно приходится сталкиваться с различными нарушениями функционирования семьи. Программа знакомит с особенностями дисфункциональных семей, способами выявления семейно-обусловленных психотравмирующих состояний детей и подростков.
Рассматриваются основные направления развития семьи, модели взаимоотношений.
Слушатели знакомятся с особенностями женской и мужской психологии, с основными видами нарушений коммуникационного процесса в семье.
Удовлетворенность, стабильность и успешность семейных отношений, т.е. проблема качества брака является одной из важнейших тем программы.
ЛИТЕРАТУРА
1.Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. Вопросы психологии. 1991, №4
2.Адлер А. Наука жить.Пер с нем.,1997
3.Андреева Т.В., Толстова А.В.Темперамент супругов и совместимость в браке.Образование и психология.Под ред А.А. Крылова.СПб.,2001
4. Голод С.И. ХХ век и тенденции сексуальных отношений в России.СПб.,1996
5.Джонсон Р.Она.Глубинные аспекты женской психологии.М.1996
6.Джонсон Р.Он. Глубинные аспекты мужской психологии.М.1996
7.Дружинин В.Н.Психология семьи.М.,1996
8.Елизаров С.Г. Структура ценностных ориентаций старшеклассников, 3-й Съезд Общества психологов.СПб., 2003
9.КоростылеваЛ.А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения.СПб., 2000
10.Крайг Г. Психология развития. СПб.,2002
11.Куприянчик Л.Л. Психология любви.Донецк,1998
12.Леви Д.А.Семейная психотерапия: история, теория и практика.,СПб,1993
13.Навайтис Г. Семья в психологической консультации.М. Воронеж.,1999
14. Личность Г. Личность в психологии.М.Ювента, 1998
15.Психология и психоанализ любви : Хрестоматия / ред. Д.Я.Райгородский. Самара,2002
16 Ричардсон Р.Силы семейных уз.М.1994
17.Сатир В. Как строить себя и свою семью.М, Педагогика-пресс, 1992
18.Скиннер Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть.,М.1995
19.Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. М.1996
20.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2000
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
дополнительной профессиональной образовательной программы
Основы коррекции семейных отношений
Цели программы:
1.Повышение уровня знаний педагогов-психологов о проблемах современной семьи и нарушениях ее функционирования.
2.Формирование представлений о факторах успешности семейных отношений и разрушительных тенденциях в семье.
3.Развитие навыков семейной диагностики и коррекции семейных отношений.
Задачи программы:
1.Ознакомление слушателей с основными направлениями развития современной семьи.
2.Анализ ведущих тенденций в нарушениях механизмов интеграции семьи.
3.Обсуждение основных способов выявления семейно-обусловленных психотравмирующих состояний детей и подростков.
4.Ознакомление с конкретными методиками изучения семьи.
Формы и методы работы:
Для реализации данной программы используются методы, базирующиеся на проблемно-ориентированной и личностно-ориентированной психологии и психокоррекции.
Основными формами работы являются лекционные и практические занятия.
Категория слушателей: педагоги-психологи образовательных учреждений Красногорского муниципального района
Срок (объем) обучения: 36 академических часов
Форма обучения: Обучение очное без отрыва от работы
Режим занятий: 6 часов в день, 5 занятий в каникулярное время, 1 - зачетное занятие ( круглый стол)
п/п
|
Наименование раздела
|
всего часов |
в том числе |
форма контроля |
||
лекции |
практические занятия
|
выездные занятия |
||||
1 |
Современная семья и нарушения ее функционирования |
4
|
4
|
- |
- |
|
1.1 |
Дисфункциональные семьи, виды типологий
|
2 |
2 |
- |
- |
|
1.2 |
Способы выявления семейно-обусловленных психотравмирующих состояний детей и подростков |
2 |
2 |
- |
- |
|
2 |
Основные направления развития и проблемы современной семьи |
7 |
5 |
2 |
- |
|
2.1 |
Модели взаимоотношений. «Водораздельная теория».Роль семейных постулатов |
2 |
1 |
1 |
- |
|
2.2 |
Супружеская адаптация и распределение ролей в семье |
2 |
2 |
- |
- |
|
2.3 |
Супружеская совместимость, ее уровни
|
3 |
2 |
1 |
- |
|
3 |
Предбрачный период
|
8 |
5 |
3 |
- |
|
3.1 |
Молодежное поведение и ценности – преддверие брака |
4 |
2 |
2 |
- |
|
3.2 |
Готовность к браку, типология мотивов выбора супруга |
2 |
1 |
1 |
- |
|
3.3 |
Становление в родительской семье – совместимость в браке |
2 |
2 |
- |
- |
|
4 |
Разрушительные тенденции в семье
|
6 |
5 |
1 |
- |
|
4.1 |
Семейные конфликты. Основные аспекты межличностных отношений |
2 |
2 |
- |
- |
|
4.2 |
Ревность. Типы ревности и ее причины. Особенности женской и мужской ревности |
2 |
1 |
1 |
- |
|
4.3 |
Проблема разводов. Основные факторы риска. |
2 |
2 |
- |
- |
|
5 |
Основные методы семейной диагностики и коррекции семейных отношений |
8 |
6 |
2 |
- |
|
5.1 |
Модель системной семейной терапии М.Боуэна |
3 |
3 |
- |
- |
|
5.2
|
Метод генограммы |
3 |
1 |
2 |
- |
|
5.3 |
Методика «Анализ семейных отношений»
|
2 |
2 |
- |
- |
|
5.4 |
Круглый стол |
3 |
- |
3 |
- |
|
|
Итого: |
36 |
25 |
11 |
- |
зачет |
Автор: Попова Светлана Ильинична