Психологический словарь дает следующее объяснение термина «тревожность»: это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.
Тревога- это эпизодические проявления беспокойства и волнения. Физиологическими признаками тревоги, страха являются учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, слабость в ногах. Помимо физиологических существуют еще и поведенческие признаки проявления тревоги: ребенок грызет ногти, качается на стуле, барабанит пальцами по столу, теребит волосы, крутит в руках разные предметы и др.
Состояние тревоги, страха не всегда можно расценить как негативное состояние. Иногда именно тревога становится причиной мобилизации потенциальных возможностей. Поэтому различают мобилизующую и расслабляющую тревогу.
Какой вид тревоги будет испытывать человек чаще - во многом зависит от стиля воспитания. Если родители постоянно пытаются убедить ребенка в его беспомощности, то в дальнейшем в определенные моменты он будет переживать расслабляющую тревогу, если же, напротив, родители настраивают сына или дочь на достижение успеха через преодоление препятствий, то в ответственные моменты он будет испытывать мобилизующую тревогу.
Э.Изард трактует понятие «страх» как специфическую эмоцию, выделяемую в отдельную категорию. Он отмечает, что тревога состоит из множества эмоций, одной из составляющих которых и является страх. Таким образом, среди эмоций, включенных в состояние тревоги, ключевой является страх. Эмоцию страха люди переживают в любом возрасте, однако каждому возрасту присущи возрастные страхи.
Исследования показывают, что первые проявления страха наблюдаются у детей уже в младенческом возрасте. В период с двух до трех лет отмечается расширение диапазона детских страхов, и они носят конкретный характер. В два года дети чаще всего боятся, например, посещения врача, а начиная с трехлетнего возраста число конкретных страхов значительно снижается, и на смену им приходят страхи символические, например, страх темноты или одиночества. В 6-7 лет – страх своей смерти, в 7-8 лет – страх смерти родителей. С 7 до 11 лет ребенок больше всего боится сделать что-нибудь не так, не соответствовать ожиданиям окружающих, общепринятым нормам и требованиям.
Таким образом, наличие страхов у ребенка является показателем в пределах нормы, но если страхов очень много, то следует говорить о наличии тревожности в характере ребенка. Й.Раншбург и П.Поппер выявили интересную закономерность, чем выше интеллект ребенка, тем больше он испытывает страхов.
Вопрос о причинах возникновения тревожности в настоящее время остается открытым. Но многие авторы в качестве одной из причин повышенного уровня тревожности дошкольников и младших школьников считают нарушение детско-родительских отношений.
Е.Ю.Брель проводила специальное исследование, направленное на выявление социально-психологических факторов, влияющих на формирование детской тревожности. Данное исследование позволило ей сделать вывод о том, что такие социально-психологические факторы, как неудовлетворенность родителями своей работой, материальным положением, жилищными условиями, оказывают существенное влияние на появление тревожности у детей.
А.И.Захаров считает, что у старших дошкольников и младших школьников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и при проведении соответствующей психолого-педагогической коррекции относительно обратима.
Тревожности могут быть подвержены как мальчики, так и девочки. Специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики, к 9-11 годам – соотношение становится равномерным, после 12 лет происходит резкое повышение уровня тревожности у девочек. При этом тревога девочек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков: девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми, мальчиков- насилие во всех его аспектах (Б.И.Кочубей, Е.В.Новикова, 1998).
Исследования показали, что школьная тревожность имеет взаимосвязи со структурными характеристиками интеллекта. В первом классе наименее тревожными являются школьники, у которых доминирует вербальный интеллект, наиболее тревожны школьники с равным отношением вербального и невербального. К 3-4 классам, как правило, уровень школьной тревожности значительно падает, но при этом школьники-вербалы начинают испытывать значительный страх в ситуации проверки знаний.
Цели программы:
- Повышение самооценки ребенка;
- Обучение ребенка способам снятия мышечного напряжения;
- Отработка навыков овладения собой в ситуациях, травмирующих ребенка
Задачи программы:
- повысить у ребенка уровень самопринятия;
- снятие страха окружающего мира;
- показать относительность страхов;
- снизить уровень тревожности и поднять самооценку ребенка;
- научить отмечать свои положительные качества и не скрывать отрицательные;
- научить моделировать поведение ребенка в конкретных жизненных ситуациях;
Формы проведения:
1) работа с группой и подгруппами;
2) индивидуальная работа
Методы проведения:
1) арт-терапевтические методики;
2) психогимнастические упражнения;
3) беседы;
4) коррекционные упражнения;
5) тестирования;
6) релаксационные упражнения.
Ожидаемые результаты:
- повышение самооценки ребенка;
- умение расслабляться;
- проигрывание ожидаемых ситуаций.
Занятия рассчитаны на проведение с учащимися начальной школы и 5-6 класса. Занятия проводятся по заявке, результатам тестирований. Продолжительность занятий составляет от 30 до 45 минут. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Занятие № 1
1. Тест тревожности (школьной, ситуативной, личностной).
2. Упражнение «Я есть, Я буду» (поднятие самооценки, проигрывание перспективы «будущего»).
3. Релаксация «Ручей».
Занятие № 2
1. Упражнение «Это мое имя» (позволяет ребенку с помощью переноса раскрыть свои слабые и сильные стороны).
2.Упражнение «Красивое имя» (помогает повысить у ребенка уровень самопринятия).
3. Релаксация по Е.Башмаковой.
Занятие № 3
1. Упражнение «Оживи ладошку» (поднятие уровня самооценки, принятие своих положительных и отрицательных сторон).
2. Техника «Дыхание Треугольником».
3. Релаксация по Е.Башмаковой.
Занятие № 4
1. Элементы сказкотерапевтического направления (снятие страха окружающего мира) «Как черепашонок до моря добирался».
2. Техника «Дыхание Треугольником».
3. Релаксация по Е.Башмаковой.
Занятие № 5
1. Элементы сказкотерапевтического направления (относительность страхов).
2. Психотехника «Шляпы мышления».
3. Релаксация по Е.Башмаковой.
Занятие № 6
1. Упражнения для снижения уровня тревожности и поднятия самооценки.
2. Психотехника «Крюки Деннисона».
3. Психотехника «Шляпы мышления».
4. Релаксация по Е.Башмаковой.
Занятие № 7
1. Упражнение «Жил-был мальчик…(жила-была девочка)»( ребенок учится отмечать свои положительные качества и не скрывать отрицательные).
2. Игра в ситуации.
3. Психотехника «Крюки Деннисона».
4. Психотехника «Шляпы мышления».
Занятие № 8
1. Упражнение «Работа с отрицательными сказочными персонажами».
2. Техника «Дыхание Треугольником».
3. Психотехника «Шляпы мышления».
4. Игра в ситуации.
Занятие № 9
1. Упражнение «Прорисовка своего страха».
2. Игра в ситуации.
3. Психотехника «Крюки Деннисона».
4. Психотехника «Шляпы мышления».
Занятие № 10
1. Тест тревожности (школьной, ситуативной, личностной).
2. Игра в ситуации.
3. Психотехника «Шляпы мышления».
4. Техника «Дыхание Треугольником».
5. Релаксация по Е.Башмаковой.
Составители программы: педагог- психолог Артюхина Е.В., учитель, конфликтолог Каверина Е.В. При составлении программы, использовались авторские идеи.