• Отделение профессионально-трудовой адаптации и профессионального обучения

    Во исполнение поручения Президента Российской Федерации по вопросам создания современных условий для развития и самореализации детей в процессе обучения и воспитания в общеобразовательных организациях МБОУ «Образовательный центр «Созвездие» реализует программы профессионального обучения. Обучение проводится БЕСПЛАТНО. К освоению программ профессионального обучения допускаются лица различного возраста, в том числе не имеющие основного общего или среднего общего образования, включая…

    подробнее
  • Научно-методическая работа

    Научно-методическая работа Центра

    подробнее
  • Школьное отделение

    Начальное общее образование для детей с ограниченными возможностями здоровья

    подробнее
  • Коррекционное отделение

    Диагностическая и коррекционная работа

    подробнее
  • Ресурсный центр инклюз. и спец. образования

    Информация об инклюзивном и специальном образовании

    подробнее

Доклад Смирновой И.Н. Использование сюжетных игр в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи

        Особое место в жизни ребёнка занимает игра. Наиболее эффективным средством развития, отвечающим возрастным особенностям  дошкольников, является игровая  деятельность. В процессе игры у ребёнка формируются новообразования возраста,  психические процессы, речь. 

              В педагогической науке феномен игры рассматривается как способ организации воспитания и обучения, как компонент педагогической культуры, изучаются формы и способы оптимизации игровой деятельности современного поколения.

           В психологии, игра рассматривается как средство активизации психических процессов, средство диагностики, коррекции и адаптации к жизни, исследуются социальные эмоции, сопровождающие игровой феномен.

          С трёх лет ведущим видом деятельности становится игра, в процессе которой  происходит интенсивное развитие речи. В специальных исследованиях подтверждается связь развития речи и сюжетной игры у детей младшего дошкольного возраста. В связи с этим ряд авторов предлагает игру как способ оценки и прогнозирования речевого развития, а так же в целях коррекции речевых расстройств.

            В структуру игры как процесса входят роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; замещение реальных предметов игровыми; реальные отношения между играющими; сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

            Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.  

             Обучение должно быть  развивающим, обогащать дошкольника знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности. Специфической особенностью учебно-воспитательного процесса в детском саду является то, что в них огромное значение имеет игра. Она помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение.  Умелое использование игровой технологии в образовательном процессе  облегчает восприятие информации, создаёт привычные для ребёнка игровые контексты, в которых всё легко и знакомо. Положительные эмоции помогают ребёнку преодолеть все трудности.

           Игра является ведущим видом деятельности  в дошкольном возрасте и при правильном  руководстве со стороны взрослых, способна творить чудеса.   Словно волшебная палочка, она может изменить отношение  детей к тому, что кажется  обычным.  Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил. В играх  учитель-логопед может  лучше узнать  своих воспитанников, их способности, что позволит найти более правильные пути  воздействия и взаимодействия.  Это помогает установить более  доверительные отношения между логопедом и ребёнком, что повлияет на  результат коррекционной работы. Игра помогает сплотить  детский коллектив, включать в активную  деятельность  замкнутых, застенчивых ребят.  В игровой деятельности  воспитывается сознательная дисциплина, дети учатся контролировать свои поступки и оценивать чужие.

         В педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения используются разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно-ролевые.  Все виды игр логопед так же может использовать  для коррекционно-развивающей работы.  У старших дошкольников постепенно  происходит  переход  от игровой деятельности к учебной как к ведущему  виду деятельности школьника. К  моменту выпуска из детского сада  у большинства  детей  сформирована учебная мотивация и необходимые учебные навыки.

         Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве ее средства;
  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

      Логопедические занятия проходят в игровой форме. Начинается занятие с сюрпризного момента - появляется гость, приходит письмо с  заданием для детей или погружение в сказочный сюжет. Что создаёт мотивацию к выполнению игровых действий с соблюдением игровых правил. Создавая игровую ситуацию, я вовлекаю детей в игру, но это специально организованная игра, в процессе которой, путём выполнения упражнений  по заданию героя, осуществляется логопедическая работа. Дети так же могут выполнять роли (спортсмены, путешественники, космонавты, пассажиры и др.).  За  успешное выполнение заданий дети могут оцениваться  фишками, звёздочками и  т.п., что вносит соревновательный элемент. Очень нравятся старшим дошкольникам занятия в форме  конкурса, викторины, соревнования. Но в этом случае логопеду надо продуманно отнестись к распределению детей в команды или подбора детей для выполнения различных заданий, чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал, не замыкался, не стеснялся принять участие в конкурсе. Необходимо создать доброжелательную атмосферу в группе, в команде, чтобы дети поддерживали  друг друга,  действовали совместно, дружно. Общение дошкольника со сверстниками происходит главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, учатся отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы, так что игра оказывает большое влияние на развитие общения детей в этот период.

     Особое внимание я уделяю подбору игрушек.   Игрушки используются на занятиях, как герои, создающие мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент. Почти на каждое  подгрупповое  занятие в старшей группе  «приходит гость». Это может быть динозаврик Звукоежка, медвежонок Умка, умеющий играть на барабане, ослик, играющий на балалайке,  кукла, рассказывающая детям о частях тела, бельчонок, который ищет друзей, старик со старухой из народной сказки и др.  Почти всегда эти игрушки погружают детей в какую-то сказочную или игровую ситуацию, где дети должны помочь героям или  приглашают их поиграть, научить тому, чему учатся сами дети.  В конце занятия они благодарят их за помощь. Такая игровая ситуация  воспитывает нравственные чувства детей, они не просто учились произносить какой-либо звук, но и помогали Умке  выучить его любимый звук У и т.п.

          Для  работы с детьми младшего дошкольного возраста с ЗРР, с ОНР 1 или 2 уровня используются  сюжетно-ролевые игры. Чтобы вызвать ответные  речевые реакции у неговорящего ребёнка  разыгрывается какой-то сюжет с несколькими игрушками и ребёнок вовлекается в сюжетно-ролевую игру. Таким образом, отрабатываются  короткие диалоги, которые могут состоять из звукоподражаний и простых слов, фраз. Сюжетная игра  даёт возможность  повторить вновь появившееся слово, фразу многократно, используя  игровую ситуацию.  Предлагая сюжетную линию, логопед  решает коррекционно-развивающие задачи. Малыши с удовольствием спешат на логопедические занятия.  Отмечено, что для детей, имеющих ОНР, важна игрушка для коммуникации. Они включают её в круг своего общения. Логопед, действуя через игрушку, может достигать большего результата коррекционной работы, чем при прямом контакте. Игрушка сокращает дистанцию между ребёнком и педагогом. Она становится более доверительной. Одна из любимых игрушек – это мяч. Он используется для проведения динамических пауз и дидактических игр.  А мячи-ёжики  и  для массажа рук.                                     

         Для  облегчения усвоения  учебного материала изготовлены несколько дидактических пособий. Замки звуков, в которых постепенно поселяются девочки – гласные звуки и мальчики – согласные звуки, помогают проводить сложную работу по развитию фонематического восприятия  и формированию навыков звукового анализа и синтеза.  Для обозначения  этапов занятия, последовательность выполнения упражнений, заданий  изготовлено пособие «Тропинка испытаний».

          Для привлечения внимания ребёнка к артикуляционной гимнастике используются рисунки к рассказу логопеда «Сказки о весёлом язычке»,  гимнастика со Смешариками.

     Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности детей, но и выполняют ряд других функций:

  • правильно организованная с учётом специфики материала игра помогает  выработать речевые умения и навыки;
  • стимулирует умственную деятельность детей, развивает ВПФ;
  • игра - один из приёмов преодоления пассивности ребят;
  • создаёт мотивацию к логопедическим занятиям;
  • регулирует работоспособность ребёнка;
  • учит ребёнка планировать свою деятельность;
  • регулирует социальное поведение.

 

    Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным. Это  одно из основных требований современной дошкольной педагогики. Ребёнок  в детском саду должен пребывать в психологически комфортной среде, дающей возможность личностного развития.