• Научно-методическая работа

    Научно-методическая работа Центра

    подробнее
  • Школьное отделение

    Начальное общее образование для детей с ограниченными возможностями здоровья

    подробнее
  • Коррекционное отделение

    Диагностическая и коррекционная работа

    подробнее
  • Наши специалисты

    Лучшее, что есть у нас – это наши специалисты!.

    подробнее
  • Ресурсный центр инклюз. и спец. образования

    Информация об инклюзивном и специальном образовании

    подробнее

Методы эффективной коммуникации в системе «учитель-ученик»

Программа повышения квалификации для классных руководителей

пОбразование в качестве института социализации выполняет функцию передачи культурных и интеллектуальных ценностей от одного поколения к другому. Формирование новых ценностей и моделей поведения особенно актуально в периоды социально-экономических преобразований, возникновения и обострения ряда серьезных социальных проблем.

Каждому человеку присуща индивидуальная специфическая иерархия личностных ценностей, которые служат связующим звеном между общественным и индивидуальным бытием.

Ценности и нормы составляют единую систему, регулирующую поведение людей и групп в обществе. Они во многом определяют мотивы и поступки людей, их представления об идеальных моделях поведения и идеальных конечных целях. В них находят отражение цели, которые движут человеком, и соответствующие способы их достижения.

 Учителя, классные руководители, школьные психологи, социальные педагоги, методисты системы образования – специалисты, работающие над новым содержанием образования в средней школе и непосредственно взаимодействующие с подростками, - нуждаются в информации о психологических особенностях сегодняшних учеников.

В современных социальных условиях учителям чрезвычайно трудно понимать и поддерживать своих учеников. Новое поколение значительно отличается от предыдущих. Непонимание  учеников и следующее за этим отчуждение  - распространенное явление.

Школа и семья, образующие социальную среду подростка, как правило, не занимаются выстраиванием индивидуальной стратегии взаимодействия личности с собой и миром, а порой и не имеют четкого представления об этом процессе. Семья формирует внешние социально-приемлемые формы поведения ребенка, а школа занимается преимущественно интеллектуальным развитием. Между тем именно эти два социальных института, ответственные за трансляцию норм и ценностей, демонстрируют дефицит конструктивного и партнерского диалога с подростком.

Предлагаемая программа позволяет расширить представления педагогов о типичных трудностях современных подростков, получить  информацию об особенностях их отношения к себе, миру и своим проблемам, преодолеть психолого-педагогический дуализм в отношении развивающейся личности.

Программа способствует конструктивной реализации стратегии познавательной деятельности учащихся, осуществляя поддержку детей и подростков в период решения ими важнейших возрастных задач.

     СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 Предлагаемая программа базируется на мировоззрении,  рассматривающим процесс гуманизации жизни общества как принятие в качестве абсолютной ценности  человека - « меры всех вещей».

Данная ценность объединяет в себе равенство двух компонентов: ценность другого человека и ценность своего  «Я», и  проявляется в двух взаимосвязанных планах: в самосознании и в сфере отношений с другими людьми.

Позиция, при которой человек осознает себя как безусловную ценность, обеспечивает ему активность: когнитивную, эмоциональную, оценочно-волевую, мотивационную, поведенческую.

Программа знакомит с особенностями когнитивного компонента активности личности, который направлен на создание позитивного образа своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости.

Слушатели знакомятся с влиянием эмоционального компонента на формирование самоуважения.

Изучая оценочно-волевой компонент, у слушателей формируются навыки взаимодействия с учащимися, умение завоевать авторитет, добиться признания, при этом, повысив не только собственную самооценку, но и самооценку учащихся.

Мотивационный компонент выражается в стремлении  к осознанному выбору определенной линии поведения, в понимании ответственности за последствия своего выбора.

Поведенческий компонент характеризует внешнюю сторону активности, ее проявление в ситуациях взаимодействия в системе «учитель-ученик».

 ЛИТЕРАТУРА

 1.Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины.              Вопросы психологии. 1991, №4

2.Адлер А. Наука жить.Пер с нем.,1997

3.Актуальные проблемы психологии детского возраста. Под ред. Л.С. Цветковой    М.2001

4.Веккер Л.М. Психика и реальность.М.2000

5.Джонсон Р.Она.Глубинные аспекты женской психологии.М.1996

6.Джонсон Р.Он. Глубинные аспекты мужской психологии.М.1996

7.Дружинин В.Н.Психология семьи.М.,1996

8.Елизаров С.Г. Структура ценностных ориентаций старшеклассников, 3-й Съезд Общества психологов.СПб., 2003

9.КоростылеваЛ.А. Психология самореализации личности.СПб., 2000

10.Крайг Г. Психология развития. СПб.,2002

11.Куприянчик Л.Л. Психология любви.Донецк,1998

12.Леви Д.А.Семейная психотерапия: история, теория и практика.,СПб,1993

13.Навайтис Г. Семья в психологической консультации.М. Воронеж.,1999

14. Личность Г. Личность в психологии.М.Ювента, 1998

15.Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых.М. 2006

16.Регуш Л.А. Психология современного подростка М.2007

17.Сатир В. Как строить себя и свою семью.М, Педагогика-пресс, 1992

18.Скиннер Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть.,М.1995

19.Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. М.1996

20.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2000

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

дополнительной профессиональной образовательной программы

Методы эффективной коммуникации в системе «учитель-ученик»

Цели программы:

1.Повышение уровня знаний педагогов о проблемах конструктивного взаимодействия с детьми в условиях образовательного учреждения.

2.Формирование представлений о факторах успешности в системе «учитель-ученик».

3.Развитие коммуникативных навыков в реализации различных педагогических аспектов  образовательной деятельности.

 Задачи программы:

1.Ознакомление слушателей с моделью ценностных оснований образовательной системы.

2.Анализ декларируемых и реальных ценностей и традиций, присущих образовательному учреждению.

3.Ознакомление с основными компонентами процесса гуманизации образовательной среды.

Формы и методы работы:

   Для реализации данной программы используются методы, базирующиеся на проблемно-ориентированной и личностно-ориентированной  психологии и психокоррекции.

Основными формами работы являются лекционные и практические занятия.

Категория слушателей: классные руководители,  педагоги образовательных учреждений Красногорского муниципального района

 Срок (объем) обучения: 36 академических часов

 Форма обучения: Обучение очное без отрыва от работы

 Режим занятий: 6 академических часов в день, 6 занятий, зачетное занятие - круглый стол.  

 п/п

 

 

 

 

Наименование раздела

 

всего часов

в том числе

 

 

форма

контроля

лекции

практические занятия

 

выездные занятия

1

Состояние современной образовательной среды и основные проблемы ее функционирования

 

4

 

 

4

 

-

-

 

1.1

Основные противоречия между предписывающими и наглядными нормами поведения в процессе социализации учащихся

2

2

-

-

 

1.2

Психотравмирующие ситуации в образовательном процессе

2

2

-

-

 

2

Основные направления развития образовательной среды в контексте гуманизации жизни общества

7

5

2

-

 

2.1

Понятие о личности и ее структуре

2

1

1

-

 

2.2

Устойчивость и изменчивость личности. Социальные роли. Личность и общение

2

2

-

-

 

 

2.3

Потребности. Интересы. Склонности. Способности

3

2

1

-

 

3

Эмоциональный мир личности

8

5

3

-

 

3.1

Понятие о эмоциях и чувствах. Стресс и фрустрация. Физиологические основы эмоций.

4

2

2

-

 

3.2

Внешние выражения эмоций. Основные классификации эмоций. Индивидуальные различия в эмоциональной жизни.

2

1

1

-

 

3.3

Виды эмоциональных состояний. Аффекты. Характер и темперамент личности

2

2

-

-

 

4

Познавательная деятельность личности

6

5

1

-

 

4.1

Целостность и единство психической жизни человека

2

2

-

-

 

4.2

Понятие о памяти. Качества памяти. Виды памяти. Память и личность

2

1

1

-

 

4.3

Понятие о мышлении и воображении. Процессы аналитико-синтетической мыслительной деятельности. Моральные понятия

2

2

-

-

 

5

Методы эффективной коммуникации в системе «учитель-ученик»

8

6

2

-

 

5.1

Основные компоненты активности личности.

Когнитивный компонент

3

3

-

-

 

5.2

 

Эмоциональный компонент.  Оценочно-волевой компонент.

3

1

2

-

 

5.3

Мотивационный и  поведенческий компоненты

2

2

-

-

 

6.

Круглый стол

3

-

3

-

 

 

                                                   Итого:

36

25

11

-

зачет

Автор: педагог-психолог Центра "Созвездие" Попова Светлана Ильинична