• Отделение профессионально-трудовой адаптации и профессионального обучения

    Во исполнение поручения Президента Российской Федерации по вопросам создания современных условий для развития и самореализации детей в процессе обучения и воспитания в общеобразовательных организациях МБОУ «Образовательный центр «Созвездие» реализует программы профессионального обучения. Обучение проводится БЕСПЛАТНО. К освоению программ профессионального обучения допускаются лица различного возраста, в том числе не имеющие основного общего или среднего общего образования, включая…

    подробнее
  • Научно-методическая работа

    Научно-методическая работа Центра

    подробнее
  • Школьное отделение

    Начальное общее образование для детей с ограниченными возможностями здоровья

    подробнее
  • Коррекционное отделение

    Диагностическая и коррекционная работа

    подробнее
  • Ресурсный центр инклюз. и спец. образования

    Информация об инклюзивном и специальном образовании

    подробнее

Коррекционная программа для тревожных детей и детей, испытывающих страхи

 

Психологический словарь дает следующее объяснение термина «тревожность»: это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.

Тревога- это эпизодические проявления беспокойства и волнения. Физиологическими признаками тревоги, страха являются учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, слабость в ногах. Помимо физиологических существуют еще и поведенческие признаки проявления тревоги: ребенок грызет ногти, качается на стуле, барабанит пальцами по столу, теребит волосы, крутит в руках разные предметы и др.

Состояние тревоги, страха не всегда можно расценить как негативное состояние. Иногда именно тревога становится причиной мобилизации потенциальных возможностей. Поэтому различают мобилизующую и расслабляющую тревогу. 

Какой вид тревоги будет испытывать человек чаще - во многом зависит от стиля воспитания. Если родители постоянно пытаются убедить ребенка в его беспомощности, то  в дальнейшем в определенные моменты он будет переживать расслабляющую тревогу, если же, напротив, родители настраивают сына или дочь на достижение успеха через преодоление препятствий, то в ответственные моменты он будет испытывать мобилизующую тревогу.

Э.Изард трактует понятие «страх» как специфическую эмоцию, выделяемую в отдельную категорию. Он отмечает, что тревога состоит из множества эмоций, одной из составляющих которых и является страх. Таким образом, среди эмоций, включенных в состояние тревоги, ключевой является страх. Эмоцию страха люди переживают в любом возрасте, однако каждому возрасту присущи возрастные страхи.

Исследования показывают, что первые проявления страха наблюдаются у детей уже в младенческом возрасте. В период с двух до трех лет отмечается расширение диапазона детских страхов, и они носят конкретный характер. В два года дети чаще всего боятся, например,  посещения врача, а начиная с трехлетнего возраста число конкретных страхов значительно снижается, и на смену им приходят страхи символические, например, страх темноты или одиночества. В 6-7 лет – страх своей смерти, в 7-8 лет – страх смерти родителей. С 7 до 11 лет ребенок больше всего боится сделать что-нибудь не так, не соответствовать ожиданиям окружающих, общепринятым нормам и требованиям.

Таким образом, наличие страхов у ребенка является показателем в пределах нормы, но если страхов очень много, то следует говорить о наличии тревожности в характере ребенка. Й.Раншбург и П.Поппер выявили интересную закономерность, чем выше интеллект ребенка, тем больше он испытывает страхов.

Вопрос о причинах возникновения тревожности в настоящее время остается открытым. Но многие авторы в качестве одной из причин повышенного уровня тревожности дошкольников и младших школьников считают нарушение детско-родительских отношений.

Е.Ю.Брель проводила специальное исследование, направленное на выявление социально-психологических факторов, влияющих на формирование детской тревожности. Данное исследование позволило ей сделать вывод о том, что такие социально-психологические факторы, как неудовлетворенность родителями своей работой, материальным положением, жилищными условиями, оказывают существенное влияние на появление тревожности у детей. 

А.И.Захаров считает, что у старших дошкольников и младших школьников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и при проведении соответствующей психолого-педагогической коррекции относительно обратима.

Тревожности могут быть подвержены как мальчики, так и девочки. Специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики, к 9-11 годам – соотношение становится равномерным, после 12 лет происходит резкое повышение уровня тревожности у девочек. При этом тревога девочек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков: девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми, мальчиков- насилие во всех его аспектах (Б.И.Кочубей, Е.В.Новикова, 1998).

Исследования показали, что школьная тревожность имеет взаимосвязи со структурными характеристиками интеллекта. В первом классе наименее тревожными являются школьники, у которых доминирует вербальный интеллект, наиболее тревожны школьники с равным отношением вербального и невербального. К 3-4 классам, как правило, уровень школьной тревожности значительно падает, но при этом школьники-вербалы начинают испытывать значительный страх в ситуации проверки знаний.

Цели программы:

  •      Повышение самооценки ребенка;
  •      Обучение ребенка способам снятия мышечного напряжения;
  •      Отработка навыков овладения собой в ситуациях, травмирующих ребенка

 Задачи  программы:

  •  повысить у ребенка уровень самопринятия;
  •  снятие страха окружающего мира;
  •  показать  относительность страхов;
  •  снизить уровень тревожности и поднять самооценку ребенка;
  •  научить отмечать свои положительные качества и не скрывать отрицательные;
  •  научить моделировать поведение ребенка в конкретных жизненных ситуациях;

Формы проведения:

1) работа с группой и подгруппами;

2) индивидуальная работа

Методы проведения:

1) арт-терапевтические методики;

2) психогимнастические упражнения;

3) беседы;

4) коррекционные упражнения;

5) тестирования;

6) релаксационные упражнения.

Ожидаемые результаты:

  • повышение самооценки ребенка;
  • умение расслабляться;
  • проигрывание ожидаемых ситуаций.

Занятия рассчитаны на проведение с учащимися  начальной школы и 5-6 класса. Занятия проводятся по заявке, результатам тестирований. Продолжительность занятий составляет от 30 до 45 минут. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю.

                               СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Занятие № 1

1. Тест тревожности (школьной, ситуативной, личностной).

2. Упражнение «Я есть, Я буду» (поднятие самооценки, проигрывание перспективы «будущего»).

3. Релаксация «Ручей».

 Занятие № 2

1. Упражнение «Это мое имя» (позволяет ребенку с помощью переноса раскрыть свои слабые и сильные стороны).

2.Упражнение  «Красивое имя» (помогает повысить у ребенка уровень самопринятия).

3. Релаксация по Е.Башмаковой.

 Занятие № 3

1. Упражнение «Оживи ладошку» (поднятие уровня самооценки, принятие своих положительных и отрицательных сторон).

2. Техника «Дыхание Треугольником».

3. Релаксация по Е.Башмаковой.

 Занятие № 4

1. Элементы сказкотерапевтического направления (снятие страха окружающего мира) «Как черепашонок до моря добирался».

2. Техника «Дыхание Треугольником».

3. Релаксация по Е.Башмаковой.

 Занятие № 5

1.  Элементы сказкотерапевтического направления (относительность страхов).

2. Психотехника «Шляпы мышления».

3. Релаксация по Е.Башмаковой.

 Занятие № 6

1. Упражнения для снижения уровня тревожности и поднятия самооценки.

2. Психотехника «Крюки Деннисона».

3. Психотехника «Шляпы мышления».

4. Релаксация по Е.Башмаковой.

 Занятие № 7

1. Упражнение «Жил-был мальчик…(жила-была девочка)»( ребенок учится отмечать свои положительные качества и не скрывать отрицательные).

2. Игра в ситуации.

3. Психотехника «Крюки Деннисона».

4. Психотехника «Шляпы мышления».

 Занятие № 8

1. Упражнение «Работа с отрицательными сказочными персонажами».

2. Техника «Дыхание Треугольником».

3. Психотехника «Шляпы мышления».

4. Игра в ситуации.

 Занятие № 9

1. Упражнение «Прорисовка своего страха».

2. Игра в ситуации.

3. Психотехника «Крюки Деннисона».

4. Психотехника «Шляпы мышления».

 Занятие № 10

 1. Тест тревожности (школьной, ситуативной, личностной).

2. Игра в ситуации.

3. Психотехника «Шляпы мышления».

4. Техника «Дыхание Треугольником».

5. Релаксация по Е.Башмаковой.

 Составители программы: педагог- психолог Артюхина Е.В., учитель, конфликтолог Каверина Е.В. При составлении программы, использовались авторские идеи.