Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего возраста. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослых. В более позднем возрасте на первый план все активнее выдвигаются конфликты и ссоры с ровесниками.
Наблюдения за конфликтами детей во время игровой деятельности позволяют выдвинуть предположение о том, что каждый ребенок имеет собственный круг игрушек, которые он включает во внутренние границы своего «Я».
Проявления агрессивности во многом связаны с процессами поло-ролевой идентификации ребенка или особенностями «эдиповой ситуации» в семье. Использование техники «Doll-play» (когда ребенок играет в куклы, представляющие членов семьи), позволило установить, что игра мальчиков отличается большей агрессивностью к куклам, чем игра девочек. Наибольшая агрессия у мальчиков наблюдалась к кукле «отца», а наименьшая- к кукле «матери». У девочек – наоборот. Было также замечено, что мальчики, имеющие отца, проявляют больше агрессивности, чем мальчики, выросшие без отца (Й.Шванцара, 1990).
Исследования показали, что если взять наиболее простые и часто встречающиеся формы детской агрессии (обидеть, ударить), то у детей в возрасте от 3 до 11 лет можно наблюдать, в среднем, по 9-10 агрессивных проявлений за 1 час. С возрастом происходит смена форм агрессии: частота простого физического нападения уменьшается за счет роста других форм (соперничество, оскорбление). Выявлено, что способность к использованию непрямых способов агрессивного поведения формируется у девочек к 11-летнему возрасту. А в целом в возрастной группе 11 лет дети наиболее высоко оценивают себя по уровню агрессивных проявлений (Х.Хекхаузен, 1996).
Впоследствии при переходе от младшего школьного к подростковому возрасту соотношение таких поведенческих реакций, как физическая, вербальная, косвенная агрессии и негативизм, существенно меняется. У мальчиков на протяжении всех возрастных этапов устойчиво доминируют физическая агрессия и негативизм, а у девочек- негативизм и вербальная агрессия.
Социализацией агрессии можно назвать процесс научения контролю собственных агрессивных устремлений или выражение их в формах, приемлемых в обществе. Опираясь на полученные данные, можно говорить о том, что на социализацию агрессии оказывают влияние следующие факторы:
1) образец отношений и поведение родителей и близких людей ребенка;
2) характер подкрепления агрессивного поведения со стороны
окружающих ребенка людей.
Если рассмотреть особенности родительских наказаний, то установлено, что отцы предпочитают физические наказания, а матери- другие (психологические, непрямые) способы воздействия на своих детей. Данные ряда исследований свидетельствуют, что мальчиков родители чаще подвергают физическим наказаниям, чем девочек, а более частые и сильные наказания воспитывают у мальчиков большее сопротивление и большие агрессивные проявления.
На возникновение агрессивных проявлений часто оказывают влияние другие факторы:
1) оценка другими людьми (оценка степени агрессивности самого наблюдателя);
2) намеренность агрессии (эмоциональная реакция на планируемое насилие);
3) восприятие агрессии (чрезмерное увлечение видео-, аудио-, теле-просмотрами);
4) желание возмездия (ответная реакция на неприемлемое проведение с точки зрения ребенка).
Обобщив и проанализировав данные исследование, наблюдения, можно говорить о том, что детей можно разделить на следующие группы:
1) Дети с социализированными формами нарушений поведения. Это дети, не имеющие ярко выраженных психических расстройств и легко адаптирующиеся к различным социальным условиям из-за низкого морально-волевого уровня регуляции поведения. У этих детей, как правило, отмечается нравственная нестабильность, слабая совестливость. К этой категории относятся дети с физической и косвенной агрессией.
2) Дети с несоциализированными формами нарушений поведения. Это дети с негативным эмоциональным состоянием, которое является реакцией ребенка на протяженную стрессовую ситуацию или психическую травму, либо представляет собой следствие неудачного разрешения каких-то личных проблем или трудностей.
В целях совершенствования работы в сфере оказания психосоциальной помощи была разработана данная программа.
Цели программы:
¨ Расширение адаптационных возможностей детей;
¨ Расширить принцип конструктивного взаимодействия
Задачи программы:
ü Научить конструктивным формам проявления агрессивных состояний;
ü Снятие недовольства, апатии, плохого настроения;
ü Актуализация «Я»- состояний
ü Проигрывание внутриличностных конфликтов;
Формы проведения:
1) работа с группой и подгруппами;
2) индивидуальная работа
Методы проведения:
1) арт-терапевтические методики;
2) психогимнастические упражнения;
3) беседы;
4) коррекционные упражнения;
5) тестирования;
6) релаксационные упражнения;
7) поведенческая терапия
Ожидаемые результаты:
- Контроль над проявлениями агрессивных проявлений;
- Отказ от нежелательного поведения;
- Оценка социальной ситуации;
- Расширение продуктивных поведенческих реакций.
Занятия рассчитаны для работы с детьми от 10 до 14 лет. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю по заявке или результатам тестирований. Продолжительность занятий составляет 40-50 минут.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Занятие № 1
1. Методики диагностики агрессивности
2. Датский бокс (если больше 2-х человек)
Цели: показать, что агрессивность может быть конструктивной (способность отстаивать собственные интересы, сохраняя при этом хорошие отношения с партнером)
3. Упражнение «А кроме того…»
Цели: снятие недовольства, апатии, плохого настроения, в игровой форме выражаются жалобы, отрицательные эмоции
4. Техника «Дыхание Треугольником»
5. Упражнение: Я- состояния, Я- мотивация
Цель: актуализация Я- состояний, Я- мотивации в прошлом, настоящем и будущем
Занятие № 2
1. Упражнение: «Волшебный базар»
Цели: проигрывание внутриличностных конфликтов, изучение самоотношения, обучение позитивной оценке и принятие собственных негативных качеств
2. Техника «Дыхание Треугольником»
3. Релаксация
Цели: выбор наиболее приемлемого способа разрядки гнева и агрессивности, проявления негативных эмоций
4. Упражнение «Поймай руку» (Фопель)
Цели: снятие негативного настроения, восстановление телесной и умственной работоспособности, концентрация внимания
Занятие № 3
1. Мини лекция «Мир эмоций» (Шкала добрых- злых чувств).
2. Упражнение «Спектр эмоций»
3. Рекомендации по управлению эмоциями и чувствами
4. Упражнение «А кроме того…»
Цели: снятие недовольства, апатии, плохого настроения, в игровой форме выражаются жалобы, отрицательные эмоции
5. Техника КРЮКИ КУКА
Занятие № 4
1. Мини лекция «Я- эмоциональное»
2. Упражнение «Твое эмоциональное Я»
3. Упражнение «Причины эмоций»
4. Психотехника «Крюки Деннисона»
5. Релаксация по Е.Башмаковой.
Занятие № 5
1. Мини лекция «Настроение»
2. Упражнение « Что может повлиять на ваше настроение?»
3. Упражнение «Контроль за настроением»
4. Упражнение «А кроме того…»
Цели: снятие недовольства, апатии, плохого настроения, в игровой форме выражаются жалобы, отрицательные эмоции
5. Психотехника «Якорь большого пальца»
Занятие № 6
1. Мини лекция «Агрессивная энергия»
2. Упражнение «Контроль за агрессивной энергией»
3. Релаксация
Цели: выбор наиболее приемлемого способа разрядки гнева и агрессивности, проявления негативных эмоций
4. Упражнение: Я- состояния, Я- мотивация
Цель: актуализация Я- состояний, Я- мотивации в прошлом, настоящем и будущем
5. Психотехника «Крюки Деннисона»
Занятие № 7
1. Мини лекция «Характер»
2. Анкета «Ваш характер»
3. Упражнение «А кроме того…»
Цели: снятие недовольства, апатии, плохого настроения, в игровой форме выражаются жалобы, отрицательные эмоции
4. Техника «Дыхание Треугольником»
5. Релаксация по Е.Башмаковой.
Занятие № 8
1. Мини лекция «Воля»
2. Тест «Сила воли»
3. Упражнение на самовнушение (помощь в поднятии уровня силы воли)
4. Релаксация
Цели: выбор наиболее приемлемого способа разрядки гнева и агрессивности, проявления негативных эмоций
5. Упражнение «А кроме того…»
Цели: снятие недовольства, апатии, плохого настроения, в игровой форме выражаются жалобы, отрицательные эмоции
Занятие № 9
1. Мини лекция «Общение»
2. Релаксация
Цели: выбор наиболее приемлемого способа разрядки гнева и агрессивности, проявления негативных эмоций
3. Психотехника «Крюки Деннисона»
4. Упражнение «Нарисуй свой гнев»
Цели: снятие агрессивных проявлений через арт-терапию
5. Упражнение: Я- состояния, Я- мотивация
Цель: актуализация Я- состояний, Я- мотивации в прошлом, настоящем и будущем
Занятие № 10
1. Упражнение «А кроме того…»
Цели: снятие недовольства, апатии, плохого настроения, в игровой форме выражаются жалобы, отрицательные эмоции
2. Психотехника «Ключ»
3. Техника «Дыхание Треугольником»
4. Техника КРЮКИ КУКА
5. Методики диагностики агрессивности
6. Релаксация по Е.Башмаковой.
Составители программы: педагог- психолог Артюхина Е.В., учитель, конфликтолог Каверина Е.В.
При составлении программы, использовались авторские идеи.