Программа повышения квалификации для классных руководителей
Образование в качестве института социализации выполняет функцию передачи культурных и интеллектуальных ценностей от одного поколения к другому. Формирование новых ценностей и моделей поведения особенно актуально в периоды социально-экономических преобразований, возникновения и обострения ряда серьезных социальных проблем.
Каждому человеку присуща индивидуальная специфическая иерархия личностных ценностей, которые служат связующим звеном между общественным и индивидуальным бытием.
Ценности и нормы составляют единую систему, регулирующую поведение людей и групп в обществе. Они во многом определяют мотивы и поступки людей, их представления об идеальных моделях поведения и идеальных конечных целях. В них находят отражение цели, которые движут человеком, и соответствующие способы их достижения.
Учителя, классные руководители, школьные психологи, социальные педагоги, методисты системы образования – специалисты, работающие над новым содержанием образования в средней школе и непосредственно взаимодействующие с подростками, - нуждаются в информации о психологических особенностях сегодняшних учеников.
В современных социальных условиях учителям чрезвычайно трудно понимать и поддерживать своих учеников. Новое поколение значительно отличается от предыдущих. Непонимание учеников и следующее за этим отчуждение - распространенное явление.
Школа и семья, образующие социальную среду подростка, как правило, не занимаются выстраиванием индивидуальной стратегии взаимодействия личности с собой и миром, а порой и не имеют четкого представления об этом процессе. Семья формирует внешние социально-приемлемые формы поведения ребенка, а школа занимается преимущественно интеллектуальным развитием. Между тем именно эти два социальных института, ответственные за трансляцию норм и ценностей, демонстрируют дефицит конструктивного и партнерского диалога с подростком.
Предлагаемая программа позволяет расширить представления педагогов о типичных трудностях современных подростков, получить информацию об особенностях их отношения к себе, миру и своим проблемам, преодолеть психолого-педагогический дуализм в отношении развивающейся личности.
Программа способствует конструктивной реализации стратегии познавательной деятельности учащихся, осуществляя поддержку детей и подростков в период решения ими важнейших возрастных задач.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Предлагаемая программа базируется на мировоззрении, рассматривающим процесс гуманизации жизни общества как принятие в качестве абсолютной ценности человека - « меры всех вещей».
Данная ценность объединяет в себе равенство двух компонентов: ценность другого человека и ценность своего «Я», и проявляется в двух взаимосвязанных планах: в самосознании и в сфере отношений с другими людьми.
Позиция, при которой человек осознает себя как безусловную ценность, обеспечивает ему активность: когнитивную, эмоциональную, оценочно-волевую, мотивационную, поведенческую.
Программа знакомит с особенностями когнитивного компонента активности личности, который направлен на создание позитивного образа своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости.
Слушатели знакомятся с влиянием эмоционального компонента на формирование самоуважения.
Изучая оценочно-волевой компонент, у слушателей формируются навыки взаимодействия с учащимися, умение завоевать авторитет, добиться признания, при этом, повысив не только собственную самооценку, но и самооценку учащихся.
Мотивационный компонент выражается в стремлении к осознанному выбору определенной линии поведения, в понимании ответственности за последствия своего выбора.
Поведенческий компонент характеризует внешнюю сторону активности, ее проявление в ситуациях взаимодействия в системе «учитель-ученик».
ЛИТЕРАТУРА
1.Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. Вопросы психологии. 1991, №4
2.Адлер А. Наука жить.Пер с нем.,1997
3.Актуальные проблемы психологии детского возраста. Под ред. Л.С. Цветковой М.2001
4.Веккер Л.М. Психика и реальность.М.2000
5.Джонсон Р.Она.Глубинные аспекты женской психологии.М.1996
6.Джонсон Р.Он. Глубинные аспекты мужской психологии.М.1996
7.Дружинин В.Н.Психология семьи.М.,1996
8.Елизаров С.Г. Структура ценностных ориентаций старшеклассников, 3-й Съезд Общества психологов.СПб., 2003
9.КоростылеваЛ.А. Психология самореализации личности.СПб., 2000
10.Крайг Г. Психология развития. СПб.,2002
11.Куприянчик Л.Л. Психология любви.Донецк,1998
12.Леви Д.А.Семейная психотерапия: история, теория и практика.,СПб,1993
13.Навайтис Г. Семья в психологической консультации.М. Воронеж.,1999
14. Личность Г. Личность в психологии.М.Ювента, 1998
15.Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых.М. 2006
16.Регуш Л.А. Психология современного подростка М.2007
17.Сатир В. Как строить себя и свою семью.М, Педагогика-пресс, 1992
18.Скиннер Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть.,М.1995
19.Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. М.1996
20.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2000
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
дополнительной профессиональной образовательной программы
Методы эффективной коммуникации в системе «учитель-ученик»
Цели программы:
1.Повышение уровня знаний педагогов о проблемах конструктивного взаимодействия с детьми в условиях образовательного учреждения.
2.Формирование представлений о факторах успешности в системе «учитель-ученик».
3.Развитие коммуникативных навыков в реализации различных педагогических аспектов образовательной деятельности.
Задачи программы:
1.Ознакомление слушателей с моделью ценностных оснований образовательной системы.
2.Анализ декларируемых и реальных ценностей и традиций, присущих образовательному учреждению.
3.Ознакомление с основными компонентами процесса гуманизации образовательной среды.
Формы и методы работы:
Для реализации данной программы используются методы, базирующиеся на проблемно-ориентированной и личностно-ориентированной психологии и психокоррекции.
Основными формами работы являются лекционные и практические занятия.
Категория слушателей: классные руководители, педагоги образовательных учреждений Красногорского муниципального района
Срок (объем) обучения: 36 академических часов
Форма обучения: Обучение очное без отрыва от работы
Режим занятий: 6 академических часов в день, 6 занятий, зачетное занятие - круглый стол.
п/п
|
Наименование раздела
|
всего часов |
в том числе |
форма контроля |
||
лекции |
практические занятия
|
выездные занятия |
||||
1 |
Состояние современной образовательной среды и основные проблемы ее функционирования |
4
|
4
|
- |
- |
|
1.1 |
Основные противоречия между предписывающими и наглядными нормами поведения в процессе социализации учащихся |
2 |
2 |
- |
- |
|
1.2 |
Психотравмирующие ситуации в образовательном процессе |
2 |
2 |
- |
- |
|
2 |
Основные направления развития образовательной среды в контексте гуманизации жизни общества |
7 |
5 |
2 |
- |
|
2.1 |
Понятие о личности и ее структуре |
2 |
1 |
1 |
- |
|
2.2 |
Устойчивость и изменчивость личности. Социальные роли. Личность и общение |
2 |
2 |
- |
- |
|
2.3 |
Потребности. Интересы. Склонности. Способности |
3 |
2 |
1 |
- |
|
3 |
Эмоциональный мир личности |
8 |
5 |
3 |
- |
|
3.1 |
Понятие о эмоциях и чувствах. Стресс и фрустрация. Физиологические основы эмоций. |
4 |
2 |
2 |
- |
|
3.2 |
Внешние выражения эмоций. Основные классификации эмоций. Индивидуальные различия в эмоциональной жизни. |
2 |
1 |
1 |
- |
|
3.3 |
Виды эмоциональных состояний. Аффекты. Характер и темперамент личности |
2 |
2 |
- |
- |
|
4 |
Познавательная деятельность личности |
6 |
5 |
1 |
- |
|
4.1 |
Целостность и единство психической жизни человека |
2 |
2 |
- |
- |
|
4.2 |
Понятие о памяти. Качества памяти. Виды памяти. Память и личность |
2 |
1 |
1 |
- |
|
4.3 |
Понятие о мышлении и воображении. Процессы аналитико-синтетической мыслительной деятельности. Моральные понятия |
2 |
2 |
- |
- |
|
5 |
Методы эффективной коммуникации в системе «учитель-ученик» |
8 |
6 |
2 |
- |
|
5.1 |
Основные компоненты активности личности. Когнитивный компонент |
3 |
3 |
- |
- |
|
5.2
|
Эмоциональный компонент. Оценочно-волевой компонент. |
3 |
1 |
2 |
- |
|
5.3 |
Мотивационный и поведенческий компоненты |
2 |
2 |
- |
- |
|
6. |
Круглый стол |
3 |
- |
3 |
- |
|
|
Итого: |
36 |
25 |
11 |
- |
зачет |
Автор: педагог-психолог Центра "Созвездие" Попова Светлана Ильинична