• Отделение профессионально-трудовой адаптации и профессионального обучения

    Во исполнение поручения Президента Российской Федерации по вопросам создания современных условий для развития и самореализации детей в процессе обучения и воспитания в общеобразовательных организациях МБОУ «Образовательный центр «Созвездие» реализует программы профессионального обучения. Обучение проводится БЕСПЛАТНО. К освоению программ профессионального обучения допускаются лица различного возраста, в том числе не имеющие основного общего или среднего общего образования, включая…

    подробнее
  • Научно-методическая работа

    Научно-методическая работа Центра

    подробнее
  • Школьное отделение

    Начальное общее образование для детей с ограниченными возможностями здоровья

    подробнее
  • Коррекционное отделение

    Диагностическая и коррекционная работа

    подробнее
  • Ресурсный центр инклюз. и спец. образования

    Информация об инклюзивном и специальном образовании

    подробнее

Программа мероприятий, направленных на профилактику употребления ПАВ и формирование мотивации молодого поколения к ведению здорового образа жизни

о

 Проблема злоупотреблением психоактивных веществ (ПАВ) среди молодежи остро стоит в современном обществе, имеет тенденцию  к утяжелению в последние годы. Эксперты отмечают рост наркомании и токсикоманий в детско-подростковой популяции со сдвигом показателей злоупотребления ПАВ в младшие возрастные группы.  Происходит неуклонное "омоложение" современной российской наркомании, которой в детско-подростковом возрасте предшествует ранняя алкоголизация. Важно отметить, что проблема злоупотребления ПАВ остро стоит не только в отношении популяции подростков, склонных к девиантному поведению. ПАВ плотно вошли в арсенал молодежной субкультуры в целом. Ранняя наркотизация и формирование зависимости у подростков влечет за собой снижение социальной роли, нарушение личностного роста, разрушение ценностных ориентаций, семейных отношений подростка, в конечном итоге ставит под сомнение возможность формирования полноценной личности.  

Изложенные факты подчеркивают высокую степень важности проведения мероприятий, направленных на профилактику употребления ПАВ и формирование мотивации молодого поколения к ведению здорового образа жизни.

Кроме того, психологическая работа с подростками оправдана самими особенностями рассматриваемого возрастного периода. Это период, когда все перестраивается и перекраивается, когда рушится все старое и строится новое. Социальная  ситуация развития  в  подростковом  периоде     характеризуется  сменой ведущей  учебной  деятельности   предшествующего   периода деятельностью, направленной на определение своего  места в мире взрослых и сверстников, на свое социальное самоопределение.  Существенные изменения происходят в эмоционально-личностной сфере подростка, он испытывает потребность в построении собственного “Я”,  формировании навыков взаимодействия с собой и со своими чувствами, решении личностных проблем, отстаивании своего выбора и границ.

 В целях профилактики в обозначенных выше проблемных областях нам представляется целесообразной реализация следующего комплекса программ: Программа предупреждения злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами; Программа развития эмоциональной компетентности подростков; Программа развития самосознания подростков, принятия ответственности за свою жизнь; Программа развития коммуникативной компетентности подростков.

 Общие цели мероприятий 

  • Профилактика употребления употребления наркотиков и других психоактивных веществ
  • Гармонизация психического развития подростков
  • Социально-психологичская адаптация подростков к окружающей их действительности

 Общие задачи мероприятий 

  • Знакомство подростков с объективной и достоверной информацией о наркотиках и других видах психоактивных веществ, характере их влияния на организм человека, последствиях злоупотребления, зависимости от ПАВ
  • Развитие представлений подростков о себе, их эмоциональной, личностной и коммуникативной компетентности
  • Помощь в решении личностных и социальных проблем подростков, которые часто являются причинами различных форм  социально-психологической дезадаптации
  • Помощь в осознании форм собственного поведения
  • Развитие личностных ресурсов и стратегий с целью адаптации к требованиям среды

 Основные мишени (предмет) психолого-коррекционного воздействия 

  1. Девиантная мотивация (стимулирование позитивной мотивации)
  2. Эмоциональные проблемы/неадаптивные эмоциональные состояния (агрессия, депрессия, тревожность)
  3. Саморегуляция (регуляция произвольных действий - целеполагание, планирование, оценка и самоконтроль; развитие способности к саморефлексии, повышение самооценки)
  4. Коррекция последствий негативно-девиантного социального опыта (дезадаптивных поведенческих стереотипов, подкрепляемых социальными условиями, обогащение опыта подростков позитивными навыками) 

Принципы построения программ 

Представленные ниже программы, входящие в комплекс мероприятий по групповой работе с подростками построены по следующим основным принципам.

  • Личностная ориентированность подхода
  • Многофакторность воздействия на личность и ок­ружающую ее социальную среду
  • Включение в программу представителей социальных сетей учителей, актива школы и родителей
  • Формирование группы подростков, которые в буду­щем смогли бы выполнять социально — поддержи­вающие и обучающие здоровому поведению функ­ции, а также организовывать новые родительские группы для участия в программе
  • Добровольность участия в программе и конфиден­циальность сведений о ее участниках

Каждая из программ включает в себя следующие три компонента:

1)    Образовательный (расширение представлений участников группы о рассматриваемых феноменах; например, знание о себе, понимание своих чувств, эмоций, знание о возможных способах работы с ними, заботы о себе)

2)    Психологический (психологическая коррекция определенных особенностей личности, психологическая поддержка, принятие)

3)    Социальный (помощь в социальной адаптации подростка, овладении навыками общения, решения проблем)

 Методы

 Для реализации программ используются методы, базирующиеся на различных теоретических подходах: поведенческая, когнитивная, телесно-ориентированная терапия, техники глубинно-психологически ориентированной психотерапии, символдрамы (кататимно-имагинативной психотерапии), арт-терапии, гештальт-терапии.

Основными формами работы являются групповая психотерапия, тренинговые занятия (поведенческие, личностные, коммуникативные), дискуссии, мозговые штурмы, беседы, ролевые игры, элементы индивидуального и семейного консультирования и психотерапии.

 Ожидаемые результаты

 Уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психоактивных веществ среди подростков.

  • Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков.
  • Развитие эмоциональной, личностной и коммуникативной компетентности подростков, способствующие гармонизации их личностного развития и социальной адаптации. 

Описание и календарно-тематическое планирование программ 

1. Программа предупреждения злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами

 Цели программы 

  • Снизить у подростков потребность в употреблении наркотиков и других психоактивных веществ;
  • Развить у подростков навыки конструктивного по­ведения, способствуюшие их адаптации, социальной интеграции, психическому и физическому здоровью.

 Задачи программы 

  • Помочь подросткам освоить активные копинг-стратегии путем обучения социальным навыкам, а так­же способам преодоления стресса;
  • Способствовать развитию и совершенствованию ре­сурсов личности и среды путем формирования по­зитивной Я-концепции; когнитивного компонента поведения и оценки; повышения эффективности социально-поддерживающих отношений; умения воспринимать поддержку; развития змпатии (уме­ния сочувствовать и понимать другого), интерваль­ного локуса контроля (умения принимать на себя ответственность за собственную жизнь) и других копинг-ресурсов, являющихся психологическими факторами адаптации и устойчивости к стрессу.

 Программа представляет собой комплекс групповых занятий с подростками в возрасте от 12 до 18 лет, направленных на аффективное и интерперсональное обучение посредством развития Я-концепции, осознания своих чувств, ощущений, отношений с другими людьми, обучения навыкам принятия решений, коммуникативной компетенции.

Программа рассчитана на 34 академических часа, состоит из 17 групповых встреч длительностью по 2 академических часа каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Основная форма работы — групповая, предполага­ющая развитие внутригрупповых процессов взаимодей­ствия. При работе с подростками группы риска социально-психологической дезадаптации и различных форм девиантного поведения в программу обязательно должны быть включе­ны индивидуальные формы работы с ними и их семьями. 

 

 

Тема

Количество акад. часов (встреч)

1

Знакомство, представление программы. Установление правил работы в группе. Установление доверительных, поддерживающих отношений в группе.

2 (1)

2

Жизненные навык, стратегии преодоления трудностей и проблем. Общая вводная дискуссия, ролевые игры.

2 (1)

3

Развитие копинг-стратегий. Стратегия разрешения проблем, тренинг навыков проблеморазрешающего поведения.

6 (3)

4

Развитие копинг-стратегии «Поиск социальной поддержки». Тренинг навыков социально-поддерживающего поведения (поиск, восприятие и оказание социальной поддержки). 

6 (3)

5

Тренинг разрешения проблем и принятия решений

4 (2)

6

Развитие Я-концепции. Тренинг навыков самоэффективности и самоконтроля.

4 (2)

7

Развитие эмпатии, аффилиации, коммуникативной и социальной компетентности. Тренинг коммуникативных навыков.

4 (2)

8

Наркотики и другие психоактивные вещества - проблематика в современном обществе, роль в молодежной субкультуре.

2 (1)

9

Развитие личностного контроля над ситуацией. Тренинг навыков противодействия давлению среды.

2 (1)

10

Подведение итогов программы. Постановка целей на будущее.

2 (1)

 2. Программа развития эмоциональной компетентности подростков

 Программа рассчитана на подростков в возрасте от 14 до 18 лет.

 Цель программы - развитие эмоциональной компетентности подростков в целом. Частными задачами программы являются обогащение представлений подростков о мире эмоций и чувств, способов из проявлений, осознание своих чувств, ощущений, проработка способов совладения с основными эмоциональными трудностями.

Программа рассчитана на 28 академических часов, состоит из 14 групповых встреч длительностью по 2 академических часа каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Форма работы — групповая. По запросу участников группы возможно дополнительное проведение индивидуальной работы. 

 

 

Тема

Количество акад. часов (встреч)

1

Знакомство, представление программы. Установление правил работы в группе. Установление доверительных, поддерживающих отношений в группе, формирование атмосферы принятия. Анализ запроса участников программы.

4 (2)

3

Эмоции и чувства, их роль в жизни человека. Сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Формирование умения осознавать, что со мной происходит, анализировать собственное состояние. Эмоциональное напряжение. Способы разрядки.

2 (1)

2

Агрессия. Приемлемость агрессивного поведения в социуме. Конструктивная и деструктивная агрессия. Адаптивные способы проявления агрессии. Отстаивание собственной позиции, защита границ собственной личности.

6 (3)

3

Тревожность. Депрессия. Чувство вины. Неуверенность в себе. Принятие своих эмоций. Развитие навыков совладания с негативными эмоциональными состояниями. Стимулирование позитивного отношения к событиям жизни.

4 (2)

4

Страхи и опасения. Принятие, толерантное отношение. Способы преодоления и совладания.

2 (1)

5

Позитивные эмоции в жизни человека. Способы получения удовольствия.

2 (1)

5

Ожидания от будущего. Возможные опасения и позитивная картина будущего. Временная перспектива и эмоциональное благополучие личности.

4 (2)

6

Подведение итогов программы. Конвенциональные нормы и свобода эмоциональных проявлений личности. Эмоциональная компетентность.

4 (2)

 3. Программа развития самосознания подростков, принятия ответственности за свою жизнь

 Программа рассчитана на подростков в возрасте от 14 до 18 лет.

 Цель программы - развитие ответственного отношения подростков к своей жизни. Задачи программы - обогащение представлений подростков о собственной личности, индивидуальности, осознание ее уникальности и ценности, развитие адекватного уровня самооценки, самопринятия, формулирование понятия границ личности, прав и свобод личности во взаимоотношениях с окружающими, принятие ответственности за собственную (настоящую и будущую) жизнь, развитие навыков временного планирования, перспективного целеполагания, способов самореализации.

Программа рассчитана на 26 академических часов, состоит из 13 групповых встреч длительностью по 2 академических часа каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Форма работы — групповая. По запросу участников группы возможно дополнительное проведение индивидуальной работы. 

 

 

Тема

Количество акад. часов (встреч)

1

Знакомство, представление программы. Установление правил работы в группе. Установление доверительных, поддерживающих отношений в группе, формирование атмосферы принятия. Анализ запроса участников программы.

4 (2)

2

Личность. Представление о себе. Моя внешность и внутренний мир. Мои индивидуальные особенности.

2 (1)

3

Отношение к себе, самооценка, самопринятие. Ценность личности.

4 (2)

4

Моя личность и личность другого человека. Мои потребности и потребности окружающих. Понятие границ личности. Уважение другого человека.

4 (2)

5

Я и моя жизнь. Ценность моей жизни. Принятие ответственности за свою жизнь.

2 (1)

6

Временная перспектива личности. Мое прошлое, настоящее и будущее. Целеобразование. Построение планов на будущее.

4 (2)

7

Профессиональный выбор и самоопределение.

2 (1)

8

Развитие личности. Способы самореализации.

2 (1)

9

Завершение программы. Поведение итогов.

2 (1)

 4. Программа развития коммуникативной компетентности подростков 

Программа рассчитана на подростков в возрасте от 12 до 16 лет. 

Цель программы - развития коммуникативной компетентности подростков. Задачи программы - обогащение представлений подростков о человеке как социальном существе, развитие навыков взаимодействия со значимым окружением (ровесники, в т.ч., противоположного пола, родители и близкие, учителя), преодоления трудностей общения, формулирование понятий группового давления, проблемы выбора, формирование навыков выработки и отстаивания собственной позиции, совладания со стрессовыми ситуациями, осознание морали, нравственности, ценностных ориентаций личности как регуляторов социального поведения.

Программа рассчитана на 30 академических часов, состоит из 15 групповых встреч длительностью по 2 академических часа каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Форма работы — групповая. По запросу участников группы возможно дополнительное проведение индивидуальной работы. 

 

 

Тема

Количество акад. часов (встреч)

1

Знакомство, представление программы. Установление правил работы в группе. Установление доверительных, поддерживающих отношений в группе, формирование атмосферы принятия. Анализ запроса участников программы.

4 (2)

2

Человек как социальное существо. Общение. Навыки общения - проблемы и развитие способов эффективного взаимодействия с окружающими. Формирование навыков эмпатии, умения

принимать и оказывать поддержку, разрешения конфликтных ситуаций.

4 (2)

3

Самооценка и отношение к другому. Принятие себя и другого как личности.

2 (1)

4

Человек как сексуальное существо. Взаимоотношения между юношами и девушками.

4 (2)

5

Семья, отношения с родителями и близкими. Понятие здоровой семьи и её отличие от семьи дисфункциональной. Проблемы общения и взаимопонимания с близкими. Семейные традиции. Какой я вижу свою будущую семью.

2 (1)

6

Я и школа. Отношения и проблемы взаимодействия с учителями. Мои права и право учителя. Стимулирование мотивации конструктивного функционирования в школьной (учебной) среде.

2 (1)

7

Отношения со сверстниками. Групповое давления и принятие собственного решения. Навыки выражения и отстаивания собственного мнения, поиск компромиссов, умение противостоять групповому давлению. Понятие насилия и права защищать свои границы. Формирования навыков заботы о себе и защиты своего Я, границ личности.

4 (2)

8

Умение говорить “Нет”. Выбор и ответственность.

2 (1)

9

Стресс и способы совладания со стрессовой ситуацией.  Способы решения проблем, личностных сложностей. Проблемо-разрешающее поведение.

2 (1)

10

Мораль и нравственность. Смысл жизни и личностные ценности.

2 (1)

11

Подведение итогов программы. Завершение.

2 (1)

 

Авторы: директор МОУ ППМС  центра «Созвездие» Сюрин С.Н. при участии педагога-психолога Хмелевой М.Г.