• Научно-методическая работа

    Научно-методическая работа Центра

    подробнее
  • Школьное отделение

    Начальное общее образование для детей с ограниченными возможностями здоровья

    подробнее
  • Коррекционное отделение

    Диагностическая и коррекционная работа

    подробнее
  • Наши специалисты

    Лучшее, что есть у нас – это наши специалисты!.

    подробнее
  • Ресурсный центр инклюз. и спец. образования

    Информация об инклюзивном и специальном образовании

    подробнее

Основные типы акцентуаций характеров у подростков

«Основные типы акцентуаций характера у подростков»

 

     Среди нарушений характера в психиатрии принято выделять психопатии (разрушающий тип развития личности) и акцентуации – такие изменения характера, которые являются крайними вариантами нормы и не приводят к нарушениям процесса социальной адаптации личности

 

Тип акцентуации

Краткая характеристика

1.

Эксплозивная (возбудимая) акцентуация характера

         С раннего детства для детей частыми являются проявления возбудимой акцентуации. Крикливость ребенка, легкая возбудимость, двигательное беспокойство, беспокойный сон с частыми пробуждениями. Повышенная возбудимость может часто сопрягаться с пугливостью. Ребенок может выражать реакцию злобы с самых малых лет в виде физической агрессии – ударить ровесника, швырнуть игрушкой. С самого раннего возраста такого ребенка обычно считают трудным. Такие дети обычно не уживаются в детских коллективах, бьют более слабых, не слушаются, капризны, любят всеми командовать. В подростковом возрасте такие дети крайне болезненно реагируют на любые стрессы или недостаток любви родителей. Они часто невыдержанны, агрессивны при малейшем воздействии, эмоциональный статус неустойчив, гнев часто сменяется слезливостью. Агрессия в отношении других может смениться на аутоагрессию – желание наносить себе самоповреждения. По мере взросления в школьном возрасте они склонны играть в примитивные детские игры с двигательной активностью, берут на себя роль командира.

2.

Истерическая акцентуация характера

        С раннего детства эти индивидуумы отличаются повышенной обидчивостью, капризничают, склонны к паясничанью, могут передразнивать взрослых или подражать им. Такие дети имеют живое воображение, впечатлительны и чрезмерно эмоциональны.  Ребенок с чертами истерической акцентуации часто становится кумиром семьи, его способностями восторгаются родители, такие дети с радостью декламируют стихи, анекдоты, часто перебивают взрослых, влезают во взрослые разговоры. Такой ребенок требует повышенного внимания к себе, пытаясь его заполучить рассказав не один стих, а гораздо больше. Такие дети отличаются повышенной назойливостью. У таких детей всегда повышена самооценка, при наличии внимания к их персоне они требуют еще большего. Пытаясь, привлечь внимание к себе придумывают вымышленные истории, склонны к фантазированию. У истериков желания всегда преобладают над разумом. При неудовлетворенности своим положением, обидах, ущемленном самолюбии могут уходить в мир грез и фантазий. При истероидной акцентуации  нет таких ярко выраженных черт демонстративности с бурными проявлениями  рыданий и истерического хохота, как при истероидной психопатии. Такие дети часто могут придумывать различные заболевания, умело симулируя его симптомы  

3.

Психастеническая акцентуация характера

Такие дети обычно с раннего детства нерешительны, не уверены в себе, ярко проявляют чувства собственной неполноценности, склонны к постоянным сомнениям и испытывают определенные трудности в принятии решений. Из-за этих черт психастеники труднее претерпевают период взросления и первичной социализации, склонны к чрезмерному психоанализу и болезненным переживаниям, у них плохо выражены живость и яркость переживаний. В раннем детстве такие индивидуумы отличаются пугливостью, робостью, застенчивостью, конфузливостью, малой двигательной активностью. Часто сон у таких детей может быть тревожным, с периодическими просыпаниями и кошмарными сновидениями. Такие дети очень болезненно переживают скандалы родителей. Психастеники склонны к фантазированию и мечтам имеющим не счастливый конец, а, наоборот даже трагический. Боясь получить замечание, придирчиво относятся к школьной форме и, поэтому, всегда ходят в идеально чистой одежде. Такие дети очень болезненно воспринимают выговоры и замечания. При выполнении домашних заданий неоднократно перепроверяют правильность их выполнения.  Часто при стрессовых ситуациях эти личности склонны к суициду или развитию неврозов, психогенных депрессий.  

4.

Циклоидная акцентуация характера

Циклоидная акцентация характеризуется частой сменой настроения и эмоциональной неустойчивостью – их настроение меняется от грустного, печального к радостному, веселому. У них бывают эпизоды беспричинной радости, все дела удаются, они энергичны. Эти периоды обычно сменяются пониженным настроением. В детстве циклоиды по характеру практически не отличаются от сверстников. В подростковом возрасте может возникнуть первый эпизод пониженного настроения. Таким  детям становиться трудно учиться, они раздражительны, быстро устают. То, что раньше давалось без напряжения, становится порой невыполнимым. Обычно бойкие и подвижные, такие дети становятся вялыми и пассивными, прежние интересы теряют свою актуальность. Подростки утрачивают интерес к играм и общению со сверстниками, предпочитают уединяться даже от близких родственников. У данных подростков в периоды пониженного настроения могут развиваться невротические расстройства по типу неврастении, субдепрессивые состояния и периоды отчаяния.   

5.

Гипертимная акцентуация характера

Данная акцентуация характеризуется постоянным повышенным настроением и безудержным оптимизмом. С раннего детства дети – гипертимы отличаются общительностью, подвижностью, склонны к озорству. Такие дети обычно неусидчивы, легко отвлекаются, трудно усваивают основные правила поведения, если они противоречат их желаниям.  Отмечается преобладание личных желаний над правилами. Гипертимы обычно склонны к частым сменам групп общения, поэтому, часто меняют друзей и знакомых. Данные личности склонны к авантюрам, и асоциальным поступкам.  

6.

Гипотимная (конституционально-депрессивная) акцентуация характера

Гипотимики обычно отличаются всегда пониженным настроением. Все новости и сообщения принимают в мрачных, серых тонах, склонны к пессимизму. Гипотимики угрюмы и замкнуты, не любят шумного общества. Постоянно анализируют прошлые ошибки, как правило, незначительные. Часто таких индивидуумов терзают угрызения совести, считают себя неудачниками. В учебе дети с гипотимной акцентуацией характера добросовестны, трудолюбивые и аккуратные. Склонны предвидеть будущие неудачи. Некоторые гипотимы проявляют мнительность и озабоченность собственным здоровьем, у них развивается ипохондрия.

7.

Лабильная акцентуация характера

Дети с лабильной акцентуацией не могут разумно реагировать на события, ранящие его самолюбие, все эмоциональные реакции инфантильны, незрелы, и пренебрежение окружающих ранит таких детей. Ответной реакцией на все вышеперечисленные ситуации может быть обида, слезы или уход в себя. Однако, лабильные личности способны на глубокие переживания и чувства, на искреннюю привязанность и дружбу. 

8.

Шизоидная акцентуация  характера

Данная акцентуация характера характеризуется эмоциональной холодностью и неспособностью выражать теплые чувства и привязанности, скрытностью, патологической замкнутостью и недостатком контактов с другими детьми, оторванности от реальности и погруженностью во внутренний мир, фантазированием, недостаточной реакцией на похвалу или порицание, затруднением в усвоении общепринятых норм и правил. Такие дети не любят шумных забав и подвижных игр, не общительны со сверстниками, предпочитают уединенные занятия. Родители или учителя могут заметить, что ребенок очень серьезен, подолгу застывает, как бы обдумывая что-то про себя. У таких детей обычно наблюдаются извращенные пристрастия к еде – они могут есть варенье с селедкой, отказываться от рыбных и мясных продуктов. Такие дети имеют обычно замедленное развитие двигательных навыков – могут наблюдаться неуклюжесть, неловкость, малоподвижность, медлительность, им трудно одеваться, причесываться и обслуживать себя. Может наблюдаться однообразие поведения, затруднение приспособления к новым условиям.  

9.

Эпилептоидная акцентуация характера

Характеризуется повышенной возбудимостью, мстительностью, склонностью проявлять бурные реакции с агрессией в ответ на незначительные внешние раздражители. С раннего возраста такие дети могут подолгу беспричинно плакать и рыдать, их невозможно успокоить, не действует даже окрик – они озлобляются, колотят ручками и ножками по чему попало, могут ударить и мать, и сверстников. Могут проявляться садистские наклонности, с ранних лет наблюдаются властность и деспотизм.

10.

Сенситивная акцентуация характера

Люди с таким типом акцентуации обычно чрезмерно чувствительны и впечатлительны, с высокими моральными требованиями к себе, постоянно ощущают чувство собственной неполноценности. С раннего детства они ранимы, застенчивы и робки, что мешает им заводить знакомства и друзей. Такие дети боятся «страшных» сказок, темноты, собак, боятся оставаться одни и могут заснуть только при свете. Боятся и своих более активных и драчливых сверстников.  Они не могут общаться с незнакомыми людьми. Они трудно привыкают к новому коллективу в детском саду, школе, и, поэтому им не рекомендуется перевод из класса в класс. На переменах такие дети обычно не участвуют в шумной возне своих сверстников, а тихо в углу читают книгу. Родители обычно называют таких детей «Домашним ребенком», «тепличным растением»