Особое место в жизни ребёнка занимает игра. Наиболее эффективным средством развития, отвечающим возрастным особенностям дошкольников, является игровая деятельность. В процессе игры у ребёнка формируются новообразования возраста, психические процессы, речь.
В педагогической науке феномен игры рассматривается как способ организации воспитания и обучения, как компонент педагогической культуры, изучаются формы и способы оптимизации игровой деятельности современного поколения.
В психологии, игра рассматривается как средство активизации психических процессов, средство диагностики, коррекции и адаптации к жизни, исследуются социальные эмоции, сопровождающие игровой феномен.
С трёх лет ведущим видом деятельности становится игра, в процессе которой происходит интенсивное развитие речи. В специальных исследованиях подтверждается связь развития речи и сюжетной игры у детей младшего дошкольного возраста. В связи с этим ряд авторов предлагает игру как способ оценки и прогнозирования речевого развития, а так же в целях коррекции речевых расстройств.
В структуру игры как процесса входят роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; замещение реальных предметов игровыми; реальные отношения между играющими; сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.
Обучение должно быть развивающим, обогащать дошкольника знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности. Специфической особенностью учебно-воспитательного процесса в детском саду является то, что в них огромное значение имеет игра. Она помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование игровой технологии в образовательном процессе облегчает восприятие информации, создаёт привычные для ребёнка игровые контексты, в которых всё легко и знакомо. Положительные эмоции помогают ребёнку преодолеть все трудности.
Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте и при правильном руководстве со стороны взрослых, способна творить чудеса. Словно волшебная палочка, она может изменить отношение детей к тому, что кажется обычным. Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил. В играх учитель-логопед может лучше узнать своих воспитанников, их способности, что позволит найти более правильные пути воздействия и взаимодействия. Это помогает установить более доверительные отношения между логопедом и ребёнком, что повлияет на результат коррекционной работы. Игра помогает сплотить детский коллектив, включать в активную деятельность замкнутых, застенчивых ребят. В игровой деятельности воспитывается сознательная дисциплина, дети учатся контролировать свои поступки и оценивать чужие.
В педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения используются разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно-ролевые. Все виды игр логопед так же может использовать для коррекционно-развивающей работы. У старших дошкольников постепенно происходит переход от игровой деятельности к учебной как к ведущему виду деятельности школьника. К моменту выпуска из детского сада у большинства детей сформирована учебная мотивация и необходимые учебные навыки.
Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства;
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Логопедические занятия проходят в игровой форме. Начинается занятие с сюрпризного момента - появляется гость, приходит письмо с заданием для детей или погружение в сказочный сюжет. Что создаёт мотивацию к выполнению игровых действий с соблюдением игровых правил. Создавая игровую ситуацию, я вовлекаю детей в игру, но это специально организованная игра, в процессе которой, путём выполнения упражнений по заданию героя, осуществляется логопедическая работа. Дети так же могут выполнять роли (спортсмены, путешественники, космонавты, пассажиры и др.). За успешное выполнение заданий дети могут оцениваться фишками, звёздочками и т.п., что вносит соревновательный элемент. Очень нравятся старшим дошкольникам занятия в форме конкурса, викторины, соревнования. Но в этом случае логопеду надо продуманно отнестись к распределению детей в команды или подбора детей для выполнения различных заданий, чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал, не замыкался, не стеснялся принять участие в конкурсе. Необходимо создать доброжелательную атмосферу в группе, в команде, чтобы дети поддерживали друг друга, действовали совместно, дружно. Общение дошкольника со сверстниками происходит главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, учатся отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы, так что игра оказывает большое влияние на развитие общения детей в этот период.
Особое внимание я уделяю подбору игрушек. Игрушки используются на занятиях, как герои, создающие мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент. Почти на каждое подгрупповое занятие в старшей группе «приходит гость». Это может быть динозаврик Звукоежка, медвежонок Умка, умеющий играть на барабане, ослик, играющий на балалайке, кукла, рассказывающая детям о частях тела, бельчонок, который ищет друзей, старик со старухой из народной сказки и др. Почти всегда эти игрушки погружают детей в какую-то сказочную или игровую ситуацию, где дети должны помочь героям или приглашают их поиграть, научить тому, чему учатся сами дети. В конце занятия они благодарят их за помощь. Такая игровая ситуация воспитывает нравственные чувства детей, они не просто учились произносить какой-либо звук, но и помогали Умке выучить его любимый звук У и т.п.
Для работы с детьми младшего дошкольного возраста с ЗРР, с ОНР 1 или 2 уровня используются сюжетно-ролевые игры. Чтобы вызвать ответные речевые реакции у неговорящего ребёнка разыгрывается какой-то сюжет с несколькими игрушками и ребёнок вовлекается в сюжетно-ролевую игру. Таким образом, отрабатываются короткие диалоги, которые могут состоять из звукоподражаний и простых слов, фраз. Сюжетная игра даёт возможность повторить вновь появившееся слово, фразу многократно, используя игровую ситуацию. Предлагая сюжетную линию, логопед решает коррекционно-развивающие задачи. Малыши с удовольствием спешат на логопедические занятия. Отмечено, что для детей, имеющих ОНР, важна игрушка для коммуникации. Они включают её в круг своего общения. Логопед, действуя через игрушку, может достигать большего результата коррекционной работы, чем при прямом контакте. Игрушка сокращает дистанцию между ребёнком и педагогом. Она становится более доверительной. Одна из любимых игрушек – это мяч. Он используется для проведения динамических пауз и дидактических игр. А мячи-ёжики и для массажа рук.
Для облегчения усвоения учебного материала изготовлены несколько дидактических пособий. Замки звуков, в которых постепенно поселяются девочки – гласные звуки и мальчики – согласные звуки, помогают проводить сложную работу по развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза. Для обозначения этапов занятия, последовательность выполнения упражнений, заданий изготовлено пособие «Тропинка испытаний».
Для привлечения внимания ребёнка к артикуляционной гимнастике используются рисунки к рассказу логопеда «Сказки о весёлом язычке», гимнастика со Смешариками.
Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности детей, но и выполняют ряд других функций:
- правильно организованная с учётом специфики материала игра помогает выработать речевые умения и навыки;
- стимулирует умственную деятельность детей, развивает ВПФ;
- игра - один из приёмов преодоления пассивности ребят;
- создаёт мотивацию к логопедическим занятиям;
- регулирует работоспособность ребёнка;
- учит ребёнка планировать свою деятельность;
- регулирует социальное поведение.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным. Это одно из основных требований современной дошкольной педагогики. Ребёнок в детском саду должен пребывать в психологически комфортной среде, дающей возможность личностного развития.