Невротические типы развития личности. Неврозы.
Неврозы – это группа пограничных психических заболеваний, которые характеризуются нарушениями психической деятельности, от воздействия психотравмирующих ситуаций
Неврастения
Неврастения – самая распространенная форма неврозов.
Признаки:
Повышенная раздражительность, возбудимость, быстрая утомляемость и истощаемость, нарушение сна, постоянное чувство усталости, нарушение памяти, рассеянность, постоянная или периодическая головная боль, снижение аппетита, гастроинтестинальные симптомы
( изжога, отрыжка, боли в животе, вздутие живота и т.д.).
Причины:
Нервное перенапряжение, переутомление, перегрузка на учебе, стрессовые ситуации.
Лечебные и профилактические мероприятия:
- Сохранение права ребенка на отдых во время перемен
- Соблюдение режима урочной деятельности
- Дозирование домашних заданий
- Беседы с родителями о распорядке дня подростка
- Общеукрепляющие процедуры (теплые вечерние ванны с растворами морской соли, эфирными маслами)
- Временное ограничение эмоциональных нагрузок и исключение просмотра телевизионных передач и видеофильмов
- Обращение к психиатрам, психоневрологам, психотерапевтам
- Отъезд ребенка в санаторно-курортные учреждения
- Витаминная поддержка
Истерический невроз (истерия)
Признаки:
Признаки истерии чаще напоминают признаки самых различных заболеваний, которых на самом деле у больного нет. Самое важное, что возникновение этих симптомов отмечают больные сразу после ссор, обид, физического насилия или перенесенных психотравмирующих ситуаций.
Невроз навязчивых состояний
Признаки: Как и при всех неврозах имеется связь с психотравмирующими ситуациями. Навязчивые состояния обычно условно подразделяют на:
- навязчивые страхи – фобии (канцерофобия – навязчивый страх заболеть раком, кардиофобия – страх заболеть неизлечимым заболеванием сердца, клаустрофобия – боязнь закрытых пространств, агарофобия – боязнь открытых пространств);
- навязчивые мысли – обсесии (навязчивые мысли, воспоминания, сомнения);
- навязчивые действия – импульсии (часто сочетаются с навязчивыми страхами и сомнениями).
Уважаемые коллеги, при выявлении вами признаков невротических расстройств у детей и подростков настоятельно рекомендую убедить родителей проконсультировать ребенка у специалиста психоневролога, психиатра или психотерапевта.
Приложение №12
Особенности внешних признаков и особенностей поведения, по которым можно заподозрить насилие в детско-родительских отношениях
Особенности внешнего вида ребенка испытывающего физическое насилие |
Особенности поведения ребенка испытывающего физическое насилие |
- множественные повреждения различной давности на теле ребенка (следы от ремня, ссадины, раны, кровоизлияния в глазное яблоко, участки облысения, разрывы и порезы во рту, сотрясение головного мозга; - гигиеническая запущенность, неприятный внешний вид, сыпи и кожные заболевания как признак отсутствия должного ухода за ребенком.
|
Возраст до 6 месяцев: - безразличие ребенка в внешним сигналам, малоподвижность, отсутствие улыбки. Возраст от 6 месяцев до полутора лет: - постоянная настороженность, нежелание идти на контакт со взрослыми и родителями, плаксивость, частая смена настроения от эпизодов агрессии до полного безучастия, испуг при плаче других детей. Возраст от трех до шести лет: - пассивное реагирование на боль, нетерпимое отношение к замечаниям, чрезмерная уступчивость, негативизм, агрессивность, лживость, воровство, жестокость в обращении с животными, болезненное отношение к замечаниям Младший школьный возраст: - повышенная скрытность травм и повреждений, отсутствие друзей, склонность к аутизации, боязнь идти домой. Подростковый возраст: - склонность к безнадзорности и беспризорности, суицидальные попытки, невротические нарушения, девиантное и деликвентное поведение, употребление ПАВ, противоправные действия в отношении других несовершеннолетних
|
Особенности поведения родителей (законных представителей), позволяющие заподозрить их в совершении противоправных действий в отношении несовершеннолетних и жестоком обращении с детьми: - противоречивые, бессвязные объяснения причин получения ребенком травм, повреждений и порезов; - несвоевременное обращение родителей с ребенком за оказанием медицинской помощи; - преувеличение или преуменьшение травм полученных ребенком; - сниженный контроль за обучением и воспитанием ребенка (склонность к побегам, пропускам занятий без уважительных причин, суицидальные попытки и т.д.); - отсутствие или резкое снижение взаимопонимания в семье, холодное отношение к ребенку; - агрессивность, возбужденность при общении с педагогами на предмет изменения процесса воспитания ребенка; - преобладание в разговоре не проблем ребенка, а обеспокоенность собственными проблемами; - разговоры родителей о преобладании мер физического воздействия над беседами и уговорами.
|
|
Особенности внешнего вида ребенка, испытывающего сексуальное насилие |
Особенности поведения ребенка, испытывающего физическое насилие |
- Повреждения кожи и слизистых половых органов (следы разрывов и синяки, кровоподтеки и.т.д.); - Обнаружение у несовершеннолетних заболеваний, передаваемых половым путем; - беременность; |
Дошкольный возраст: - ночные кошмары, страхи, сексуальные игры с самим собой, игрушками, мастурбация, невротические расстройства. Младший школьный возраст: - низкая успеваемость в школе, замкнутость, неумение играть со сверстниками, склонность к агрессивности, вспыльчивости, неврозы, нарушения сна, плаксивость, аутизация, энурез. Подростковый период: - депрессивная акцентуация характера, склонность к беспризорности и безнадзорности, суицидальные попытки, злоупотребление ПАВ, частые жалобы на боли в животе, преобладание сексуализированного поведения.
|