• Научно-методическая работа

    Научно-методическая работа Центра

    подробнее
  • Школьное отделение

    Начальное общее образование для детей с ограниченными возможностями здоровья

    подробнее
  • Коррекционное отделение

    Диагностическая и коррекционная работа

    подробнее
  • Наши специалисты

    Лучшее, что есть у нас – это наши специалисты!.

    подробнее
  • Ресурсный центр инклюз. и спец. образования

    Информация об инклюзивном и специальном образовании

    подробнее

Краткий словарь психологических и социологических терминов

Адекватность поведения – соответствие поведения ситуации и общепринятым правилам и нормам

Адекватность представлений – соответствие представлений жизненной реальности и общепринятым стандартам

Акцентуация характера – крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера человека чрезмерно усилены

Анамнез – сведения о предшествующем развитии ребенка

Антисоциальность – отрицательное отношение к социальным нормам, стремление противодействовать им

Асоциальность – безразличие к правилам, существующим в обществе (социальным нормам), или непонимание этих правил. В отличие от антисоциальности, при этом отсутствует стремление к противодействию нормам

Астения – патологическое состояние психического статуса человека, нервное истощение, ослабленность, повышенная утомляемость

Аутизм – тяжелое психиатрическое отклонение поведения, характеризующееся грубыми нарушениями процесса общения

Аутизация – снижение потребности в общении, ослабление контактов с окружающими   

 

Безнадзорный  - несовершеннолетний,  контроль  за  поведением которого  отсутствует  вследствие  неисполнения  или  ненадлежащего исполнения   обязанностей  по  его  воспитанию,  обучению  и  (или) содержанию  со  стороны  родителей или законных представителей либо должностных лиц

Беспризорный - безнадзорный,  не  имеющий  места жительства и (или) места пребывания

 

 

Валеологическое образование – пропаганда здорового образа жизни, развитие физкультурного движения, обучение методам психофизиологической саморегуляции, искоренение вредных привычек. 

Вандализм – одна из форм антисоциального поведения: разрушение или повреждение материальных ценностей

Воспитательная работа – это повышение культурного уровня, организация разумного использования досуга школьников, развитие сети кружков и факультативов.

Вторичная профилактика – предотвращение рецидивов асоциального поведения и повторного злоупотребления ПАВ

 

Гиперактивность – пограничное нервно-психическое расстройство, проявляющееся в импульсивности, неусидчивости, частой отвлекаемости

Гиперопека – система воспитательных мероприятий в семье, при которой ребенка чрезмерно опекают и контролируют

Гиперсоциальность – повышенное, порой патологическое состояние стремление максимально соответствовать социальным нормам и требованиям

 

Девиантное поведение – разновидность поведения, которая не соответствует социальным нормам общества

Деликвентное поведение – разновидность поведения, которая характеризуется сочетанием социальной незрелости и склонности к совершению антиобщественных и криминальных действий

Депрессия – патологическое снижение настроения и падение активности

Депрессивная тенденция – склонность к возникновению патологического снижения настроения и падения активности

Деструктивная семья – это тип семейных отношений, при котором наблюдаются сепарация и автономия отдельных членов семьи, отсутствие взаимодействия в семейных контактах, хронический супружеский или родительско-детский конфликт.

Дефект – необратимое нарушение или выпадение какой-либо функции

 

Жизненная сфера – определенная сторона жизни, относительно независимая от других сторон (семейная, школьная, сфера межличностных отношений, интимная)

 

Задержка психического развития – локальные отклонения в развитии тех или иных психических функций при сохранности основных интеллектуальных возможностей ребенка

 

Импульсивность – склонность индивидуума к совершению необдуманных действий под влиянием внешних обстоятельств или столь же случайных собственных мыслей и эмоций, отсутствие или недостаточность планирования действий и самоконтроля

Индивидуальная   профилактическая   работа  -  деятельность  по своевременному  выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий

Инфантилизм – незрелость, «детскость»

Интеллектуальный дефект – необратимое нарушение процесса мышления, умственная отсталость

Интровертность – замкнутость, высокая избирательность в общении

Ипохондрия – повышенное беспокойство о своем здоровье

Истерия – психическое заболевание, часто приводящее к появлению соматических болезненных симптомов без каких-либо физиологических причин

Истероидная акцентуация характера – патологический тип поведения ребенка, при котором сочетаются высокий уровень демонстративности со склонностями к вытеснению травмирующих переживаний

 

Неблагополучная семья - это тип семейных отношений, при котором наблюдаются сепарация и автономия отдельных членов семьи, отсутствие взаимодействия в семейных контактах, хронический супружеский или родительско-детский конфликт с проявлениями или без таковых родительской жесткости, а также злоупотребление родителями (законными представителями) ПАВ, наркотиков, алкоголя.

Невроз – пограничное психическое расстройство, которое характеризуется снижением продуктивности деятельности, эмоциональными нарушениями (при неврозах часто наблюдаются тики, навязчивые идеи, ночной энурез, страхи, нарушения сна) 

Негативизм – противодействие существующим требованиям и правилам

 

Олигофрения – врожденное патологическое общее снижение уровня интеллекта, делающее невозможным полноценно социализироваться индивидууму в обществе

Относительная педагогическая запущенность – отсутствие коррекционного обучения, необходимого ребенку с отклонениями в развитии

 

Паранойя – патологическое состояние, которое характеризуется настороженным, подозрительным отношением к людям

Пассивность – признак утомления или неблагоприятного психологического состояния

Педагогическая запущенность – снижение желания ребенка к обучению как следствие отсутствия необходимого воспитания и обучения

Первичная (превентивная) профилактика – является массовой и эффективной и основана на комплексном системном исследовании влияния условий и факторов социальной и природной среды на здоровье населения.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних -   система   социальных,  правовых,  педагогических  и  иных  мер, направленных   на   выявление   и   устранение  причин  и  условий, способствующих  безнадзорности,  беспризорности,  правонарушениям и антиобщественным  действиям  несовершеннолетних,  осуществляемых  в

совокупности    с   индивидуальной   профилактической   работой   с несовершеннолетними  и  семьями,  находящимися  в социально опасном положении

Психоз – патологическое психическое расстройство, для которого типичны неадекватность поведения, нарушение ориентации в пространстве и времени, а также наличие продуктивных симптомов (бред, галлюцинации, мания преследования и т.д.)

 

Самоконтроль – сознательное управление своим поведением

Семейное право – это совокупность правовых норм, регулирующих семейные, т.е. личные, и производные от них имущественные отношения, возникающие между людьми из брака, кровного родства, принятия детей в семью на воспитание.  

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу функциональной и социальной незрелости или других причин, в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды

Социально-психологическая дезадаптация  - нарушение механизмов взаимосвязи личности и среды, происходящая как за счет внутриличностных изменений, так и за счет изменений в сфере ближайшего окружения.

Социализированность – хорошее владение социальными нормами, адекватность поведения ситуации

Социальная адаптация – приспособление к жизни в обществе

Социальная дезадаптация – нарушение процесса формирования социальных взаимодействий в процессе роста и развития индивидуума

Стресс – неспецифический ответ организма на воздействие вредных агентов, психоэмоционального перенапряжения или иного воздействия, проявляющийся в симптомах общего адаптационного синдрома.  

 

Тик – непроизвольное подергивание мышц

Тест – набор заданий, выполнение которых позволяет оценить социально-психологические особенности индивидуума

Тревога – ощущение угрозы, ожидание неопределенной опасности

Тревожность – личная особенность, состоящая в особо легком возникновении состояния тревоги

Тревожно-мнительный характер – психастеническая акцентуация, которая характеризуется сильно повышенной тревожностью и сочетается с недостатком уверенности в себе, а также наличием выраженной астении

Третичная профилактика – комплекс педагогических, медицинских и социально-психологических мероприятий по реабилитации и возвращению в социально активную жизнь человека, страдающего асоциальным поведением или находящегося в зависимости от ПАВ

Трудный подросток - несовершеннолетний, имеющий трудности в общении с подростками

 

Уровень притязаний – это та степень успешности, на которую человек претендует

 

Фобия – навязчивый страх или боязнь каких-либо ситуаций, не представляющих непосредственной угрозы: закрытых помещений, открытых пространств, высоты, глубины и т.д.

Фрустрация – наличие сильной мотивированности достичь цель (удовлетворить потребность) и преграды, препятствующие этому достижению.

 

Экстравертность -  общительность, склонность к быстрому заведению новых контактов

Эмоциональная лабильность – легкая смена настроений, кратковременность и неустойчивость переживаний

Эмоциональная напряженность – состояние повышенной готовности к действию, сопровождаемое ощущением, что необходимо что-то делать, но неясно, что именно

Эмоциональная ригидность – склонность человека подолгу застревать на каких-либо переживаниях, особенно – неприятных  

Энурез – процесс недержания мочи (связан с процессами нервного перенапряжения, незрелости психических процессов и т.д.)

Эпилептоидная акцентуация – патологический тип развития личности при котором развиты чрезмерное внимание к мелочам, взрывчатость, высокая ригидность