Пасичник Е.А.
Комплексный и системный подход к решению проблем, связанных с речевыми нарушениями у дошкольников, является основой для взаимодействия специалистов. Современный взгляд на проблему помощи детям с тяжелыми нарушениями речи, особыми потребностями и ограниченными возможностями здоровья и развития предполагает именно целостный комплекс организации психолого-педагогической работы всеми специалистами междисциплинарного взаимодействия. Включение ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития и здоровья в инклюзивную группу детского сада является чрезвычайно актуальной проблемой.
Очевидно, что такие дети нуждаются в особых психологических и коррекционно-педагогических условиях развития и обучения, предусматривающих сопровождение специалистами в дошкольном учреждении. Однако в рамках создания этих условий первоочередным становится вопрос о ходе первоначальной адаптации таких детей к ДОУ. Ведь не редко такие дети имеют и эмоциональные особенности (повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения), которые порой становятся очень серьезным препятствием для полноценного включения ребенка в группу. Это задача, которую можно осуществить только поступательно и с помощью взрослого.
Речь идет о выстраивании стратегии индивидуальной психолого-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, всех специалистов в едином коммуникативно-ориентированном алгоритме с использованием «средового» подхода. Под средовым подходом понимается создание цепочки развивающих, коммуникативно-познавательных сред, способствующих пробуждению собственной активности ребенка и расширению его социально-адаптивных возможностей. Сама среда понимается как «система устойчивых пространственно-временных эмоциональных и социальных отношений, задаваемых людьми с целью развертывания того или иного смысла». Так, индивидуальные занятия и с учителем - логопедом, и с педагогом - психологом, а также занятия в подгруппах с несколькими специалистами и со всей группой в кругу, так же как и другие виды организованной деятельности в саду, ‒ все это может рассматриваться как «среда отношений» для решения смысловых жизненных задач.
Психолого-педагогическая работа команды специалистов (педагога-психолога, учителей-логопедов) нашего детского сада МБДОУ ЦРР – детский сад №45 была специальным образом организована как коммуникативная среда разворачивания значимых смысловых отношений для адаптации к ДОУ детей с тяжелыми нарушениями речи, особенностями эмоционально-волевой сферы в сочетании с другими множественными нарушениями здоровья и развития.
В логопедических группах нашего дошкольного образовательного учреждения коррекционную работу мы определили строгой, продуманной системой, суть которой заключается в тесном взаимодействии всех педагогов детского сада, всего воспитательно-образовательного процесса, всей жизни и деятельности детей. А именно создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями, разработку интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики, организацию коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка в соответствии с новыми федеральными государственными требованиями.
Практический опыт показывает, что помимо речевой патологии, дошкольникам свойственны также и другие нарушения в развитии психической сферы. Вместе они образуют сложный психологический профиль в психическом и познавательном развитии детей. Поэтому для успешной коррекции требуется согласованность действий логопеда и других специалистов.
Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в ДОУ, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе психолога, логопеда и других специалистов детского сада.
В МБДОУ ЦРР – детский сад №45 функционируют 14 групп, из них 3 логопедические, которые посещают дети, начиная со старшей группы. В группах имеются воспитанники, имеющие нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, нарушения эмоциональной сферы и поведения. Помимо воспитателей, в группах работают учителя-логопеды, педагог-психолог, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, инструктор по плаванию, хореограф и педагоги дополнительного образования. Все эти категории педагогов проводят занятия с детьми логопедических групп. Для того чтобы процесс коррекционно-воспитательной работы был более успешным, было решено скоординировать свои действия и объединить их.
На ПМПк специалистов нашего ДОУ были намечены три основных направления психолого-педагогической работы в русле «средового» подхода:
1. Формирование положительного пространственно-временного стереотипа взаимодействия с взрослым на основе пробуждения собственной активности ребенка. 2. Формирование значимых отношений с взрослым в структурированной среде. 3. Формирование взаимодействия со сверстниками в инклюзивной группе детского сада.
Взаимодействие в работе начинается с психолого-педагогического обследования, которое проводится логопедами и психологом ДОУ. Задача обследования – определить уровень общего и речевого развития каждого ребенка. Другие специалисты детского сада проводят свои комплексные обследования развития детей и на заседаниях круглого стола нами обсуждаются результаты диагностик, а затем мы приступаем к планированию коррекционной работы.
В системе планирования выбран принцип понедельного изучения лексических тем, которого придерживаются все специалисты ДОУ. Решая общие задачи, ни тот, ни другой не подменяют друг друга, каждому из них предоставляется свобода выбора и разработки приемов и методов проведения занятий.
Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, создавая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых навыков. Например, если запланирована тема «Осень. Перелетные птицы», то воспитатель проводит познавательное занятие, лепку или рисование по этой теме, дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, беседы, наблюдения, знакомит детей с произведениями художественной литературы по данной тематике. А учитель-логопед на этом же материале отрабатывает правильное звукопроизношение, развивает грамматическую сторону речи, работает над развитием связной речи.
Педагог-психолог ведет коррекцию основных психических процессов, снятие тревожности, эмоционального напряжения. Игры и задания он также проводит в соответствии с данной темой.
Один раз в месяц педагог-психолог и учитель-логопед проводят совместную интегрированную деятельность по определенной лексической теме.
Музыкальный руководитель проводит педагогическую диагностику, на занятиях ведет работу по развитию мелкой моторики рук, логоритмику, музыкально-речевые игры на активизацию внимания, воспитание музыкального ритма, ориентировку в пространстве, а также закрепление лексических тем, что благоприятно влияет на формирование речевых функций у дошкольников логопедических групп.
Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Поэтому необходимо уделять серьезное внимание физической культуре. Инструктор по физкультуре в нашем детском саду так же проводит диагностику и развивает двигательную активность с помощью подвижных игр разной сложности, совершенствует моторные и формирует игровые навыки, совершенствует просодические компоненты речи.
Результативность и эффективность нашей работы отслеживается в сравнительном анализе диагностик всех специалистов в начале и в конце учебного года.
И, конечно же, главную роль в жизни ребенка играет его семья — терпение и влияние, совместные, объединенные усилия родителей и педагога. Поэтому одним из актуальных методов психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи является обучение и консультация родителей с целью регулирования взаимоотношений в семье, поддержка ребенка и организация помощи. Семинары-практикумы, совместные развлечения, детско-родительские проекты позволяют ознакомить родителей с различными игровыми приемами, которые направлены на развитие речи, эмоциональной, умственной и двигательной сферы, стимулируют у них мотивированное отношение к коррекционной работе с детьми.
Таким образом: Только тесный, системный подход в работе всех специалистов, может способствовать устранению различных проблем в дошкольном возрасте, а значит, и обеспечит полноценную подготовку к школьному обучению.