• Отделение профессионально-трудовой адаптации и профессионального обучения

    Во исполнение поручения Президента Российской Федерации по вопросам создания современных условий для развития и самореализации детей в процессе обучения и воспитания в общеобразовательных организациях МБОУ «Образовательный центр «Созвездие» реализует программы профессионального обучения. Обучение проводится БЕСПЛАТНО. К освоению программ профессионального обучения допускаются лица различного возраста, в том числе не имеющие основного общего или среднего общего образования, включая…

    подробнее
  • Научно-методическая работа

    Научно-методическая работа Центра

    подробнее
  • Школьное отделение

    Начальное общее образование для детей с ограниченными возможностями здоровья

    подробнее
  • Коррекционное отделение

    Диагностическая и коррекционная работа

    подробнее
  • Ресурсный центр инклюз. и спец. образования

    Информация об инклюзивном и специальном образовании

    подробнее

Балашова О.П. “Технология коррекции лексико-грамматической стороны речи у дошкольников в условиях специализированного психологического центра”

Цель реализации технологии: формирование и коррекция лексико-грамматической стороны речи дошкольников

Задачи:

  1. Формирование речевой активности.
  2. Расширение пассивного и активного словаря.
  3. Формирование навыков словоизменения.
  4. Формирование навыков словообразования.
  5. Формирование навыков употребления простых и сложных предложений.

 В зависимости от степени речевого нарушения выделяются три уровня речевого развития детей (по. Р. Е. Левиной). В соответствии с этим вся коррекционная работа делится также на три этапа. На каждом этапе проводится работа по расширению словаря, формированию фразовой речи. Вместе с тем каждый этап имеет и свои особенности.

 Направления коррекции лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи первого уровня:

Лексика

-Предметный словарь и словарь действий (положи, подними, покатай и др.)  по теме «Игрушки»

-Предметный словарь и словарь действий (пьет, ест, режет, варит  и др.)  по теме «Посуда»

-Предметный словарь и словарь действий (собирает, ест, моет и др.)  по теме «Фрукты».

-Предметный словарь и словарь действий (копает, сажает, варит, чистит и др.)  по теме «Овощи».

-Предметный словарь и словарь действий (летает, клюет, плавает  и др.)  по теме «Птицы»;

-Предметный словарь и словарь действий по теме «Дикие животные»;

-Предметный словарь и словарь действий по теме «Домашние животные».

-Предметный словарь и словарь действий по теме «Одежда».

Грамматический строй речи

-Понятия «один», «много».

-Отработка навыков употребления винительного падежа и. сущ. без предлога (несу кашу, вату и др.);

-Формирование навыков использования двухсловного предложения.

-Прослушивание сказок «Репка», «Теремок»;

-Ответы на вопросы по сказке (по картинкам);

-Пересказ сказки с опорой на серию картинок.

Направления коррекции лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи второго уровня:

Лексика:

-«Осень»

-«Овощи»

-«Фрукты»

-«Одежда»

-«Обувь»

-«Перелетные птицы»

-«Дикие животные»

-«Домашние животные»

-«Зима»

-«Зимние забавы»

-«Зимующие птицы»

-«Домашние птицы»

-«Мебель»

-«Рыбы»

-«Насекомые»

-«Игрушки»

-«Профессии наших пап»

-«Весна»

-«Цветы»

-«Времена года»

 Грамматический строй речи:

-Согласование прилагательных с существительными.

-Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

-Различение на слух разницы в окончаниях глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени

-Дифференциация вопросов кого? что? в зависимости от одушевленности — неодушевленности существительного

-Составление 3-словного предложения по модели с заменой дополнения

-Различение на слух глаголов единственного и множественного числа; подбор к глаголу существительных в единственном или множественном числе в соответствии с числом глагола.

-Подбор числительных «один» или «одна» к существительному и наоборот — существительное к числительному.

-Родительный падеж существительных единственного числа.

-Родительный падеж существительных с предлогом У.

-Приставочные глаголы.

-Предлог На.

-Согласование числительных «два», «две» с существительными.

-Дательный падеж существительных единственного числа.

-Ответы на вопрос 4-словным предложением, составленным без наглядной опоры с включением существительного в дательном падеже; учить контролировать количество названных слов по схеме.

4-словное предложение без наглядной опоры с включением существительного в творительном падеже единственного числа; закрепить умение контролировать количество слов в предложении по схеме.

-Согласование местоимений МОЙ, МОЯ с существительными в роде

-Предлог ПОД.

-Существительные в творительном падеже единственного числа.

-Предлог О

-Падежные конструкции существительных единственного числа.

 Направления коррекции лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня:

 Лексика:

-«Осень»

-«Овощи»

-«Фрукты»

– «Одежда»

-«Обувь»

-«Перелетные птицы»

-«Дикие животные»

-«Домашние животные и птицы»

-«Зима»

-«Транспорт»

-«Зимующие птицы»

-«Посуда»

-«Мебель»

– «День защитника Отечества»

– «Насекомые»

-«Животные жарких стран»

-«Профессии наших мам»

-«Животные Севера»

– «Весна»

– «Времена года»

Грамматический строй речи и связная речь:

-Падежные конструкции существительных единственного числа.

-Предлог В.

-Ответы на вопросы: какой по цвету? какой по форме? какой по величине?

-Подбор нескольких прилагательных к одному существительному и наоборот.

-Предлоги В, НА, ПОД.

-Относительные прилагательные.

-Родительный падеж существительных во множественном числе.

-Распространение предложений путем введения однородных определений. -Предлог К.

-Глаголы – антонимы.

-Предлог ОТ.

-Предлг НАД.

-Предлог ЗА.

-Предлог ИЗ-ЗА.

-Предлог ИЗ-ПОД.

-Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.

-Притяжательные прилагательные.

-Предложно-падежные конструкции существительных в единственном числе.

-Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин

-Пересказ рассказа с опорой на одну сюжетную картину

-Составление рассказа по серии сюжетных картин.

-Составление рассказа по одной сюжетной картине.