Проблема злоупотреблением психоактивных веществ (ПАВ) среди молодежи остро стоит в современном обществе, имеет тенденцию к утяжелению в последние годы. Эксперты отмечают рост наркомании и токсикоманий в детско-подростковой популяции со сдвигом показателей злоупотребления ПАВ в младшие возрастные группы. Происходит неуклонное "омоложение" современной российской наркомании, которой в детско-подростковом возрасте предшествует ранняя алкоголизация. Важно отметить, что проблема злоупотребления ПАВ остро стоит не только в отношении популяции подростков, склонных к девиантному поведению. ПАВ плотно вошли в арсенал молодежной субкультуры в целом. Ранняя наркотизация и формирование зависимости у подростков влечет за собой снижение социальной роли, нарушение личностного роста, разрушение ценностных ориентаций, семейных отношений подростка, в конечном итоге ставит под сомнение возможность формирования полноценной личности.
Изложенные факты подчеркивают высокую степень важности проведения мероприятий, направленных на профилактику употребления ПАВ и формирование мотивации молодого поколения к ведению здорового образа жизни.
Кроме того, психологическая работа с подростками оправдана самими особенностями рассматриваемого возрастного периода. Это период, когда все перестраивается и перекраивается, когда рушится все старое и строится новое. Социальная ситуация развития в подростковом периоде характеризуется сменой ведущей учебной деятельности предшествующего периода деятельностью, направленной на определение своего места в мире взрослых и сверстников, на свое социальное самоопределение. Существенные изменения происходят в эмоционально-личностной сфере подростка, он испытывает потребность в построении собственного “Я”, формировании навыков взаимодействия с собой и со своими чувствами, решении личностных проблем, отстаивании своего выбора и границ.
В целях профилактики в обозначенных выше проблемных областях нам представляется целесообразной реализация следующего комплекса программ: Программа предупреждения злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами; Программа развития эмоциональной компетентности подростков; Программа развития самосознания подростков, принятия ответственности за свою жизнь; Программа развития коммуникативной компетентности подростков.
Общие цели мероприятий
- Профилактика употребления употребления наркотиков и других психоактивных веществ
- Гармонизация психического развития подростков
- Социально-психологичская адаптация подростков к окружающей их действительности
Общие задачи мероприятий
- Знакомство подростков с объективной и достоверной информацией о наркотиках и других видах психоактивных веществ, характере их влияния на организм человека, последствиях злоупотребления, зависимости от ПАВ
- Развитие представлений подростков о себе, их эмоциональной, личностной и коммуникативной компетентности
- Помощь в решении личностных и социальных проблем подростков, которые часто являются причинами различных форм социально-психологической дезадаптации
- Помощь в осознании форм собственного поведения
- Развитие личностных ресурсов и стратегий с целью адаптации к требованиям среды
Основные мишени (предмет) психолого-коррекционного воздействия
- Девиантная мотивация (стимулирование позитивной мотивации)
- Эмоциональные проблемы/неадаптивные эмоциональные состояния (агрессия, депрессия, тревожность)
- Саморегуляция (регуляция произвольных действий - целеполагание, планирование, оценка и самоконтроль; развитие способности к саморефлексии, повышение самооценки)
- Коррекция последствий негативно-девиантного социального опыта (дезадаптивных поведенческих стереотипов, подкрепляемых социальными условиями, обогащение опыта подростков позитивными навыками)
Принципы построения программ
Представленные ниже программы, входящие в комплекс мероприятий по групповой работе с подростками построены по следующим основным принципам.
- Личностная ориентированность подхода
- Многофакторность воздействия на личность и окружающую ее социальную среду
- Включение в программу представителей социальных сетей — учителей, актива школы и родителей
- Формирование группы подростков, которые в будущем смогли бы выполнять социально — поддерживающие и обучающие здоровому поведению функции, а также организовывать новые родительские группы для участия в программе
- Добровольность участия в программе и конфиденциальность сведений о ее участниках
Каждая из программ включает в себя следующие три компонента:
1) Образовательный (расширение представлений участников группы о рассматриваемых феноменах; например, знание о себе, понимание своих чувств, эмоций, знание о возможных способах работы с ними, заботы о себе)
2) Психологический (психологическая коррекция определенных особенностей личности, психологическая поддержка, принятие)
3) Социальный (помощь в социальной адаптации подростка, овладении навыками общения, решения проблем)
Методы
Для реализации программ используются методы, базирующиеся на различных теоретических подходах: поведенческая, когнитивная, телесно-ориентированная терапия, техники глубинно-психологически ориентированной психотерапии, символдрамы (кататимно-имагинативной психотерапии), арт-терапии, гештальт-терапии.
Основными формами работы являются групповая психотерапия, тренинговые занятия (поведенческие, личностные, коммуникативные), дискуссии, мозговые штурмы, беседы, ролевые игры, элементы индивидуального и семейного консультирования и психотерапии.
Ожидаемые результаты
Уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психоактивных веществ среди подростков.
- Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков.
- Развитие эмоциональной, личностной и коммуникативной компетентности подростков, способствующие гармонизации их личностного развития и социальной адаптации.
Описание и календарно-тематическое планирование программ
1. Программа предупреждения злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами
Цели программы
- Снизить у подростков потребность в употреблении наркотиков и других психоактивных веществ;
- Развить у подростков навыки конструктивного поведения, способствуюшие их адаптации, социальной интеграции, психическому и физическому здоровью.
Задачи программы
- Помочь подросткам освоить активные копинг-стратегии путем обучения социальным навыкам, а также способам преодоления стресса;
- Способствовать развитию и совершенствованию ресурсов личности и среды путем формирования позитивной Я-концепции; когнитивного компонента поведения и оценки; повышения эффективности социально-поддерживающих отношений; умения воспринимать поддержку; развития змпатии (умения сочувствовать и понимать другого), интервального локуса контроля (умения принимать на себя ответственность за собственную жизнь) и других копинг-ресурсов, являющихся психологическими факторами адаптации и устойчивости к стрессу.
Программа представляет собой комплекс групповых занятий с подростками в возрасте от 12 до 18 лет, направленных на аффективное и интерперсональное обучение посредством развития Я-концепции, осознания своих чувств, ощущений, отношений с другими людьми, обучения навыкам принятия решений, коммуникативной компетенции.
Программа рассчитана на 34 академических часа, состоит из 17 групповых встреч длительностью по 2 академических часа каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Основная форма работы — групповая, предполагающая развитие внутригрупповых процессов взаимодействия. При работе с подростками группы риска социально-психологической дезадаптации и различных форм девиантного поведения в программу обязательно должны быть включены индивидуальные формы работы с ними и их семьями.
№ |
Тема |
Количество акад. часов (встреч) |
1 |
Знакомство, представление программы. Установление правил работы в группе. Установление доверительных, поддерживающих отношений в группе. |
2 (1) |
2 |
Жизненные навык, стратегии преодоления трудностей и проблем. Общая вводная дискуссия, ролевые игры. |
2 (1) |
3 |
Развитие копинг-стратегий. Стратегия разрешения проблем, тренинг навыков проблеморазрешающего поведения. |
6 (3) |
4 |
Развитие копинг-стратегии «Поиск социальной поддержки». Тренинг навыков социально-поддерживающего поведения (поиск, восприятие и оказание социальной поддержки). |
6 (3) |
5 |
Тренинг разрешения проблем и принятия решений |
4 (2) |
6 |
Развитие Я-концепции. Тренинг навыков самоэффективности и самоконтроля. |
4 (2) |
7 |
Развитие эмпатии, аффилиации, коммуникативной и социальной компетентности. Тренинг коммуникативных навыков. |
4 (2) |
8 |
Наркотики и другие психоактивные вещества - проблематика в современном обществе, роль в молодежной субкультуре. |
2 (1) |
9 |
Развитие личностного контроля над ситуацией. Тренинг навыков противодействия давлению среды. |
2 (1) |
10 |
Подведение итогов программы. Постановка целей на будущее. |
2 (1) |
2. Программа развития эмоциональной компетентности подростков
Программа рассчитана на подростков в возрасте от 14 до 18 лет.
Цель программы - развитие эмоциональной компетентности подростков в целом. Частными задачами программы являются обогащение представлений подростков о мире эмоций и чувств, способов из проявлений, осознание своих чувств, ощущений, проработка способов совладения с основными эмоциональными трудностями.
Программа рассчитана на 28 академических часов, состоит из 14 групповых встреч длительностью по 2 академических часа каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Форма работы — групповая. По запросу участников группы возможно дополнительное проведение индивидуальной работы.
№ |
Тема |
Количество акад. часов (встреч) |
1 |
Знакомство, представление программы. Установление правил работы в группе. Установление доверительных, поддерживающих отношений в группе, формирование атмосферы принятия. Анализ запроса участников программы. |
4 (2) |
3 |
Эмоции и чувства, их роль в жизни человека. Сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Формирование умения осознавать, что со мной происходит, анализировать собственное состояние. Эмоциональное напряжение. Способы разрядки. |
2 (1) |
2 |
Агрессия. Приемлемость агрессивного поведения в социуме. Конструктивная и деструктивная агрессия. Адаптивные способы проявления агрессии. Отстаивание собственной позиции, защита границ собственной личности. |
6 (3) |
3 |
Тревожность. Депрессия. Чувство вины. Неуверенность в себе. Принятие своих эмоций. Развитие навыков совладания с негативными эмоциональными состояниями. Стимулирование позитивного отношения к событиям жизни. |
4 (2) |
4 |
Страхи и опасения. Принятие, толерантное отношение. Способы преодоления и совладания. |
2 (1) |
5 |
Позитивные эмоции в жизни человека. Способы получения удовольствия. |
2 (1) |
5 |
Ожидания от будущего. Возможные опасения и позитивная картина будущего. Временная перспектива и эмоциональное благополучие личности. |
4 (2) |
6 |
Подведение итогов программы. Конвенциональные нормы и свобода эмоциональных проявлений личности. Эмоциональная компетентность. |
4 (2) |
3. Программа развития самосознания подростков, принятия ответственности за свою жизнь
Программа рассчитана на подростков в возрасте от 14 до 18 лет.
Цель программы - развитие ответственного отношения подростков к своей жизни. Задачи программы - обогащение представлений подростков о собственной личности, индивидуальности, осознание ее уникальности и ценности, развитие адекватного уровня самооценки, самопринятия, формулирование понятия границ личности, прав и свобод личности во взаимоотношениях с окружающими, принятие ответственности за собственную (настоящую и будущую) жизнь, развитие навыков временного планирования, перспективного целеполагания, способов самореализации.
Программа рассчитана на 26 академических часов, состоит из 13 групповых встреч длительностью по 2 академических часа каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Форма работы — групповая. По запросу участников группы возможно дополнительное проведение индивидуальной работы.
№ |
Тема |
Количество акад. часов (встреч) |
1 |
Знакомство, представление программы. Установление правил работы в группе. Установление доверительных, поддерживающих отношений в группе, формирование атмосферы принятия. Анализ запроса участников программы. |
4 (2) |
2 |
Личность. Представление о себе. Моя внешность и внутренний мир. Мои индивидуальные особенности. |
2 (1) |
3 |
Отношение к себе, самооценка, самопринятие. Ценность личности. |
4 (2) |
4 |
Моя личность и личность другого человека. Мои потребности и потребности окружающих. Понятие границ личности. Уважение другого человека. |
4 (2) |
5 |
Я и моя жизнь. Ценность моей жизни. Принятие ответственности за свою жизнь. |
2 (1) |
6 |
Временная перспектива личности. Мое прошлое, настоящее и будущее. Целеобразование. Построение планов на будущее. |
4 (2) |
7 |
Профессиональный выбор и самоопределение. |
2 (1) |
8 |
Развитие личности. Способы самореализации. |
2 (1) |
9 |
Завершение программы. Поведение итогов. |
2 (1) |
4. Программа развития коммуникативной компетентности подростков
Программа рассчитана на подростков в возрасте от 12 до 16 лет.
Цель программы - развития коммуникативной компетентности подростков. Задачи программы - обогащение представлений подростков о человеке как социальном существе, развитие навыков взаимодействия со значимым окружением (ровесники, в т.ч., противоположного пола, родители и близкие, учителя), преодоления трудностей общения, формулирование понятий группового давления, проблемы выбора, формирование навыков выработки и отстаивания собственной позиции, совладания со стрессовыми ситуациями, осознание морали, нравственности, ценностных ориентаций личности как регуляторов социального поведения.
Программа рассчитана на 30 академических часов, состоит из 15 групповых встреч длительностью по 2 академических часа каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Форма работы — групповая. По запросу участников группы возможно дополнительное проведение индивидуальной работы.
№ |
Тема |
Количество акад. часов (встреч) |
1 |
Знакомство, представление программы. Установление правил работы в группе. Установление доверительных, поддерживающих отношений в группе, формирование атмосферы принятия. Анализ запроса участников программы. |
4 (2) |
2 |
Человек как социальное существо. Общение. Навыки общения - проблемы и развитие способов эффективного взаимодействия с окружающими. Формирование навыков эмпатии, умения принимать и оказывать поддержку, разрешения конфликтных ситуаций. |
4 (2) |
3 |
Самооценка и отношение к другому. Принятие себя и другого как личности. |
2 (1) |
4 |
Человек как сексуальное существо. Взаимоотношения между юношами и девушками. |
4 (2) |
5 |
Семья, отношения с родителями и близкими. Понятие здоровой семьи и её отличие от семьи дисфункциональной. Проблемы общения и взаимопонимания с близкими. Семейные традиции. Какой я вижу свою будущую семью. |
2 (1) |
6 |
Я и школа. Отношения и проблемы взаимодействия с учителями. Мои права и право учителя. Стимулирование мотивации конструктивного функционирования в школьной (учебной) среде. |
2 (1) |
7 |
Отношения со сверстниками. Групповое давления и принятие собственного решения. Навыки выражения и отстаивания собственного мнения, поиск компромиссов, умение противостоять групповому давлению. Понятие насилия и права защищать свои границы. Формирования навыков заботы о себе и защиты своего Я, границ личности. |
4 (2) |
8 |
Умение говорить “Нет”. Выбор и ответственность. |
2 (1) |
9 |
Стресс и способы совладания со стрессовой ситуацией. Способы решения проблем, личностных сложностей. Проблемо-разрешающее поведение. |
2 (1) |
10 |
Мораль и нравственность. Смысл жизни и личностные ценности. |
2 (1) |
11 |
Подведение итогов программы. Завершение. |
2 (1) |
Авторы: директор МОУ ППМС центра «Созвездие» Сюрин С.Н. при участии педагога-психолога Хмелевой М.Г.