• Научно-методическая работа

    Научно-методическая работа Центра

    подробнее
  • Школьное отделение

    Начальное общее образование для детей с ограниченными возможностями здоровья

    подробнее
  • Коррекционное отделение

    Диагностическая и коррекционная работа

    подробнее
  • Наши специалисты

    Лучшее, что есть у нас – это наши специалисты!.

    подробнее
  • Ресурсный центр инклюз. и спец. образования

    Информация об инклюзивном и специальном образовании

    подробнее

Л.А. Батюня Готовность ребенка к школе

Ребенку пора в школу…. Радость и волнение родителей. Множество вопросов, первый из который – готов ли наш малыш к поступлению в первый класс?
Читатели спрашивают: «Что такое готовность к школе?»
 Готовность к школе – это не только набор определенных умений  и навыков, которые должны быть сформированы у ребенка к 6-7 годам. Она включает в себя:
Интеллектуальная готовность. Ориентировка ребенка в окружающем, запас его знаний, усвоенных в системе. Желание узнавать новое, любознательность. Развитие речи и мышления в соответствии с возрастной нормой. 
Личностная и социально-психологическая готовность. Принятие позиции ученика. Положительное отношение к школе, к учебной деятельности, к учителям, к себе самому. Эмоционально-волевая готовность. Способность управлять своими эмоциями и поведением. Умение организовывать рабочее место и порядок на нем. 
Физическая готовность. Состояние здоровья. Физическое развитие. Готовность организма ребенка  к учебным нагрузкам.
 Готовность ребенка к школе непосредственно связана с возрастными особенностями ребенка. В настоящее время в 1 класс поступают дети, достигшие возраста 6 лет и 6 месяцев. Необходимо отметить, что возрастные  особенности шестилетнего ребенка, начинающего обучение в школе, существенно отличаются по сравнению  с детьми 7  лет.
Главное отличие  - у шестилетнего ребенка переход от игровой деятельности к учебной идет медленнее. Ребенок еще хочет играть гораздо больше, чем учиться!
Вот почему родителям не следует торопиться как можно раньше записывать  в школу своего сына или дочь даже в том случае, если он или она хорошо умеет считать  и читать.
Для того чтобы определить готовность ребенка к школе лучше всего обратиться за помощью к педагогу-психологу.
Посоветуйте, что надо сделать, чтобы помочь ребенку адаптироваться к школе?
Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка – начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность. Кроме этого изменяется социальная ситуация, у ребенка появляется новая социальная роль – ученик. Ребенок начинает выстраивать отношения со взрослыми и сверстниками. Главная забота родителей – поддержание и развитие стремлений учиться, узнавать новое. Ваше участие и ваш интерес положительно скажутся на развитии познавательных способностей ребенка. И эти способности вы также сможете ненавязчиво направлять и укреплять в дальнейшем.
Сдерживайте и не ругайте школу и учителей в присутствии ребенка. Не сравнивайте ребенка с одноклассниками, как бы они ни были вам симпатичны или наоборот. Вы любите ребенка таким, какой он есть, и принимаете таким, какой он есть, поэтому уважайте его индивидуальность.
Будьте последовательны в своих требованиях. Если стремитесь, например, чтобы ребенок рос самостоятельным, не спешите предлагать ему помощь, дайте ему почувствовать себя повзрослевшим.
С пониманием относитесь к тому, что у вашего малыша что-то не будет получаться сразу, даже если это кажется вам элементарным. Запаситесь терпением. Помните, что высказывания типа: «Ну, сколько раз тебе нужно повторять? Когда же ты, наконец, научишься? Что же ты такая неумеха?» - кроме раздражения с обеих сторон ничего не вызовут.
Вот  несколько простых правил, которые помогут вашему ребенку в школе:
Правило №1
Лучше не отправляйть ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само по себе начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для детей 6-7 лет. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. 
Правило №2 Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10-15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10-15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку  несколько минут. Начинать выполнение домашних занятий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать 1 часа.
Правило №3
Компьютер, телевизор и любые другие занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день.
Правило №4
Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.
Дети очень чутко чувствуют переживания родителей, а особенно как выявили исследователи, в большей степени тревожность передается от мам. Поэтому если вы нервничаете и переживаете – это передается детям. Семья не должна показывать своему ребенку неуверенность  и страх. Пытайтесь сформировать позитивное отношение к школе.
Удачи вам, дорогие родители!