• Научно-методическая работа

    Научно-методическая работа Центра

    подробнее
  • Школьное отделение

    Начальное общее образование для детей с ограниченными возможностями здоровья

    подробнее
  • Коррекционное отделение

    Диагностическая и коррекционная работа

    подробнее
  • Наши специалисты

    Лучшее, что есть у нас – это наши специалисты!.

    подробнее
  • Ресурсный центр инклюз. и спец. образования

    Информация об инклюзивном и специальном образовании

    подробнее

О.С. Евтушенко. Организация индивидуального коррекционно–развивающего сопровождения и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школьного отделении МОУ ПППМС центра «Созвездие»

 

    «Каждый человек имеет право на образование», - так записано в Конституции РФ и во Всеобщей декларации прав человека.

     Задача государства реализовать эти положения в жизни, обеспечив получение образования каждому в доступном ему объеме и форме.

    Это относится  и к тем, кто в силу различных  причин имеет выраженные нарушения психофизического развития -( дети с синдромом Дауна,  Ретта, РДА, дети с   нарушениями интеллекта различной степени, нарушениями слуха и зрения).

     Для этих детей характерны недостаточность коммуникации с внешним миром, неспособность адекватно войти в ситуацию, установить  контакт с окружающими людьми. Одним из основных переживаний этих детей - присутствие страхов на все новое: звуки, предметы, ситуации, запахи, страхи связанные с переменой обстановки и привычного порядка.

     Возможности этих детей крайне ограничены, тем не менее, результаты

работы показывают, что при создании необходимых  педагогических условий положительная динамика в  их развитии может быть достигнута.

     Целенаправленное обучение  играет в развитии  вышеперечисленных категорий детей, гораздо большую роль, чем в развитии нормального ребенка, так как их ориентировка в окружающем предметном и социальном мире, возможности общения, самостоятельного анализа и обобщения полученного опыта значительно снижены, а иногда и сведены к минимуму. И чем раньше начинается целенаправленное коррекционно-развивающее  сопровождение и обучение этих детей, тем более значительная динамика их обученности и развития.

     Вся коррекционная  и учебная работа должна опираться на функции, которые остаются в той или иной степени сохранными при  различных поражениях центральной нервной системы. Очень важно работать не просто над прямой «рецептурой»  (нет речи, значит, будем учить говорить), а в первую очередь над базовыми процессами, которые участвуют в формировании более сложных функций.

     Для правильного построения коррекционно-развивающего обучения с такими детьми необходимо учитывать  структуру дефекта (в наше время мы все чаще и чаще встречаемся  в своей практике с тяжелыми сочетающимися структурами дефекта), которая определяется сочетанием первичного дефекта и образованием на его основе вторичных отклонений. Это помогает найти индивидуальный подход в организации коррекционно-развивающего обучения с каждым ребенком.

     В первую очередь помочь этим детям освоить школьную ситуацию, основными характеристиками которой являются структурирование среды и школьная атрибутика. Этот этап самый трудный и самый важный. Главное в этот период – помочь детям привыкнуть к новой жизненной ситуации, наладить контакт со взрослыми и  с другими детьми.  На этом этапе они знакомятся с новыми понятиями: школа, учитель, класс, парта, пенал, доска. Все дается с большим трудом. Налаживание контакта ученика с любым видом деятельности – это путь, на котором педагоги приспосабливаются к ребенку, чтобы потом тот приспособился к педагогам  и начал с ними взаимодействовать.

     В этот период нужно очень много такта и педагогического терпения. Данный этап не должен ограничиваться временем. Главное  - не спешить. Самое важное в данный период – понять проблемы ребенка, его страхи, причины изменения поведения, чтобы потом, на следующих этапах, помочь справиться с этими проблемами.

     Для того, чтобы процесс обучения не был формальным, надо, прежде всего, вызвать у детей интерес к обучению. Важный принцып  работы -  активное участие ребенка, создание мотивации для того, чтобы он начал осваивать новые виды деятельности, которые он может выполнить только с помощью взрослого.

     Предметно-практическая деятельность – наиболее естественный способ взаимодействия с миром, как для здоровых детей, так и для  детей с особенностями здоровья. Через действия с предметами, дети познают закономерности окружающей их реальности. От простых манипуляций с игрушками к пониманию, того,  зачем нужен тот, или иной предмет. Постепенно расширяется  их опыт и двигательная сфера,  развивается  интеллект.

      Дети с различными  нарушениями развития часто не достигают этапа предметно-практической деятельности. Их долгое время удовлетворяют простые манипуляции с предметами, сенсорные ощущения. Некоторые дети пропускают этот этап, переходя к более сложным формам деятельности (например, могут освоить счетные операции), которые, однако выполняются ребенком только формально -  некоторые дети  перемножают большие числа,  хорошо запоминают текст, но не могут выполнить простейших действий: зашнуровать ботинки, поставить определенное количество  чашек для полдника и т.д.

      В  таких случаях детям требуются специальные занятия по развитию предметно-практической деятельности, так как на этой основе возможно дальнейшее развитие познавательной сферы.

     Индивидуальные или групповые занятия направлены на привлечение внимания детей к определенным выдам деятельности и ставят перед собой важные задачи:

        -формирование мотивации к работе и достижению значимого результата;

       -формирование произвольного внимания;

        -развитие способности последовательного выполнения нескольких действий;

     -развитие самостоятельного планирования деятельности;

     -формирование элементарных математических представлений;

     - знакомство с цветами;

     -развитию тонкой моторики, графических навыков;

     - стимуляции собственной речи и коммуникативных навыков.

      В начале работы нужно узнать об увлечениях каждого ребенка; возможно у кого-то есть «сверхценные» интересы (провода, шнурочки, крышечки, география, животный мир и т.д.). Слова, карточки, картинки, задания в дальнейшем для самостоятельной работы - подбирать исходя из этих интересов.

     Эффективность урока или занятия, его длительность зависит от того, насколько удалось педагогу в начале урока привлечь внимание детей к происходящему.  Основной  трудностью данных детей, является недостаточно устойчивое внимание.  Им трудно сосредоточиться на задании больше чем на несколько секунд, вовремя переключить внимание с одного вида работы на другой.

     Удержанием  активного внимания учащихся является речь педагога.  Его объяснение должно быть не многословным, четким, содержащим короткую инструкцию к действию: «достань, положи, открой», так как многословие «уводит» их: они перестают понимать происходящее. Каждая инструкция педагога должна быть подкреплена зрительно. Используя, например, любимую игру детей, педагог может решать обучающие задачи: счет или  чтение слов, или другие игры, знакомые детям,  вызывают положительные эмоции, а значит, и удерживают внимание.

     Не надо спешить двигаться вперед. Задания должны быть интересны для детей, но не разнообразны. Лучше повторять их, меняя цвета, расположения рисунков.

      Урок  целесообразней делить на три части.

 Начинать урок желательно с  зарядки для рук или упражнения со стихами для пальцев. Эти упражнения стимулируют активность произвольного внимания.  Вторая часть – обучающая. В это время педагог объясняет детям новый материал, дети вместе выполняют задания, отвечают на вопросы педагога, выходят к доске. В третьей части дети выполняют самостоятельно на листочках задание. На первых этапах задания самые простые, связанные с интересами детей, дорисовать хвостик мышке, колесико машинке, ушко зайчику и т.д. Постепенно основная  доля урока увеличивается, задания усложняются,  в конце учебного года  урок может длиться 30—35 минут.

     Если  дети быстро устали, изменилось поведение, надо дать сигнал и закончить урок. Не страшно если урок длился 3 мин. Тогда дети не чувствуют своей не состоятельности. У них не возникает отрицательных переживаний в связи с учебной деятельностью.

      

 Список используемой литературы:

  1. А.А. Цыганок – Понимание причин нарушения – путь к коррекции. Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно игровых занятий.

2. Н.Л . Моргун  - Подготовка к обучению в школе.

3. С. Д. Забрамная, Т. Н. Исаева -  Изучаем обучая.

4. Из опыта работы учителя-дефектолога  О.С Евтушенко.