• Научно-методическая работа

    Научно-методическая работа Центра

    подробнее
  • Школьное отделение

    Начальное общее образование для детей с ограниченными возможностями здоровья

    подробнее
  • Коррекционное отделение

    Диагностическая и коррекционная работа

    подробнее
  • Наши специалисты

    Лучшее, что есть у нас – это наши специалисты!.

    подробнее
  • Ресурсный центр инклюз. и спец. образования

    Информация об инклюзивном и специальном образовании

    подробнее

Батюня Л.А. Коррекционная программа по преодолению страхов

Пояснительная записка
В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Современная медицина утверждает, что 30-40% хронических заболеваний имеет психогенную основу. Поэтому с особой остротой встает вопрос о том, что позволяет человеку в современных условиях сохранить здоровье и душевный комфорт. Модель психологически здоровой личности должна включать следующие компоненты: наличие позитивного образа «Я», т.е. абсолютное принятие человеком самого себя и других людей;   владение рефлексией, как средством познания себя;  наличие у человека потребности в саморазвитии, самоизменении, личностном росте.  Нарушение психологического здоровья соответствует выраженное повышение тревожности и рост числа страхов. 
Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру.
Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Невротические страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Поэтому невротические страхи требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии таких страхов ребенок становится скованным, напряженным. Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на коррекционную работу с детьми, имеющими различные страхи. Данная программа направлена на работу с различными страхами, возникающими у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
 
Цель программы - активизация, оптимизация и нормализация процессов воображения, связанных со страхом. 
Задачи
• Символический контакт с объектом страха и отреагирование через проигрывание и идентификацию со страхом. 
• Снятие «боязни страха» через осознание его социальной прием¬лемости и полезности. 
• Активизация через воображение ресурсов бессознательного, свя¬занных с архетипическими переживаниями, отраженными в тради¬ционной народной культуре. 
• «Овладевание» страхом через изменения фокуса отношения и пе¬рестройку взаимодействия с объектом страха. 
Программа состоит из восьми занятий, проводящихся еженедель¬но в течение 2 месяцев. На каждое занятие отводится от 1 до 2 часов. Состав группы: 6-10детей возраста 5-7 лет. 
Программа строится по следующему плану. 
Занятие 1. Вступление. Первичный психологический контакт, снятие напряжения, первичная диагностика. 
Занятие 2. «Бояться можно». Снятие «боязни страха» через осоз¬нание его социальной приемлемости и полезности. 
Занятие 3. Архетипы страха. Активизация ресурсов бессозна¬тельного, связанных с архетипическими переживаниями, отражен¬HыMи в традиционной народной культуре. 
Занятие 4. «Веселый страх». Первичные элементы обучения рефреймингу - преодоление страха через смену отношения к нему, при оставлении самоценности «страшных» переживаниЙ. 
Занятие 5. Реальный страх. Отработка проблем, связанных с кон¬кретными реальными страхами. 
Занятие 6. Нестрашный страх. Второй этап обучения рефрей¬мингу - обучение и получение опыта конструктивного взаимодей¬ствия со страхом. 
Занятие 7. Страх в сновидениях. Проработка страхов, связан¬ных со сном, и использование сна как механизма «проникновения» во внутреннюю динамику страха. 
Занятие 8. Заключение. Итоги. Обобщение полученного опыта, осознание и вербализация итогов. Создание праздничной атмосфе¬ры для формирования оптимистического направления развития. 
Занятие 1.
Общая цель: первичный психологический контакт, снятие напря¬жения, первичная диагностика. 
1. «Потерялся!»
Цель. Представление имени в игровой форме. Снятие первично¬го напряжения. 
Материал. Повязка на глаза. 
Содержание. Мы все гуляем по лесу, вдруг видим - одного из нас нету. Этому ребенку завязываются глаза. Мы начинаем хором звать его, например: «Ау, Саша!». Но на самом деле он не потерялся, а спря¬тался. Когда ему захочется, он отзывается и говорит: «Я здесь!». Все радуются. 
2. «Фу, убирай!»- (на основе народной игры) 
Цель. Активизация энергетического потенциала. Снятие двига¬тельного напряжения. 
Содержание. Детям говорится, что сейчас мы будем строить дом. 
Сжатый кулачок - это один этаж. Дети становятся в круг и ставят свои кулачки один на другой - получается дом. Затем ведущий говорит: «Ветром дунет, огнем сожжет. Фу, убирай». Дети должны на последнем слове как можно быстрее отдернуть руки и сесть на свои места. 
З. «Превращаемся в страшных» 
Цель. Актуализация образов страха, игровая диагностика. Пер¬вичное отреагирование. 
Материал. Как можно большее количество различных масок Содержание. Ведущий спрашивает:2Kто может быть страшным? «Какой он может быть?». Дети рассказывают, ведущий записывает. Потом дети все вместе изображают всех страшных, которых они при¬думали. Автор (ребенок, который придумал конкретного страшно¬го) по возможности показывает всем, как страшный должен выгля¬деть, и командует: «Превращаемся в ... !». Упражнение должно прохо¬дить в активной двигательной форме, ведущий юмористическими репликами поддерживает бодрую и оптимистическую игровую ат¬мосферу. 
4. Рисование страха 
Цель. Релаксация. Отреагирование через изобразительную дея¬тельность. Диагностика «базового страха!». 
Материал. Бумага, краски, карандаши, фломастеры. Содержание. Ведущий просит детей нарисовать «страшный ри¬сунок, что-нибудь страшное!». При отказе ребенок рисует то, что хо¬чет (это является дополнительным диагностическим фактором). 
 
Занятие 2. «Бояться можно»
Общая цель: снятие «боязни страха»  через осознание его соци¬альной приемлемости и полезности. 
1. «Путаница» 
Цель. Двигательное раскрепощение, формирование работоспособ¬ности. 
Содержание. Дети стоят в кругу, взявшись за руки и образуя коль¬цо. Ведущий запутывает кольцо, пропуская одних детей под руками других. Задача детей –«распутаться», не расцепляя рук 
2. Сказка «Как страх помог Мише и Маше» 
Цель. Обучение пониманию относительности в оценке чувств. 
Детям читается рассказ. 
В одном месте в красивом доме с цветочным садом жила семья: папа, мама и двое детей - Маша и Миша. Папа с мамой очень любили своих детей и горди¬лись ими, НО одно их огорчало - оба ребенка очень всего боялись: боялись волка, боялись темноты, боялись остаться без света, боялись остаться одни дома и др. 
Когда они ложились спать, то Миша клал рядом с собой игрушечный писто¬лет, который, несмотря на то что был игрушечным, очень громко стрелял. 
А Маша - большой игрушечный нож. И каждый раз, засыпая в своих кроват¬ках, они долго крутились, прислушиваясь к каждому шороху, так что по утрам, поправляя их простыни, мама каждый раз охала. 
Однажды вечером мама с папой уложили детей спать и ушли ненадолго в гос¬ти к бабушке. «Может быть, они забыли закрыть дверь!», - прошептал сестре Миша, потому что вскоре в саду, а затем уже рядом с дверью в коридор послыша¬лись какие-то уж слишком громкие шорохи и шажки. Дети потихоньку приотк¬рыли дверь и тут же захлопнули. Там ходила большая черная собака с опущенным хвостом. Дети придвинули к двери стулья, коробки и залезли под кровать. Но вдруг страшная мысль пришла к ним: «А мама с папой? Что будет с ними, когда они уви¬дят собаку? Может быть, она бешеная и искусает их?!». Дети затряслись от страха и тихонько заплакали. Потом как-то сразу Миша взял свой пистолет, а Маша ре¬зиновый нож. «Я испугаю ее!», - сказал Миша. «А я побью ее!», - сказала Маша. Дети разобрали завал около двери и вышли в коридор. Миша загрохотал пистоле¬том, а Маша застучала ножом по стене, потом по двери. «Пошла вон!!» - закричали они хором. И собака выскочила, а дети заперли за ней дверь. Вскоре пришли роди¬тели. Они были очень встревожены. Соседка предупредила, что от их дома бежала большая черная собака. Дети рассказали им все, что было. Родители обрадовались: они гордились такими детьми. «Но как же вам удалось прогнать такую страшную собаку?»-: спросили они. А дети отвечали: «Мы просто очень боялись за вас». 
2. Под руководством ведущего сказка проигрывается все¬ми детьми в форме небольшого спектакля. Роли распределяет веду¬щий в зависимости от индивидуальных особенностей детей. 
3.Обсуждение сказки. Делается вывод о том, что страх мо¬жет быть полезным как самому человеку, так и окружающим. Дети самостоятельно придумывают ситуации, когда страх мешает, а ког¬да помогает. 
З. «Маски страха» 
Цель. Отреагирование негативных переживаниЙ. Подготовка ма¬териала для занятия 4. 
Материал. Куски плотного картона для масок формата А4. Нож¬ницы, краски, фломастеры, карандаши. Длинные тонкие резинки. 
Содержание. Под руководством ведущего дети вырезают и рас¬крашивают маски кого-нибудь «страшного». При наличии возбуж¬дения после рисования проводится лепка на свободную тему. 
Занятие 3. Архетипы страха
Общая цель: активизация ресурсов бессознательного, связанных с архетипическими переживаниями, отраженными в традиционной народной культуре. 
1. «Колобок» (игра на основе народной сказки) Цель. Отреагирование личных страхов. 
Материал. Различные маски. 
Содержание. С детьми разыгрывается сказка «Колобою». Однако персонажи, с которыми встречается Колобок, заменены на тех, кого нарисовали дети на занятии 1. Сначала Колобок - один ребенок, после «ухода» от первого персонажа к нему присоединяется ребе¬нок, изображавший этот персонаж. После заключительной встречи, при которои происходит съедание Колобка, «происходит чудо» ¬живот лопается и Колобок превращается в обычных детей. Сказка проигрывается два раза. Сначала роли распределяются так, чтобы «авторы» страхов встретились с ними в составе Колобка. Потом дети становятся представляющими именно свои страхи. 
2. «Волк-волчишка, пусти переночевать» (на основе народной игры) Цель. Двигательная форма отреагирования страха с использова¬нием архетипического потенциала народных игр. Снятие избытка возбуждения и торможения, связанных со страхом. 
Материал. Маска волка. 
Содержание. Один ребенок - Волк - сидит в своем доме. Все остальные дети - Зайцы - ходят по лесу. Зайцы долго ходили, уста¬ли, им надо отдохнуть. Вдруг видят - избушка Волка. Страшно туда стучаться, но делать нечего. Стучат в дверь к Волку и говорят: «Волк¬волчишка, пусти переночевать». Волк отвечает: «Пущу, но только до вечера, вечером - съем!». Зайцы ложатся спать в доме Волка. Они должны лежать, изображая спящих, ведущий проверяет, чтобы все дети были расслаблены, помогая тем, у кого не получается. Перио¬дически ведущий сообщает, сколько осталось до вечера. Когда на¬ступает вечер, Зайцы вскакивают и бегут в свои домики (стулья). Волк бежит за Зайцами. 
З. «Пых» (на основе народной сказки) 
Цель. Отреагирование архетипически значимых психологических «тем» С при влечением фольклорного материала, имеющего кросскультурное значение. 
Материал. Непрозрачное плотное покрывало большого размера. Содержание. Один ребенок - Пых, сидит отдельно от всех. Ос¬тальные дети - звери, которые сидят в гостях у кого-то из них. Они обедают, но вдруг кончается еда. Кто-нибудь спускается в подвал за едой, несмотря на то что ему не разрешают туда ходить, говоря, что там Пых. Пых пугает его и сажает рядом с собой на стул, накрыв покрывалом ( «съедает» ). После этого, по желанию, идет второй и т. д., пока не останутся только те, кто не хочет, чтоб их «съели». Можно позволить детям убежать из подвала. Игра должна проводиться шут¬ливо, на эмоциональном подъеме. 
4. Рисование на свободную тему 
Цель. Релаксация и отреагирование накопленных переживаниЙ. 
Процессуальная диагностика. 
Материал. Бумага, краски, фломастеры, карандаши. Содержание. Детям разрешается рисовать все, что им хочется. 
Занятие 4. «Веселый страх»
Общая цель: Первичные элементы обучения рефреймингу - пре¬одоление страха через смену отношения к нему при сохранении са¬моценности «страшных» переживаний. 
1. «Зайцы и Страшный» 
Цель. Получение детьми опыта разностороннего отношения к страху в процессе обыгрывания полярности «страх - веселье, ра¬дость». Формирование основ произ-вольного управления данной по¬лярностью - изменение содержания страха через смену отношения к нему. 
Материал: двусторонняя белая маска, вырезанная из картона, на палке (чтобы можно было держать). Фломастеры. 
Содержание. 1-й этап.Дети все вместе раскрашивают одну сто¬рону маски, делая из нее маску Страшного. На обратной стороне ве¬дущий рисует маску Веселого. 
2- й этап.Ребенок, держа маску страшной стороной, сначала изоб¬ражает Страшного, которого мы боимся. Потом он внезапно стано¬вится Веселым, благодаря которому мы смеемся. Так повторяется несколько раз. С детьми проroваривается, что когда он Страшный ¬мы боимся, когда Веселый - смеемся. 
З-й этап.Теперь, когда Страшный нас пугает и нам надоедает бо¬яться, задается во-прос детям - что нам тогда делать? Тогда мы сме¬емся. Как только мы смеемся, Страшный становится веселым. 
2. «Как заставить страх исчезнуть?» 
Цель. Формирование основ произвольного управления данной полярностью страх - веселье. Обучение контролю над страхом че¬рез смену отношения к нему. 
Материал. Страшные маски. 
Содержание. Перед детьми разыгрывается история, в которой ге¬рой - один ребенок Он гуляет по лесу и вдруг - Баба Яга. Что мож¬но сделать? Следуют ответы детей. А как сделать, наколдовать, чтоб она исчезла? Надо улыбнуться ей и засмеяться. Ребенок улыбается, смеется - Баба Яга исчезает. Так повторяется несколько раз с раз¬ными детьми и разными образами страха. 
З. «Превращение страха» 
Цель. Закрепление достигнутого в предыдущих упражнениях. Материал. Маски страха, нарисованные детьми на занятии 2. 
Краски, фломастеры, карандаши. 
Содержание. l-й этап.Детям говорится, что «мы уже стали могу¬щественными вол-шебниками - умеем из страшного делать веселое. Теперь мы переделаем наши страшные маски». На их обратной, чи¬стои стороне дети рисуют веселые, радостные маски. 
2-й этап.Под музыку устраиваются танцы, на которых дети обыг¬рывают двусторонние маски, становясь то Страшными, то Веселыми. 
4. Лепка на свободную тему 
Цель. Релаксация и отреагирование накопленных переживаний. 
П роцессуальная диагностика. 
Материал: пластилин. 
Содержание. Детям предлагается вылепить «все, что угодно». По¬ощряется совместное творчество. При затруднениях создания чего¬то конкретного ведущий предлагает индивидуальные задания по работе с пластилином (размять, скатать и пр.). 
Занятие 5. Реальный страх
Общая цель: отработка проблем, связанных с конкретными ре¬альными страхами. 
1. Сказка «Спасение родителей» 
Цель. Психологическая проработка и отреагирование страха на¬казания. 
Содержание. С детьми разыгрывается следующая сказка. Жила-была семья зверей. Все у них было хорошо, но иногда папа с мамои наказывали кого-то из детей (у детей спрашивается _ кого, за что, как? Демонстрируется несколько эпизодов). Но вот как-то раз утром мама с папой отправились добывать еду. Вечереет, уже пора им возвращаться - а их все нет. Подумали сначала дети: хорошо, что родителеи нет - некому будет наказывать. Идет время, стано¬вится все темнее и темнее - грустно стало детям, Испугались они за родителеи и решили пойти их спасать. После преодоления ряда пре¬пятствий дети освободили родителей, заколдованных злым волшеб¬ником. 
В заключение делается вывод о том, что дети поняли: несмотря на возможные наказания, родители для них - самое необходимое и они в свою очередь для родителей - самое важное и нужное. 
2. «Кто притаился в темноте?» 
Цель. Отреагирование и снятие напряжения, связанного со стра¬хом темноты. Понимание «обманчивости» страха. 
Материалы. Маски «ужасов». 
Содержание. Один ребенок ложится на кровать, гасится свет, он засыпает - «ночь». Свет выключается при отсутствии сопротивления и явного нежелания. Внезапно ребенок просыпается от каких¬то звуков и видит страшное чудище (его играет другой ребенок). Он дрожит от ужаса, пересиливая себя, включает свет и видит .... малень¬кого котенка, который пришел к нему приласкаться. При достаточ¬ной «продвинутости» группы обсуждается поговорка «у страха гла¬за велики» (автор Т. Шишова). 
З. «Я могу!» 
Цель. Осознание возможности адекватного проживания и пере¬живания страха. Обучение способам преодоления реальных страхов. 
Материалы. В зависимости от содержания. 
Содержание. Сначала рассказывается, затем обсуждается, а потом ставится рассказ, который специально составляется для каждой кон¬кретной группы в зависимости от особенностей страхов детей. Ос¬новная его структура следующая: ребенок сначала попадает в ситуа¬цию, связанную со страхом и желанием и необходимостью (потреб¬ностью) его преодоления. Невозможность преодоления страха в за¬висимости от особенности ситуации сменяется рефреном «Я могу!» -нахождением внутренних сил. Важным элементом этого упражне¬ния является обсуждение, так как необходимо, чтобы дети не про¬сто усваивали предложенный ведущим способ преодоления страха, но и модифицировали его, изменяя и предлагая свои варианты. 
4. Рисование на свободную тему 
Цель. Релаксация и отреагирование накопленных переживаниЙ. 
П роцессуальная диагностика. 
Материал. Бумага, краски, фломастеры, карандаши. Содержание. Детям разрешается рисовать все, что им хочется. 
Занятие 6. Не страшный страх
Общая цель: второй этап обучения рефреймингу - обучение и получение опыта конструктивного взаимодействия со страхом. 
1. «Зимовье зверей» 
Цель. Изменение фокуса воображения, связанного со cтpaxoм,v с элементами реф-рейминга. Обучение конструктивному взаимодеи¬ствию со страхом. 
Содержание. С детьми разыгрывается сказка со следующим сюже¬том. Все дети - звери, два ребенка - Волк и Монстр. Звери встреча¬ются друг с другом и идут «от зимы лета искать». Потом все строят дом. Наступает зима. Приходит Волк . Придумываем, что можно сде¬лать: засмеяться (вспоминаем занятие 4), всем взяться за руки. Все инициативы выполняются, и под конец все хором говорят 3 раза: «Мы тебя не боимся!». Волк, разочарованный, уходит. То же самое повторяется с Монстром. Через некоторое время звери слышат странные звуки. Послали одного или нескольких зверей посмотреть. Возвра¬щаются они и говорят, что видели как Волк и Монстр сидят, дрожат и плачут. Почему? Им холодно, одиноко и грустно. Что делать? Можно пожалеть их, поговорить с ними, под-ружиться и пустить к себе в дом. 
2. Разговор со страхом 
Цель. Соприкосновение со скрытыми чувствами, связанными со специфическим страхом, их психологическая проработка. Обучение конструктивному взаимодействию со страхом. 
Содержание. Детям говорится, что мы уже стали могучими вол¬шебниками и можем многое. Теперь мы попробуем поговорить со страхами. Один ребенок представляет какой-нибудь Страх, сидя¬щий здесь, на стоящем в центре стуле. Ребенок может посадить туда помощника, разыгрывающего Страх, игрушку, рисунок и пр. Потом начинается диалог. Желательно, чтобы ребенок проигрывал как свою роль, так и роль Страха. При затруднениях возможна помощь со сто-роны группы или ведущего (в последнюю очередь) -пoдсказки, что могут сказать ребенок, Страх и что могут услышать в ответ, возмож¬но проговаривание за кого-либо из них. Важно то, что любые вари¬анты должны быть согласованы с самим ребенком ( Он так сказал? Мог он это ответить?). 
При успешном проведении упражнения на поверхность выходят личные переживания, связанные со страхом. В случае наличия се¬рьезных психологических проблем (опыт серьезных стрессовых си¬туаций и т. П.) должна проводиться индивидуальная психологиче¬ская работа вне рамок тренинга. 
З. Лепка на свободную тему 
Цель. Релаксация и отреагирование накопленных переживаниЙ. 
Материал. Пластилин. 
Содержание. Детям предлагается вылепить «Bce, что угодно». По¬ощряется совместное творчество. При затруднениях создания чего¬то конкретного ведущий предлагает индивидуальные задания по работе с пластилином (размять, скатать и пр.). 
Занятие 7. Страх в сновидениях
Общая цель: проработка страхов, связанных со сном, и исполь¬зование сна как механизма «проникновения»  во внутреннюю дина¬мику страха. 
1.Групповой сон
Цель: эмоциональная подготовка для работы с «личным» сном.Снятие психологических защит и возможность безопасного выражения личных переживаний посредством проекции. Первичная психоло¬гическая проработка страшных снов посредством отреагирования cо¬держащихся в них переживаний, завершения незавершенных ситуации. 
Материал. Наличие возможности создать в помещениvи эффект расслабляющего полусвета, кассеты со спокоинои музыкои. 
Содержание. Краткий разговор о снах - кому снятся, кому нет, кто любит и т. п. Затем детям читается стихотворение А. Введенско¬го «Сны». Потом дети, сидя в кругу, берутся за руки, закрывают гла¬за, включается музыка, и детей просят представить, как  будто мы вместе сейчас уснули и видим один большой сон на всех». Через не¬которое время дети открывают глаза и начинают по очереди расска¬зывать общий сон. Ведущий структурирует содержание, поддержи¬вает смысловую согласованность и, самое главное, задает провока¬ционные вопросы (о содержании сна), связанные со страхом. После этого происходит разыгрывание сна. 
Если рассказ вызывает затруднения, то начинается спонтанная драматизация того, что мы увидели, причем это может возникать как ответы на вопросы ведущего. 
2. Личный Сон
Цель. Психологическая проработка страшных снов посредством отреагирования содержащихся в них переживаний, завершения не¬завершенных ситуаций. Интеграция значимых часте1 личности в процессе работы со снами. 
Материал. Тот же, что и в упражнении 1. 
Содержание. Ребенок рассказывает страшный сон (возможно, придуманный). После его просят побыть в роли одного из элемен¬тов, персонажей сна, рассказать про себя, показать себя, устроить диалог данного персонажа с группой. Дальнейшая работа может ве¬стись по нескольким направлениям: а) проигрывание рассказанно¬го сна с помощью других детей; б) проигрывание всех ролей в сне, выбор наиболее значимых, часто находящихся в противостоянии, и организация диалога между ними с помощью «пустого стула  или  дублера; в) проигрывание одной, наиболее значимой части сна. 
З. Рисование сна 
Цель. Релаксация и отреагирование накопленных переживаний. 
Материал. Бумага, краски, фломастеры, карандаши. Содержание. Детей просят нарисовать сон так, как им хочется.
Занятие 8. Заключение. Итоги
Общая цель: обобщение полученного опыта, осознание и верба¬лизация итогов. Создание праздничной атмосферы для формирова¬ния оптимистического направления развития. 
Общая цель: обобщение полученного опыта, осознаниеи вербализация итогов. Создание праздничной атмосферы для формирования оптимистического направления развития.
Материалы. Музыка. Пластилин. Желательно карнавальные шу¬точные одежды. 
Содержание. 1-й этап.Вспоминаем содержание занятий и про¬кручиваем» основные идеи (особенности страхов, способы взаимо¬деиствия с ними, отношения к ним) в зависимости от их актуально¬сти для даннои группы и степени их усвоения. 
2-и этап. С детьми разыгрывается спонтанная драматизация, на¬полняющаяся содержанием в зависимости от конкретной группы. Звери сталкиваются с какой-то проблемой, отправляются в путь, встречаются с препятствиями (страхами), которые оказываются их помощниками, помогая преодолевать путь. Дети играют все персо¬нажи и постоянно меняются ролями. 
З-й этап.Кульминация - шуточный бал-маскарад и всеобщее уве¬селение с использованием всех сделанных материалов (маски и пр.) и всех разыгранных ролей, сюжетных ходов и пр. В конце для релак¬сации дети лепят из пластилина страну, в которой все хотели бы жить. 
 
 Программу разработала: Батюня Л.А.