• Отделение профессионально-трудовой адаптации и профессионального обучения

    Во исполнение поручения Президента Российской Федерации по вопросам создания современных условий для развития и самореализации детей в процессе обучения и воспитания в общеобразовательных организациях МБОУ «Образовательный центр «Созвездие» реализует программы профессионального обучения. Обучение проводится БЕСПЛАТНО. К освоению программ профессионального обучения допускаются лица различного возраста, в том числе не имеющие основного общего или среднего общего образования, включая…

    подробнее
  • Научно-методическая работа

    Научно-методическая работа Центра

    подробнее
  • Школьное отделение

    Начальное общее образование для детей с ограниченными возможностями здоровья

    подробнее
  • Коррекционное отделение

    Диагностическая и коррекционная работа

    подробнее
  • Ресурсный центр инклюз. и спец. образования

    Информация об инклюзивном и специальном образовании

    подробнее

Матюшева Д.А. Что делать, если Ваш ребенок не говорит?

«Что делать, если Ваш ребенок не говорит?»

Матюшева Д.А.

Учитель-логопед МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»»

Ранний возраст наиболее является особо важным для развития психики и речи, именно этот возраст представляется уникальным и определяющим для всего последующего умственного, физического, речевого, эмоционального развития ребенка и его адаптации в обществе. Благодаря речи между взрослым и ребенком возникает деловое сотрудничество, становится возможным целенаправленное обучение и воспитание. Ранний возраст является сензитивным периодом. Случается, что речь ребенка 2-3 лет запаздывает в своём развитии. Воспитание детей, у которых задержано развитие речи, представляет существенные трудности как в семье, так и в детском коллективе. Многие родители таких детей говорят: «Мой малыш все понимает, но не говорит».            

Основаниями для беспокойства являются следующие признаки:

  1. Стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам.
  2. В два с половиной  года активный словарный запас менее двадцати слов и словоподражаний.
  3. При по­явлении речевого подражания ребенок, как прави­ло, воспроизводит часть вместо целого слова или ис­кажает его, использует аморфные слова.                                                Например: дека — девочка, пику — купи, пэха — хлеб;
  4. Малыш не знает названий окружающих предметов и частей тела.
  5. Ребенок произносит слова так невнятно, что понятна только половина из них.
  6. Малыш не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения.
  7. Ребенок не строит из накопленных слов предложе­ний. Не появляются глаголы;
  8. Ребенок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено.

     Например: Аня хочет нет — Я не хочу.

  1. Не говорит о себе в первом лице (не пользуется мес­тоимением «я»).
  2.  Малыш не играет и не взаимодействует с другими детьми.

Если Вы заметили вышеперечисленные признаки у Вашего ребенка не  стоит ждать пока ситуация, как по взмаху волшебной палочки изменится, стоит обратиться за консультацией к грамотным специалистам - логопеду, психологу, дефектологу, неврологу, отоларингологу и провести ряд медицинских обследований. Наблюдение специалистов и объективные данные позволяют уточнить характер нарушения и степень его сложности. В результате такого обследования становится возможным организовать соответствующую помощь ребенку. Положительный эффект логопедической работы многократно усиливается при раннем начале коррекционной работы.       Также необходимо дома создать благоприятную среду для развития речи ребенка и следовать следующим рекомендациям специалистов:

  1. Вызывайте желание подражать взрослому. Это желание возникает, когда сочетается эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребёнок произносит во время совместных игр (прятки – ку-ку), удивляться АХ! ОХ! ЭЙ! Подражать вместе с ребенком звуком природы и животным.
  2. Ваша речь  должна быть понятна детям. Предметы нужно называть, полностью проговаривая звуки, не искажая слова, не "сюсюкать".  Говорить простыми предложениями. Задавать простые вопросы. Например: «Будешь играть с куклой или мишкой?» Просите ребенка, если это возможно,  отвечать одним словом, а лучше фразой или простым предложением.
  3. Не перегружайте ребёнка телевизионной информацией. До 1,5 лет лучше вообще исключить просмотр телевизора, планшета, компьютера.  Гаджеты не развивают, а тормозят развитие ребенка.
  4. Проговаривать свои действия дома, во время прогулки, поездки, похода в гости.  Например: во время сбора на прогулку: «Мы оденем с тобой майку, колготки, комбинезон, шапку, шарф и варежки. При этом просить показать или назвать ту или иную одежду. Проговаривая совместно действия, Вы обогащается словарный запас ребенка.
  5. Читайте с ребенком небольшие  стихотворения, эмоционально интонируя и четко проговаривая слова. Чтение или самостоятельный рассказ  русских народных сказок с  яркими иллюстрациями развивает речь ребенка. Следует задавать вопросы во время чтения сказки. «Кто это? Что делает? Во что одет?» и т.д. При чтении рассматривайте иллюстрации с ребёнком. Хвалите ребенка за любое речевое проявление. Сами отвечайте на вопросы, если ребёнок затрудняется ответить на них. При чтении и разговоре с ребёнком сокращайте текст до понятных фраз. Объясняйте малышу непонятные для него слова.
  6. Не следует принуждать ребёнка к высказыванию с помощью слов “Скажи, повтори”. Лучше в игровой форме ненавязчиво побуждать к речи (“Как собачка сказала?”,“Как я сделала?”) Заменять слова «скажи, повтори», которые  вызывают речевой негативизм у детей. Называть слова самим и четко произнося слова, чтобы ребенок видел артикуляцию взрослого.
  7. Любое речевое проявление ребёнка надо поощрять, не обращая внимания на качество произношения, но повторять за ребёнком эти звукокомплексы не нужно. Ребёнок должен слышать правильную речь.
  8. Пища ребенка должна быть разнообразна: фрукты, овощи, мясо, каши, рыба. Твердая пища способствует развитию мышц языка, губ, щечных мышц, необходимых для развития звукопроизношения.
  9. Покупайте ребенку мыльные пузыри, вертушки, свистульки, воздушные шарики, соломку для коктейля, чтобы дуть в воде, все, что с помощью ветра "играет". Так Вы вырабатываете устойчивую воздушную струю, необходимую для формирования звуков.
  10.  Включайте ребенку детские песенки и танцуйте вместе с ним. (Выполняйте простые движения: похлопаем, потопает, покружимся и т.п.)
  11. Создавайте вместе с малышом альбомы с его фотографиями, где он дома, на прогулке, в гостях, на отдыхе. Также можно завести альбом, куда будете клеить предметные картинки по разным лексическим темам: игрушки, фрукты, овощи, одежда, мебель, домашние и дикие животные и т.п.
  12. Хвалите ребенка постоянно при произнесении слов, вызывая желания говорить.

Следуя данным рекомендациям, речь Вашего ребенка заметно улучшится.

 Список литературы:

  1. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? - М.: Айрис-пресс, 2004. -48 с.
  2. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. - М.: ТЦ Сфера, 2007  -157 с.
  3. Янушко Е.А.  Помогите малышу заговорить, М.: Теревинф, 2009.-193 с.