• Отделение профессионально-трудовой адаптации и профессионального обучения

    Во исполнение поручения Президента Российской Федерации по вопросам создания современных условий для развития и самореализации детей в процессе обучения и воспитания в общеобразовательных организациях МБОУ «Образовательный центр «Созвездие» реализует программы профессионального обучения. Обучение проводится БЕСПЛАТНО. К освоению программ профессионального обучения допускаются лица различного возраста, в том числе не имеющие основного общего или среднего общего образования, включая…

    подробнее
  • Научно-методическая работа

    Научно-методическая работа Центра

    подробнее
  • Школьное отделение

    Начальное общее образование для детей с ограниченными возможностями здоровья

    подробнее
  • Коррекционное отделение

    Диагностическая и коррекционная работа

    подробнее
  • Ресурсный центр инклюз. и спец. образования

    Информация об инклюзивном и специальном образовании

    подробнее

Коррекционная программа для профилактики и снятия агрессивных состояний у детей

jj

Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего возраста. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослых. В более позднем возрасте на первый план все активнее выдвигаются конфликты и ссоры с ровесниками.

Наблюдения за конфликтами  детей во время игровой деятельности позволяют выдвинуть предположение о том, что каждый ребенок имеет собственный круг игрушек, которые он включает во внутренние границы своего «Я».

Проявления агрессивности во многом связаны с процессами поло-ролевой идентификации ребенка или особенностями «эдиповой ситуации» в семье. Использование техники «Doll-play» (когда ребенок играет в куклы, представляющие членов семьи), позволило установить, что игра мальчиков отличается большей агрессивностью к куклам, чем игра девочек. Наибольшая агрессия у мальчиков наблюдалась к кукле «отца», а наименьшая- к кукле «матери». У девочек – наоборот. Было также замечено, что мальчики, имеющие отца, проявляют больше агрессивности, чем мальчики, выросшие без отца (Й.Шванцара, 1990).

Исследования показали, что если взять наиболее простые и часто встречающиеся формы детской агрессии (обидеть, ударить), то у детей в возрасте от 3 до 11 лет можно наблюдать, в среднем, по 9-10 агрессивных проявлений за 1 час. С возрастом происходит смена форм агрессии: частота простого физического нападения уменьшается за счет роста других форм (соперничество, оскорбление). Выявлено, что способность к использованию непрямых способов агрессивного поведения формируется у девочек к 11-летнему возрасту. А в целом в возрастной группе 11 лет дети наиболее высоко оценивают себя по уровню агрессивных проявлений (Х.Хекхаузен, 1996).

Впоследствии при переходе от младшего школьного к подростковому возрасту соотношение таких поведенческих реакций, как физическая, вербальная, косвенная агрессии и негативизм, существенно меняется. У мальчиков на протяжении всех возрастных этапов устойчиво доминируют физическая агрессия и негативизм, а у девочек- негативизм и вербальная агрессия.

Социализацией агрессии можно назвать процесс научения контролю собственных агрессивных устремлений или выражение их в формах, приемлемых в обществе. Опираясь на полученные данные, можно говорить о том, что на социализацию агрессии оказывают влияние следующие факторы:

1) образец отношений и поведение родителей и близких людей ребенка;

2)  характер подкрепления агрессивного поведения со стороны

   окружающих ребенка людей.

Если рассмотреть особенности родительских наказаний, то установлено, что отцы предпочитают физические наказания, а матери- другие (психологические, непрямые) способы воздействия на своих детей. Данные ряда исследований свидетельствуют, что мальчиков родители чаще подвергают физическим наказаниям, чем девочек, а более частые и сильные наказания воспитывают у мальчиков большее сопротивление и большие агрессивные проявления.

На возникновение агрессивных проявлений часто оказывают влияние  другие факторы:

1) оценка другими людьми (оценка степени агрессивности самого наблюдателя);

2) намеренность агрессии (эмоциональная реакция на планируемое насилие);

3) восприятие агрессии (чрезмерное увлечение видео-, аудио-, теле-просмотрами);

4) желание возмездия (ответная реакция на неприемлемое проведение с точки зрения ребенка).

Обобщив и проанализировав данные исследование, наблюдения, можно говорить о том, что детей можно разделить на следующие группы:

1) Дети с социализированными формами нарушений поведения.  Это дети, не имеющие ярко выраженных психических расстройств и легко адаптирующиеся к различным социальным условиям из-за низкого морально-волевого уровня регуляции поведения. У этих детей, как правило, отмечается нравственная нестабильность, слабая совестливость. К этой категории относятся дети с физической и косвенной агрессией.

2) Дети с несоциализированными формами нарушений поведения. Это дети с негативным эмоциональным состоянием, которое является реакцией ребенка на протяженную стрессовую ситуацию или психическую травму, либо представляет собой следствие неудачного разрешения каких-то личных проблем или трудностей.

В целях совершенствования работы в сфере оказания психосоциальной помощи была разработана данная программа.

Цели программы:

¨     Расширение адаптационных возможностей детей;

¨     Расширить принцип конструктивного взаимодействия

 

Задачи  программы:

ü Научить конструктивным формам проявления агрессивных состояний;

ü Снятие недовольства, апатии, плохого настроения;

ü Актуализация «Я»- состояний

ü Проигрывание внутриличностных конфликтов;

Формы проведения:

1) работа с группой и подгруппами;

2) индивидуальная работа

Методы проведения:

1) арт-терапевтические методики;

2) психогимнастические упражнения;

3) беседы;

4) коррекционные упражнения;

5) тестирования;

6) релаксационные упражнения;

7) поведенческая терапия

Ожидаемые результаты:

  • Контроль над проявлениями агрессивных проявлений;
  • Отказ от нежелательного поведения;
  • Оценка социальной ситуации;
  • Расширение продуктивных поведенческих реакций.

 

Занятия рассчитаны для работы с детьми от 10 до 14 лет. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю по заявке или результатам тестирований. Продолжительность занятий составляет 40-50 минут.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Занятие № 1

1. Методики диагностики агрессивности

2. Датский бокс (если больше 2-х человек)

Цели:  показать, что агрессивность может быть конструктивной (способность отстаивать собственные интересы, сохраняя при этом хорошие отношения с партнером)

3. Упражнение «А кроме того…»

Цели:  снятие недовольства, апатии, плохого настроения, в игровой форме выражаются жалобы, отрицательные эмоции

4.  Техника «Дыхание Треугольником»

5.  Упражнение: Я- состояния, Я- мотивация

Цель: актуализация Я- состояний, Я- мотивации в прошлом, настоящем и будущем

 

Занятие № 2

 

1. Упражнение: «Волшебный базар»

Цели: проигрывание внутриличностных конфликтов, изучение самоотношения, обучение позитивной оценке и принятие собственных негативных качеств

2.  Техника «Дыхание Треугольником»

3. Релаксация

Цели: выбор наиболее приемлемого способа разрядки гнева и агрессивности, проявления негативных эмоций

4. Упражнение «Поймай руку» (Фопель)

Цели: снятие негативного настроения, восстановление телесной и умственной работоспособности, концентрация внимания

 

Занятие № 3

1. Мини лекция «Мир эмоций» (Шкала добрых- злых чувств).

2. Упражнение «Спектр эмоций»

3. Рекомендации по управлению эмоциями и чувствами

4. Упражнение «А кроме того…»

Цели:  снятие недовольства, апатии, плохого настроения, в игровой форме выражаются жалобы, отрицательные эмоции

5.  Техника КРЮКИ КУКА

 

Занятие № 4

1. Мини лекция «Я- эмоциональное»

2. Упражнение «Твое эмоциональное Я»

3. Упражнение «Причины эмоций»

4.  Психотехника «Крюки Деннисона»

5. Релаксация по Е.Башмаковой.

 

Занятие № 5

1. Мини лекция «Настроение»

2. Упражнение « Что может повлиять на ваше настроение?»

3. Упражнение «Контроль за настроением»

4. Упражнение «А кроме того…»

Цели:  снятие недовольства, апатии, плохого настроения, в игровой форме выражаются жалобы, отрицательные эмоции

5. Психотехника «Якорь большого пальца»

 

Занятие № 6

1. Мини лекция «Агрессивная энергия»

2. Упражнение «Контроль за агрессивной энергией»

3. Релаксация

Цели: выбор наиболее приемлемого способа разрядки гнева и агрессивности, проявления негативных эмоций

4. Упражнение: Я- состояния, Я- мотивация

Цель: актуализация Я- состояний, Я- мотивации в прошлом, настоящем и будущем

5.  Психотехника «Крюки Деннисона»

 

Занятие № 7

1. Мини лекция «Характер»

2. Анкета «Ваш характер»

3. Упражнение «А кроме того…»

 Цели:  снятие недовольства, апатии, плохого настроения, в игровой форме выражаются жалобы, отрицательные эмоции

4.  Техника «Дыхание Треугольником»

5. Релаксация по Е.Башмаковой.

 

Занятие № 8

1. Мини лекция «Воля»

2. Тест «Сила воли»

3. Упражнение на самовнушение (помощь в поднятии уровня силы воли)

4. Релаксация

Цели: выбор наиболее приемлемого способа разрядки гнева и агрессивности, проявления негативных эмоций

5. Упражнение «А кроме того…»

Цели:  снятие недовольства, апатии, плохого настроения, в игровой форме выражаются жалобы, отрицательные эмоции

 Занятие № 9

1. Мини лекция «Общение»

2. Релаксация

Цели: выбор наиболее приемлемого способа разрядки гнева и агрессивности, проявления негативных эмоций

3.  Психотехника «Крюки Деннисона»

4. Упражнение «Нарисуй свой гнев»

Цели: снятие агрессивных проявлений через арт-терапию

5. Упражнение: Я- состояния, Я- мотивация

Цель: актуализация Я- состояний, Я- мотивации в прошлом, настоящем и будущем

Занятие № 10

1. Упражнение «А кроме того…»

Цели:  снятие недовольства, апатии, плохого настроения, в игровой форме выражаются жалобы, отрицательные эмоции

2. Психотехника «Ключ»

3.  Техника «Дыхание Треугольником»

4.  Техника КРЮКИ КУКА

5. Методики диагностики агрессивности

 6. Релаксация по Е.Башмаковой.

 

Составители программы: педагог- психолог Артюхина Е.В.,     учитель, конфликтолог Каверина Е.В.

При составлении программы, использовались авторские идеи