Цель реализации технологии: формирование и коррекция лексико-грамматической стороны речи дошкольников
Задачи:
- Формирование речевой активности.
- Расширение пассивного и активного словаря.
- Формирование навыков словоизменения.
- Формирование навыков словообразования.
- Формирование навыков употребления простых и сложных предложений.
В зависимости от степени речевого нарушения выделяются три уровня речевого развития детей (по. Р. Е. Левиной). В соответствии с этим вся коррекционная работа делится также на три этапа. На каждом этапе проводится работа по расширению словаря, формированию фразовой речи. Вместе с тем каждый этап имеет и свои особенности.
Направления коррекции лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи первого уровня:
Лексика
-Предметный словарь и словарь действий (положи, подними, покатай и др.) по теме «Игрушки»
-Предметный словарь и словарь действий (пьет, ест, режет, варит и др.) по теме «Посуда»
-Предметный словарь и словарь действий (собирает, ест, моет и др.) по теме «Фрукты».
-Предметный словарь и словарь действий (копает, сажает, варит, чистит и др.) по теме «Овощи».
-Предметный словарь и словарь действий (летает, клюет, плавает и др.) по теме «Птицы»;
-Предметный словарь и словарь действий по теме «Дикие животные»;
-Предметный словарь и словарь действий по теме «Домашние животные».
-Предметный словарь и словарь действий по теме «Одежда».
Грамматический строй речи
-Понятия «один», «много».
-Отработка навыков употребления винительного падежа и. сущ. без предлога (несу кашу, вату и др.);
-Формирование навыков использования двухсловного предложения.
-Прослушивание сказок «Репка», «Теремок»;
-Ответы на вопросы по сказке (по картинкам);
-Пересказ сказки с опорой на серию картинок.
Направления коррекции лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи второго уровня:
Лексика:
-«Осень»
-«Овощи»
-«Фрукты»
-«Одежда»
-«Обувь»
-«Перелетные птицы»
-«Дикие животные»
-«Домашние животные»
-«Зима»
-«Зимние забавы»
-«Зимующие птицы»
-«Домашние птицы»
-«Мебель»
-«Рыбы»
-«Насекомые»
-«Игрушки»
-«Профессии наших пап»
-«Весна»
-«Цветы»
-«Времена года»
Грамматический строй речи:
-Согласование прилагательных с существительными.
-Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
-Различение на слух разницы в окончаниях глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени
-Дифференциация вопросов кого? что? в зависимости от одушевленности — неодушевленности существительного
-Составление 3-словного предложения по модели с заменой дополнения
-Различение на слух глаголов единственного и множественного числа; подбор к глаголу существительных в единственном или множественном числе в соответствии с числом глагола.
-Подбор числительных «один» или «одна» к существительному и наоборот — существительное к числительному.
-Родительный падеж существительных единственного числа.
-Родительный падеж существительных с предлогом У.
-Приставочные глаголы.
-Предлог На.
-Согласование числительных «два», «две» с существительными.
-Дательный падеж существительных единственного числа.
-Ответы на вопрос 4-словным предложением, составленным без наглядной опоры с включением существительного в дательном падеже; учить контролировать количество названных слов по схеме.
4-словное предложение без наглядной опоры с включением существительного в творительном падеже единственного числа; закрепить умение контролировать количество слов в предложении по схеме.
-Согласование местоимений МОЙ, МОЯ с существительными в роде
-Предлог ПОД.
-Существительные в творительном падеже единственного числа.
-Предлог О
-Падежные конструкции существительных единственного числа.
Направления коррекции лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня:
Лексика:
-«Осень»
-«Овощи»
-«Фрукты»
– «Одежда»
-«Обувь»
-«Перелетные птицы»
-«Дикие животные»
-«Домашние животные и птицы»
-«Зима»
-«Транспорт»
-«Зимующие птицы»
-«Посуда»
-«Мебель»
– «День защитника Отечества»
– «Насекомые»
-«Животные жарких стран»
-«Профессии наших мам»
-«Животные Севера»
– «Весна»
– «Времена года»
Грамматический строй речи и связная речь:
-Падежные конструкции существительных единственного числа.
-Предлог В.
-Ответы на вопросы: какой по цвету? какой по форме? какой по величине?
-Подбор нескольких прилагательных к одному существительному и наоборот.
-Предлоги В, НА, ПОД.
-Относительные прилагательные.
-Родительный падеж существительных во множественном числе.
-Распространение предложений путем введения однородных определений. -Предлог К.
-Глаголы – антонимы.
-Предлог ОТ.
-Предлг НАД.
-Предлог ЗА.
-Предлог ИЗ-ЗА.
-Предлог ИЗ-ПОД.
-Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.
-Притяжательные прилагательные.
-Предложно-падежные конструкции существительных в единственном числе.
-Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин
-Пересказ рассказа с опорой на одну сюжетную картину
-Составление рассказа по серии сюжетных картин.
-Составление рассказа по одной сюжетной картине.