«Что делать, если Ваш ребенок не говорит?»
Матюшева Д.А.
Учитель-логопед МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»»
Ранний возраст наиболее является особо важным для развития психики и речи, именно этот возраст представляется уникальным и определяющим для всего последующего умственного, физического, речевого, эмоционального развития ребенка и его адаптации в обществе. Благодаря речи между взрослым и ребенком возникает деловое сотрудничество, становится возможным целенаправленное обучение и воспитание. Ранний возраст является сензитивным периодом. Случается, что речь ребенка 2-3 лет запаздывает в своём развитии. Воспитание детей, у которых задержано развитие речи, представляет существенные трудности как в семье, так и в детском коллективе. Многие родители таких детей говорят: «Мой малыш все понимает, но не говорит».
Основаниями для беспокойства являются следующие признаки:
- Стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам.
- В два с половиной года активный словарный запас менее двадцати слов и словоподражаний.
- При появлении речевого подражания ребенок, как правило, воспроизводит часть вместо целого слова или искажает его, использует аморфные слова. Например: дека — девочка, пику — купи, пэха — хлеб;
- Малыш не знает названий окружающих предметов и частей тела.
- Ребенок произносит слова так невнятно, что понятна только половина из них.
- Малыш не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения.
- Ребенок не строит из накопленных слов предложений. Не появляются глаголы;
- Ребенок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено.
Например: Аня хочет нет — Я не хочу.
- Не говорит о себе в первом лице (не пользуется местоимением «я»).
- Малыш не играет и не взаимодействует с другими детьми.
Если Вы заметили вышеперечисленные признаки у Вашего ребенка не стоит ждать пока ситуация, как по взмаху волшебной палочки изменится, стоит обратиться за консультацией к грамотным специалистам - логопеду, психологу, дефектологу, неврологу, отоларингологу и провести ряд медицинских обследований. Наблюдение специалистов и объективные данные позволяют уточнить характер нарушения и степень его сложности. В результате такого обследования становится возможным организовать соответствующую помощь ребенку. Положительный эффект логопедической работы многократно усиливается при раннем начале коррекционной работы. Также необходимо дома создать благоприятную среду для развития речи ребенка и следовать следующим рекомендациям специалистов:
- Вызывайте желание подражать взрослому. Это желание возникает, когда сочетается эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребёнок произносит во время совместных игр (прятки – ку-ку), удивляться АХ! ОХ! ЭЙ! Подражать вместе с ребенком звуком природы и животным.
- Ваша речь должна быть понятна детям. Предметы нужно называть, полностью проговаривая звуки, не искажая слова, не "сюсюкать". Говорить простыми предложениями. Задавать простые вопросы. Например: «Будешь играть с куклой или мишкой?» Просите ребенка, если это возможно, отвечать одним словом, а лучше фразой или простым предложением.
- Не перегружайте ребёнка телевизионной информацией. До 1,5 лет лучше вообще исключить просмотр телевизора, планшета, компьютера. Гаджеты не развивают, а тормозят развитие ребенка.
- Проговаривать свои действия дома, во время прогулки, поездки, похода в гости. Например: во время сбора на прогулку: «Мы оденем с тобой майку, колготки, комбинезон, шапку, шарф и варежки. При этом просить показать или назвать ту или иную одежду. Проговаривая совместно действия, Вы обогащается словарный запас ребенка.
- Читайте с ребенком небольшие стихотворения, эмоционально интонируя и четко проговаривая слова. Чтение или самостоятельный рассказ русских народных сказок с яркими иллюстрациями развивает речь ребенка. Следует задавать вопросы во время чтения сказки. «Кто это? Что делает? Во что одет?» и т.д. При чтении рассматривайте иллюстрации с ребёнком. Хвалите ребенка за любое речевое проявление. Сами отвечайте на вопросы, если ребёнок затрудняется ответить на них. При чтении и разговоре с ребёнком сокращайте текст до понятных фраз. Объясняйте малышу непонятные для него слова.
- Не следует принуждать ребёнка к высказыванию с помощью слов “Скажи, повтори”. Лучше в игровой форме ненавязчиво побуждать к речи (“Как собачка сказала?”,“Как я сделала?”) Заменять слова «скажи, повтори», которые вызывают речевой негативизм у детей. Называть слова самим и четко произнося слова, чтобы ребенок видел артикуляцию взрослого.
- Любое речевое проявление ребёнка надо поощрять, не обращая внимания на качество произношения, но повторять за ребёнком эти звукокомплексы не нужно. Ребёнок должен слышать правильную речь.
- Пища ребенка должна быть разнообразна: фрукты, овощи, мясо, каши, рыба. Твердая пища способствует развитию мышц языка, губ, щечных мышц, необходимых для развития звукопроизношения.
- Покупайте ребенку мыльные пузыри, вертушки, свистульки, воздушные шарики, соломку для коктейля, чтобы дуть в воде, все, что с помощью ветра "играет". Так Вы вырабатываете устойчивую воздушную струю, необходимую для формирования звуков.
- Включайте ребенку детские песенки и танцуйте вместе с ним. (Выполняйте простые движения: похлопаем, потопает, покружимся и т.п.)
- Создавайте вместе с малышом альбомы с его фотографиями, где он дома, на прогулке, в гостях, на отдыхе. Также можно завести альбом, куда будете клеить предметные картинки по разным лексическим темам: игрушки, фрукты, овощи, одежда, мебель, домашние и дикие животные и т.п.
- Хвалите ребенка постоянно при произнесении слов, вызывая желания говорить.
Следуя данным рекомендациям, речь Вашего ребенка заметно улучшится.
Список литературы:
- Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? - М.: Айрис-пресс, 2004. -48 с.
- Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. - М.: ТЦ Сфера, 2007 -157 с.
- Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить, М.: Теревинф, 2009.-193 с.