• Научно-методическая работа

    Научно-методическая работа Центра

    подробнее
  • Школьное отделение

    Начальное общее образование для детей с ограниченными возможностями здоровья

    подробнее
  • Коррекционное отделение

    Диагностическая и коррекционная работа

    подробнее
  • Наши специалисты

    Лучшее, что есть у нас – это наши специалисты!.

    подробнее
  • Ресурсный центр инклюз. и спец. образования

    Информация об инклюзивном и специальном образовании

    подробнее

К. Чуковский “От двух до пяти”

рКогда Ляле было два с половиной года, какой-то незнакомый спросил ее в шутку:
- Ты хотела бы быть моей дочкой?
Она ответила ему величаво:
- Я мамина и больше никовойная.

 

•  Однажды мы гуляли с Лялей по взморью, и она впервые в жизни увидела вдали пароход.
- Мама, мама, паровоз купается! - пылко закричала она.

 

•  Милая детская речь! Никогда не устану ей радоваться. С большим удовольствием подслушал я такой диалог:
- Мне сам папа сказал...
- Мне сама мама сказала...
- Но ведь папа самее мамы... Папа гораздо самее.

 

•  Было приятно узнавать от детей, что у лысого голова босиком, что от мятных лепешек во рту сквознячок, что женщина-дворник - дворняжка.

 

•  Весело мне было услышать, как трехлетняя спящая девочка внезапно пробормотала во сне:
- Мама, закрой мою заднюю ногу!

•  - Папа, смотри, как твои брюки нахмурились!
- Бабушка! Ты моя лучшая любовница!
- Ой, мама, какие у тебя толстопузые ноги!

•  - Наша бабуля зарезала зимою гусей, чтоб они не простудились.
- Мама, как мне жалко лошадок, что они не могут в носу ковырять.

 

•  - Бабушка, ты умрешь?
- Умру.
- Тебя в яму закопают?
- Закопают.
- Глубоко?
- Глубоко.
- Вот когда я буду твою швейную машину вертеть!

 

Жорж разрезал лопаткой дождевого червя пополам.
- Зачем ты это сделал?
- Червячку было скучно. Теперь их два. Им стало веселее.

 

•  Старуха рассказала четырехлетнему внуку о страданиях Иисуса Христа: прибили боженьку гвоздями к кресту, а боженька, несмотря на гвозди, воскрес и вознесся.
- Надо было винтиками! - посочувствовал внук.

•  Дедушка признался, что не умеет пеленать новорожденных.
- А как же ты пеленал бабушку, когда она была маленькая?

•  Девочке четырех с половиною лет прочли *Сказку о рыбаке и рыбке*.
- Вот глупый старик, - возмутилась она, - просил у рыбки то новый дом, то новое корыто. Попросил бы сразу новую старуху.

•  - Как ты смеешь драться?
- Ах, мамочка, что же мне делать, если драка так и лезет из меня!

•  - Няня, что это за рай за такой?
- А это где яблоки, груши, апельсины, черешни...
- Понимаю: рай - это компот.

•  - Тетя, вы за тысячу рублей съели бы дохлую кошку?

•  Басом:
- Баба мылом морду моет!
- У бабы не морда, у бабы лицо.
Пошла поглядела опять.
- Нет, все-таки немножечко морда.

•  - Мама, я такая распутница!
И показала веревочку, которую удалось ей распутать.

•  - Жил-был пастух, его звали Макар. И была у него дочь Макарона.
- Ой, мама, какая прелестная гадость!

 - Ну, Нюра, довольно, не плачь!
- Я плачу не тебе, а тете Симе.

•  - Вы и шишку польете?
- Да.
- Чтобы выросли шишенята?

•  Окончание *ята* мы, взрослые, присваиваем только живым существам: ягнята, поросята и проч. Но так как для детей и неживое живо, они пользуются этим окончанием чаще, чем мы, и от них всегда можно слышать:
- Папа, смотри, какие вагонята хорошенькие!

 

•  Сережа двух с половиною лет впервые увидел костер, прыщущий яркими искрами, захлопал в ладоши и крикнул:
- Огонь и огонята! Огонь и огонята!

 

•  Увидел картину с изображением мадонны:
- Мадонна с мадонёнком.

•  - Ой, дедуля, киска чихнула!
- Почему же ты, Леночка, не сказала кошке: на здоровье?
- А кто мне скажет спасибо?

•  Философия искусства:
- Я так много пою, что комната делается большая, красивая...

•  - В Анапе жарко, как сесть на примус.
- Ты же видишь: я вся босая!
- Я встану так рано, что еще поздно будет.
- Не туши огонь, а то спать не видать!

•  Мурка:
- Послушай, папа, фантазительный рассказ: жила-была лошадь, ее звали лягавая... Но потом ее переназвали, потому что она никого не лягала...

•  Рисует цветы, а вокруг три десятка точек.
- Что это? Мухи?
- Нет, запах от цветов.

  - Обо что ты оцарапался?
- Об кошку.

•  Ночью будит усталую мать:
- Мама, мама, если добрый лев встретит знакомую жирафу, он ее съест или нет?

•  - Какой ты страшный спун! Чтобы сейчас было встато!

•  Лялечку побрызгали духами:
- Я вся такая пахлая, Я вся такая духлая.

•  И вертится у зеркала.
- Я, мамочка, красавлюсь!

•  - Когда же вы со мной поиграете? Папа с работы - и сейчас же за книгу. А мама - барыня какая! - сразу стирать начала.

•  Все семейство поджидало почтальона. И вот он появился у самой калитки. Варя, двух с половиной лет, первая заметила его.
- Почтаник, почтаник идет! - радостно возвестила она.

•  Хвастают, сидя рядом на стульчиках:
- Моя бабушка ругается все: черт, черт, черт, черт.
- А моя бабушка все ругается: гошподи, гошподи, гошподи, гошподи!

•  Юра с гордостью думал, что у него самая толстая няня. Вдруг на прогулке в парке он встретил еще более толстую.
- Эта тетя заднее тебя, - укоризненно сказал он своей няне.

•  Трехлетняя Таня, увидев морщинки на лбу у отца, указала на них пальцем и сказала:
- Я не хочу, чтобы у тебя были сердитки!

  Что может быть экспрессивнее отличного детского слова смеяние, означающего многократный и длительный смех.
- Мне аж кисло во рту стало от баловства, от смеяния.

•  Трехлетняя Ната:
- Спой мне, мама, баюльную песню!
*Баюльная песня* (от глагола *баюкать*) - превосходное, звучное слово, более понятное детям, чем *колыбельная песня*, так как в современном быту колыбели давно уже сделались редкостью.

•  Когда трехлетняя Нина впервые увидела в саду червяка, она зашептала в испуге:
- Мама, мама, какой ползук!

•  Двухлетняя Джаночка, купаясь в ванне и заставляя свою куклу нырять, приговаривала:
- Вот притонула, а вот и вытонула!

•  Трехлетний Юра, помогая своей матери снарядить маленького Валю на прогулку, вытащил из-под кровати Валины ботинки, калоши, чулки и гамаши и, подавая, сказал:
- Вот и все Валино обувало!
Одним этим общим словом *обувало* он сразу обозначил все четыре предмета, которые имели отношение к обуви.

•  Так же выразительно великолепное слово брызгань, сочиненное пятилетним мальчишкой:
- Мы хорошо купались. Такую брызгань подняли!

•  Двухлетнюю Сашу спросили:
- Куда ты идешь?
- За песочком.
- Но ты уже принесла.
- Я иду за ещём.

•  Кирилл двух с половиною лет. Когда он был болен, он все время повторял:
- Положите мне на голову холодный мокресс!

•  Одна четырехлетняя девочка вместо слова *термометр* говорила то тепломер, то теплометр, бессознательно переводя это слово на русский язык и в то же время сохраняя его прежнюю видимость.

•  Другая четырехлетняя девочка вместо *петля* говорила цепля, будучи в твердой уверенности, что повторяет услышанное, а не творит нечто новое. Цепля - это куда выразительнее: то, чем цепляешь за крючок.